Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Ярмарка вакансий собрала в стенах университета будущих выпускников вуза, представителей Министерства образования и науки республики, руководителей органов управления образованием районов и городских округов, директоров и учителей школ со всей Адыгеи, представителей АРО профсоюза работников народного образования.

Сегодня процесс подготовки педагогических кадров и интеграции их в конкретные школы — стратегическая задача для всего нашего государства, потому как роль учителя в обществе переоценить невозможно. Однако одна из наиболее острых проблем школы — это проблема преемственности кадров, отметил министр образования и науки РА Анзаур Керашев, приветствуя участников ярмарки.

— Мы переживаем не лучшие времена для учительской профессии, хотим, чтобы она занимала более престижные позиции в общественном восприятии, — сказал ректор АГУ Рашид Хунагов. — Мы хотим, чтобы наши студенты не расставались с первоначальной идеей, которая привела их в стены педагогического вуза.

В школах республики не хватает учителей. Несмотря на то, что Адыгейский госуниверситет ежегодно выпускает педагогов по 18 специальностям (в этом году дипломы получат 140 специалистов, которые могут пойти работать в школу), наличие вакансий по определенным специальностям сохраняется. По данным управления образованием Майкопа, школам столицы республики требуется 12 учителей начальных классов, 7 учителей русского языка и литературы.

На сегодняшний момент в регионе свободными остаются около 50 вакансий, на первое сентября планируется их увеличение до порядка 150. Больше всего ощущается нехватка учителей начальных классов, математики и русского языка. Также проблематично найти учителя иностранного языка. В некоторых школах, где нехватка кадров особенно остра, работают совместители.

— В школе должен работать педагог, который имеет базовое образование по соответствующему предмету, именно тогда будет более качественное преподавание, чем в случае, когда работает учитель, который получил дополнительное образование и совмещает преподавание предметов, — уверен министр образования и науки РА Анзаур Керашев.

Несмотря на то, что средняя заработная плата учителей Адыгеи в прошлом году составила порядка 23,5 тыс. рублей, что соответствует средней заработной плате по республике, именно в сельских школах проблема стоит наиболее остро. Все хотят закрепиться в городе, где больше возможностей.

Главы муниципалитетов решают проблему кадрового голода: в каких-то районах готовы предоставлять оплаченное съемное жилье, везде компенсируются траты на коммунальные услуги.

— В нашей школе остро стоит вопрос с учителями математики. К сожалению, выпускники этих факультетов востребованы и в других отраслях, а в село их заманить трудно. Подушевая оплата невыгодна маленьким школам. Так, наша школа в селе Сергиевском проектно рассчитана на 560 человек, но в этом учебном году у нас обучается всего 135 учащихся. Это «плюс» в плане преподавания — мы получаем практически индивидуальный подход, но в зарплате — это «минус», — прокомментировала ситуацию директор СОШ №11 Гиагинского района Светлана Кихтева.

Как было отмечено, два выпускника этой школы получили дипломы учителей математики, однако в родную школу работать так и не пришли. Как и в принципе не стали заниматься преподавательской деятельностью.

— Наша задача состоит в том, чтобы директора школ более активно сотрудничали с университетом, а вуз ориентировал студентов на взаимодействие со школами по месту жительства будущих выпускников, — отметила первый замминистра образования и науки РА Надежда Кабанова.

Это взаимодействие и постарались установить на ярмарке вакансий: студентам третьих и четвертых курсов организовали встречу с директорами школ разных муниципалитетов республики, где сейчас есть вакансии. Так, студентка четвертого курса социальных технологий и туризма Олеся Константинова, будущий социальный педагог, планирует идти работать именно в сельскую школу — в частности, ее заинтересовал Майкопский район.

— На селе сейчас требуются педагоги и там, в отличие от города, больше возможностей: зарплата выше, можно получить квартиру по федеральной целевой программе поддержки молодых специалистов на селе, — сказала она. — Мой опыт педагогической практики и работа в лагере показали, что мне нравится работа с детьми.

А вот студенты факультета адыгейской филологии и культуры Мурат Донежук и Абубачир Аутлев вдумчиво подошли к выбору аудитории — они пришли узнать о вакансиях в Тахтамукайском районе, где требуется учитель адыгейского языка и литературы. Хотя такая же вакансия есть и в Майкопе.

— На пятом курсе мы уже имеем право работать, — говорит Мурат. — Но нужно уточнить появившиеся вопросы в деканате, к тому же есть дела, которые пока удерживают в городе. Но работа на селе меня заинтересовала.

— Встреча эта была для нас полезной, мы смогли увидеть своих потенциальных будущих специалистов, записали контакты. Думаю, опыт общения с нами был ребятам полезен, условия и преимущества работы именно в наших школах они взяли на карандаш, теперь есть время все обдумать, — сказала начальник управления образованием Гиагинского района Татьяна Хребтова.

Как отметили в Министерстве образования и науки, на сегодняшний день небольшой результат достигнут — пять выпускников высказали намерение идти в конкретные школы, и директора будут с ними тесно сотрудничать.

В завершение ярмарки вакансий между Министерством образования и науки РА и Адыгейским госуниверситетом как основной кузницей педагогических кадров было подписано соглашение о сотрудничестве.

— Мы должны быть заинтересованы в каждом выпускнике, мы должны их взращивать, создавать кадровый резерв, — подчеркнул Анзаур Керашев.

Екатерина Пензева.

Фото Аллы Салиенко.

16.05.2017 в 11:34