Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В прокат вышел военный детектив «Три дня до весны», новая работа киностудии «Ленфильм». Действие фильма происходит в блокадном Ленинграде зимой 1942 года. Сценарий создавали Аркадий Высоцкий, Александр Бородянский, а снимал режиссер Александр Касаткин в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области.

Ленинград, февраль 1942 года. У офицера госбезопасности Андреева (Кирилл Плетнев) и молодого врача Марицкой (Елена Лотова) есть всего 72 часа, чтобы предотвратить катастрофу — заражение чумой. Жизнь и смерть, любовь и предательство переплетаются в стремительно развивающихся событиях… Съемки фильма проходили в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области.

— Это моя первая главная роль в полном метре, до этого были сериалы и короткометражки. Впервые снималась в Петербурге и на «Ленфильме», — рассказала Елена Лотова. — Прошла кастинг. Долго утверждали актеров, включая массовку, немцев. В каждой работе узнаешь что-то новое. Моя героиня — врач-эпидемиолог, она консультирует сотрудников НКВД. Я столько нового узнала во время подготовки про чуму! Мне надо было зашить рану герою, а еще играть на пианино. Музыкальную школу я не оканчивала, но всему научилась. Фильм уже оценили люди старшего поколения, пережившие войну и блокаду. В Вологде был бесплатный показ. Это дорогого стоит, когда к тебе подходят ветераны, отдают свои гвоздики и говорят: «Спасибо вам за фильм! Все было в Ленинграде именно так». Хочется, чтобы фильм посмотрела и молодежь: историю мы знаем плохо, очевидцы событий уходят из жизни.

— Я тоже впервые снимался на «Ленфильме», — поведал Кирилл Плетнев. — Я сам ленинградец, здесь окончил школу и театральный институт, и мне приятно, что снялся в фильме, где грифом и заставкой идет Медный всадник. Не раз доводилось играть людей в погонах, сниматься в военной форме, но здесь она вторична, мне даже стрелять не пришлось. На первом плане у нас — человеческая история и история города. Это для меня ценно. Нашей семьи блокада тоже коснулась. Моя бабушка пережила это страшное испытание, но потеряла двух маленьких деток — братьев моей мамы.

В создании картины съемочной группе помогали историки, ветераны и жители блокадного Ленинграда. Фильм уже был представлен на специальном показе для ветеранов войны и блокадников. Члены общества «Жители блокадного Ленинграда» после просмотра написали авторам письмо: «Благодарим съемочную группу за создание потрясающего фильма. Эту сторону блокады мы мало знали. Выходили из зала со слезами на глазах».

72 часа до катастрофы
72 часа до катастрофы

— Сегодня кинематографисты не так часто решаются коснуться темы войны, тем более блокады Ленинграда, потому что допустить ошибку здесь страшнее всего. Обратите внимание на эфир телеканалов в праздники Дня Победы — в основном телезрители смотрят ретроспективы о войне. Фильмом «Три дня до весны» мы хотим сделать подарок нашим ветеранам, рассказав в лучших традициях ленинградской школы кино о событиях суровой зимы 1942 года, о защитниках города, которые каждый день совершали подвиг. Картина основана на рассказах очевидцев, блокадников, которые сейчас находятся в здравии, сильны духом и делятся своими переживаниями, воспоминаниями о тех временах. Конечно, необходимо задокументировать эти бесценные истории, запечатлеть в кинематографе для потомков. Первыми зрителями нашего фильма уже стали ветераны — мы услышали искренние слова благодарности и поняли, что подарок пришелся им по душе. Это огромная честь, но стоит отметить, что фильм обращается и к молодому поколению. «Три дня до весны» также посмотрела фокус-группа детей от 12 лет, и все они оставили положительные отзывы, — говорит продюсер Эдуард Пичугин.

«Три дня до весны» — первый фильм новой трилогии «Ленфильма» о блокаде Ленинграда (два следующих расскажут о других подвигах героев-ленинградцев).

Картину уже высоко оценили на Международном фестивале «ДетективФЕСТ» в Москве, присудив первый приз в номинации «Лучший детектив».

