Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

С древних времен такой, казалось бы, обыденный элемент одежды, как застежка, мог многое рассказать о социальном положении своего владельца. В российских музеях хранятся богато украшенные драгоценными металлами и камнями пуговицы, имеющие очень высокую стоимость. В отличие от них Национальный музей Адыгеи может похвастаться экспонатами куда более дорогими с точки зрения региональной и мировой истории. Это артефакты, обнаруженные в разные годы во время археологических раскопок учеными на территории нынешней Адыгеи и Краснодарского края.

Их наличие в фондах археологии, этнографии и коллекции драгоценных металлов Национального музея Адыгеи послужило основой для создания экспозиции «Застежка: фибула, булавка, пуговица, пряжка», которая охватывает обширный временной период — с древнейших времен до наших дней.

Выставочный проект составили более 300 разнообразных застежек из металла, дерева, кожи, стекла, ткани. Этот неизменный атрибут повседневной и праздничной одежды разных времен молчаливо свидетельствует об эпохе, в которую был создан.

— Обычная застежка предстает носителем исторической памяти, а проект в целом дает возможность рассматривать пуговицу как объект материальной культуры. Различные способы крепления застежек в виде пуговиц, булавок, шнуров, кнопок, крючков экспонируются как в контексте их функционирования в костюме, так и в качестве самостоятельных произведений народного искусства, — рассказывает заведующая отделом этнографии Национального музея Адыгеи Сусана Цей.

От седой старины…

История застежки невероятно древняя. На Северо-Западном Кавказе она начинается на рубеже II–I тысячелетия до н.э., в эпоху раннего железного века. В захоронениях тех времен учеными было обнаружено немало различных булавок, пуговиц, подвесок, браслетов. С точки зрения истории одежды крайне интересным является один из ценнейших экспонатов фонда музея — золотая височная подвеска VIII—VII вв. до нашей эры, обнаруженная на южном берегу Краснодарского водохранилища, а также бронзовые браслеты той же эпохи с Ясеневой поляны. Как в категории застежек оказались подвески и браслеты, легко объясняют историки.

— Височная подвеска не только являлась женским украшением, но и использовалась для крепления локонов. А с помощью браслетов закреплялись рукава и штанины, — рассказывает археолог Аслан Тов.

Но основным типом застежки в те времена были булавки-проколки, которые функционально служили для скрепления деталей одежды и одновременно являлись декоративной частью костюма.

В VI–V тысячелетии до нашей эры проколки изготавливались из кости, о чем свидетельствует артефакт из поселения Свободного. В период существования Майкопской и Новосвободненской культур появляются первые бронзовые булавки — например, найденная в могильнике Синюха булавка с дуговидным ушком датируется IV тысячелетием до нашей эры и является одним из древнейших образцов бронзовых застежек.

Другой вид застежки — фибула, которая служила предметом как женского, так и мужского убранства. Их чаще изготавливали из бронзы и серебра, реже — из золота. Если первоначально фибулы выполняли чисто практическую функцию скрепляющей одежду заколки, то позже вторая часть фибулы — дужка — претерпела изменения, иногда превращаясь в подлинное произведение искусства.

…до Средневековья…

В Национальном музее Адыгеи хранятся застежки, насчитывающие 10 тысяч лет
В Национальном музее Адыгеи хранятся застежки, насчитывающие 10 тысяч лет

Раннесредневековые бронзовые пуговицы были цельнолитыми, отливались вместе с петелькой для пришивания и имели самую разную форму: биконическую, шарообразную, грибовидную, иногда с нанесением орнамента. Ученые считают, что первые пуговицы кроме своего первоначального назначения — застегивать одежду — могли выполнять функцию магических амулетов. В полые пуговицы вкладывали дробину, кусочек олова или круглый камешек, которые при движении издавали шумящий звук и таким образом превращались в обереги.

