Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Отопительный сезон — важный этап для любого муниципального образования, в Гиагинском районе он завершился успешно. Жителям муниципалитета бесперебойно предоставлялись все коммунальные услуги, что стало возможным благодаря хорошей подготовке жилищно-коммунального хозяйства к зиме. Тем не менее проблемы, характерные для отрасли в целом, сохраняются и в районе, требуя решения. Об этом — наш разговор с ведущим специалистом отдела экономического развития администрации МО «Гиагинский район» Любовью Жоровой.

— Любовь Валентиновна, насколько стабильно функционирует коммунальная сфера района?

— Жителям Гиагинского района услуги в коммунальной сфере предоставляют четыре муниципальных предприятия: МП «Теплосети» в Гиагинском сельском поселении, МП «Келермесское» в Келермесском сельском поселении, МП «Труд» в Айрюмовском сельском поселении, МУП «Дондуковское ПКХ» в Дондуковском сельском поселении. Они стабильно обеспечивают населенные пункты теплоснабжением, горячим и холодным водоснабжением. Прорывы и аварии сетей случаются, но в штатном режиме ликвидируются. Они связаны с высокой изношенностью сетей и оборудования.

Предприятия не в полном объеме могут проводить ремонты, реконструкцию и модернизацию производства, что приводит к замечаниям от Ростехнадзора, за которые могут последовать многотысячные штрафы. Растут непроизводственные потери, аварийность. Качество предоставляемых услуг падает, а ресурсы становятся все дороже. Однако все 35 котельных в минувший отопительный период работали в штатном режиме. На подготовку котельных МП «Теплосети» к предстоящему сезону в бюджете района предусмотрен 1 млн. руб. Возможно, сумма этой субсидии увеличится.

— Есть ли предприятия, перешедшие на автономное отопление?

— Это детские сады и школы. С одной стороны, для муниципального бюджета это позитив — уменьшаются затраты на содержание этих учреждений. Однако из-за эксплуатации устаревшего оборудования объемы производства тепла и затраты на производство тепловой энергии остаются высокими, а востребованность у потребителей этого ресурса стала ниже. Для решения проблемы рассматривается опыт Красногвардейского района по установке придомовых котельных или индивидуальных котлов в многоквартирных домах.

— Отсюда следует вывод: муниципальное предприятие нуждается в модернизации. Каковы ее перспективы?

— Необходимо принимать участие в федеральных, региональных программах модернизации коммунальной инфраструктуры. Конечно, район не останется в стороне от этой работы и будет помогать. В текущем году планируется выделить 5 млн. руб. на модернизацию котельных в районном центре. Кроме того, будет проведено и утепление теплотрасс.

— Если пойти по другому пути и попытаться передать объекты ЖКХ в концессию, в этом случае модернизацию этих объектов можно было бы произвести за счет инвестиций концессионеров?

— Такой вариант мы не исключаем. Однако пока попытки сельских поселений Гиагинского района привлечь в отрасль концессионеров не принесли результата. Согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в начале прошлого года поселениями объявлены конкурсы на передачу объектов ЖКХ в концессию, но фактически они не состоялись, поскольку ни одной заявки не поступило. Такая же ситуация наблюдается и по размещению открытого конкурса по управлению домами, желающими в нем участвовать. Видимо, концессионеру более интересны те территории, где больше потребителей.

— Какова структура долгов за коммунальные услуги?

— Основной причиной убыточности предприятия является дебиторская задолженность. На 1 мая ее сумма составила порядка 5,67 млн. руб., в т.ч. у населения около 3,4 млн. руб., остальная сумма приходится на юридические лица.

В целях снижения задолженности населения на территории Гиагинского района утверждена межведомственная комиссия по взысканию задолженности с потребителей энергетических ресурсов. По состоянию на 1 мая приглашено 67 должников, которые погасили долг в пределах 10–15 тыс. руб. каждый. С большинством неплательщиков подписаны соглашения о рассрочке задолженности.

С 1 января по 1 мая абонентам предприятия направлено 765 досудебных требований на сумму более 6 млн. рублей. Помимо этого абонентам — юридическим лицам направлено 5 предарбитражных требований на сумму 3,3 млн. рублей и одно исковое заявление в Арбитражный суд на сумму более 1,6 млн. руб.

На 1 мая текущего года на принудительном взыскании у судебных приставов находится 104 исполнительных листа на сумму более 1,35 млн. рублей, на расчетный счет предприятия с начала года поступило 115 тыс. рублей. Причина низкого уровня возврата средств заключается порой в отсутствии у должников ликвидного имущества, которое можно было бы реализовать для погашения долгов.

Владимир Киселев

На модернизацию котельных в Гиагинской в текущем году планируется выделить 5 млн. рублей
На модернизацию котельных в Гиагинской в текущем году планируется выделить 5 млн. рублей

24.05.2017 в 15:55