«РГ»

Кстати

Одну из главных ролей в фильме сыграл Евгений Сидихин. Его герой — начальник городского НКВД. Прообразом для него стал реально существовавший человек Петр Кубаткин, который с 1941 по 1946 год возглавлял Управление НКВД по Ленинграду, позже репрессированный по «ленинградскому делу» и реабилитированный. Благодаря Кубаткину, с одной стороны — жесткому и требовательному руководителю, с другой — оказывающему доверие и поддержку своим проверенным сотрудникам, были предотвращены многие диверсии в блокадном городе.

Специально для фильма композитор Антон Лубченко написал партитуру общей длительностью 1 час 10 минут, в концертном зале Мариинского театра записали саундтрек с участием симфонического оркестра.

Большое количество съемок разрушенных войной зданий проходило на территории завода «Красный треугольник» в Санкт-Петербурге.

Дедушка режиссера Александра Касаткина, Борис Михайлович Касаткин, в годы войны служил в противочумной бригаде.

Рабочие названия фильма: «Ленинградский вальс»,

«БлокАда», «Блок А».

Копия «Трех дней до весны» отправлена на МКС российским космонавтам.

Комментарии

Светлана Кармалита, главный редактор киностудии «Ленфильм», вдова режиссера Алексея Германа-старшего:

— Мы много спорили с Алешей, чаще побеждал он, но был спор, который разрешения не имеет. Он говорил, что кино — искусство грубое, а я считаю, что кино — искусство тонкое. В фильме «Три дня до весны» благодаря студии, мужеству режиссера Саши Касаткина есть две линии: детективная (кино — искусство грубое) и взаимоотношения людей (тонкое). На мой взгляд, картина получилась. И, заметьте, здесь актеры умеют играть глазами, что сейчас встречается редко. Я счастлива.

Александр Касаткин, режиссер:

— Сценарий «Трех дней до весны» попал ко мне волею судьбы и пришелся очень кстати. Мой дед был эпидемиологом в годы войны и многое рассказывал о сотрудниках противочумной службы, о которых идет речь в картине. Эти люди делали огромную работу, но мы и сегодня не знаем, какие опасности были ликвидированы — ранее информация была засекречена, но и теперь не афишируется. Снимать картину на эту особую тему для любого режиссера — большая ответственность. Она может стать большой удачей или большим провалом. Для меня этот фильм — прежде всего раскрытие темы войны, к которой я глубоко неравнодушен.

Антон Лубченко, композитор:

— Я с радостью согласился написать музыку к картине «Три дня до весны». Уверен, что многие ждут возвращения в кино именно симфонической музыки. Когда в фильме звучат композиции, записанные на синтезаторе и компьютере, это часто свидетельствует о низком качестве фильма, если только не отвечает поставленной цели, как у Эдуарда Артемьева в «Солярисе». Меня очень радует, что потихоньку кинопродюсеры начинают приходить к пониманию важности музыки для восприятия истории.

Руслан Герасименков, оператор:

— Мы не стремились показать современный взгляд на войну, не использовали приемы, которые часто применяются в больших военных фильмах. Задачей было, скорее, создать у зрителя ощущение правдивого рассказа, даже документальности. Мы ориентировались на хроникальные фотографии и советские классические фильмы.

Довольно сложно было смоделировать Ленинград под завалами снега в условиях современной зимы. В то же время сезон был морозным, а снимали мы в холодных интерьерах, промозглых помещениях с живыми реалистичными фактурами — актерам пришлось померзнуть, зато это сыграло на руку достоверности.

Как проходили съемки

Съемки фильма проходили с января по март 2016 года в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области — Кронштадте, Гатчине и Всеволожском районе. Разрушенные здания снимали на территории завода «Красный треугольник».

Режиссером картины выступил Александр Касаткин, известный по фильмам «Дочь» и «Слушая тишину».

Съемочной группе фильма помогали ветераны и жители блокадного Ленинграда. В частности, создателей ленты консультировали ветеран спецслужб России Борис Пидемский и почетный гражданин Санкт-Петербурга, участник легендарной операции альпинистов по маскировке шпилей Ленинграда Михаил Бобров. Кроме того, некоторые факты в ленте были взяты из «Блокадной книги» писателя Даниила Гранина.

16.05.2017 в 11:13