Возникновение пуговицы напрямую связано с появлением нового типа одежды — распашным кафтаном. Эта плечевая одежда поначалу была исключительно мужской, а количество пуговиц на нем могло доходить до 10–12 штук. Находки из разных археологических памятников XIII–XV веков позволяют реконструировать позднесредневековый женский костюм. Он состоял из нижнего платья с маленькими пуговицами и верхнего короткого кафтана, борта которого застегивались крупными полыми штампованными позолоченными пуговицами с фигурно-рельефной поверхностью и украшались горизонтальными нашивками. В Национальном музее Адыгеи хранятся позолоченные бронзовые пуговицы XIII–XIV вв. из могильника Псекупский.

Необходимой принадлежностью платья в эпоху позднего Средневековья стал пояс, который ранее в женском ансамбле не использовался и был атрибутом исключительно мужского костюма. К XVI–XVII векам окончательно определился силуэт этнографического адыгского женского платья — многослойного, распашного, сложного по конструкции и крою, с металлическим нагрудником.

В конце XIX — начале XX века на Кавказе застежки стали нашивать на нагрудники, которые одевались под распашное платье-сае с вырезом на груди. Они имитировали присутствие цельного кафтанчика в костюме. Такая замена кафтанчика на нагрудник превратила застежки в украшение, сменив таким образом их изначальную функцию.

Важной функциональной принадлежностью одежды и обуви, а также декоративным элементом костюма являлась пряжка. По конструкции они могли быть бесщитковые и щитковые, по форме — круглые, овальные, квадратные. Все они наделены одной общей деталью — язычком, который фиксирует то или иное положение. Поясная гарнитура в эпоху Средневековья являлась частью костюма. В ранний период эта деталь считалась исключительно мужской принадлежностью, была не столько декоративной частью, сколько социальной. Изготовленная из драгоценных металлов и богато украшенная, она свидетельствовала о высоком положении владельца. Атрибутом женской субкультуры пояс стал уже в позднее Средневековье. В могильнике Мешоко были обнаружены пряжки из бронзы VI–VII вв. нашей эры, а в могильнике Пхагуапэ — поясной набор VIII века нашей эры.

Ношение кожаных поясов с металлическими пряжками и накладками — древняя традиция горцев Северного Кавказа. Издавна считали, что пояс скрепляет «жизненное начало» на талии, поэтому к ним было особое внимание — ремни украшали вышивкой бусинами, драгоценными камнями. Такой богато украшенный пояс свидетельствовал о высоком социальном и имущественном статусе хозяина. XX век представлен мужским и женским поясами с серебряными пряжками, украшенными штамповкой, чернением и гравировкой.

…и до наших дней

Современными застежками сегодня мало кого можно удивить. Однако для отдельных семей даже маленькая пуговица может служить памятным предметом. Одна из сотрудниц музея предоставила для выставочного проекта пуговицы, которым насчитывается более 50 лет.

— Платье советских времен, которое в молодости носила ее мать, давно износилось и пришло в негодность. А пуговицы стали той самой реликвией, которая хранит воспоминания о страницах семейной истории, — добавляет Сусана Цей.

Центральным экспонатом стал созданный специально для проекта арт-объект в виде двух огромных пуговиц — плоской с четырьмя дырочками и на «ножке». Для его создания работники музея принесли запасы пуговиц из дома, так как образцов сегодняшнего дня в музее почти не оказалось. Но со временем и они пополнят фонды, а через десяток-другой лет станут полноправными экспонатами, рассказывающими об истории уже XXI века. Точно так же, как, например, вошли в историю СССР желтые латунные пуговицы с пионерской формы или обмундирования офицера советской армии.

Елена Маркова.

Фото Аллы Салиенко.

В Национальном музее Адыгеи хранятся застежки, насчитывающие 10 тысяч лет
В Национальном музее Адыгеи хранятся застежки, насчитывающие 10 тысяч лет
 
В Национальном музее Адыгеи хранятся застежки, насчитывающие 10 тысяч лет
В Национальном музее Адыгеи хранятся застежки, насчитывающие 10 тысяч лет
 

26.05.2017 в 20:07