Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Иеговистский приход — яркая примета 90-х — есть сегодня в каждом городе и районном центре нашей страны. Сотни и даже тысячи проповедников прямо на улицах или через дорого отпечатанные брошюры на глянцевой бумаге, которые едва ли не каждый когда-нибудь да находил в своем почтовом ящике, зазывают людей в «Залы Царства». Обещают здоровье, материальное изобилие и отпущение всех грехов. Только вот цену всего этого — и в прямом, и в переносном смысле — называть забывают.

В Верховном суде России посчитали ее слишком высокой. 20 апреля религиозная организация «Свидетели Иеговы» была признана экстремистской. Ее деятельность запрещена на территории России. Все региональные отделения этой организации, которых, как выяснилось, по всей стране около 400, должны прекратить свою работу, а их имущество конфискуют в пользу государства. Впрочем, к такому исходу, по всей видимости, адепты готовились заранее…

Из рук в руки

В соцсетях был размещен документ — договор пожертвования недвижимого имущества. Местная организация Свидетелей Иеговы города Адыгейска в лице жертвователя — председателя комитета секты безвозмездно в качестве пожертвования передает в фонд богослужебных зданий Свидетелей Иеговы, который расположен в Королевстве Нидерланды, объекты недвижимости — земельный участок площадью более 300 кв. м и магазин площадью 135,5 кв. м.

«Одаряемый обязан использовать пожертвованные объекты недвижимости по их назначению в общеполезных целях для достижения благ в интересах конфессии (религии) Свидетелей Иеговы», — говорится в документе.

Договор датирован 10 февраля — за два с половиной месяца до принятого Верховным судом решения, которое, естественно, заблокировало такого рода операции. Можно предположить, что адепты не исключали такого исхода событий. В Российской ассоциации центров изучения религий и сект считают, что соответствующая разнарядка пришла в Россию из штаб-квартиры организации в Бруклине (США).

— К нам в руки попали документы, которые свидетельствуют о том, что «Свидетели Иеговы» очень активно пытаются переоформить объекты недвижимости на иностранные физические, юридические лица — на тех же «Свидетелей», только представляющих другие государства, — рассказал в одном из интервью религиовед, председатель юридического центра при Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Корелов.

Одним словом, все объекты недвижимости по всей стране, бизнес-активы, квартиры, тайные приходы — все это, по-видимому, будет переоформляться и куда-то переправляться. К слову, действующая в Адыгейске организация провести операцию успела.

На крючке

В Адыгее, по данным регионального управления Минюста, зарегистрировано шесть религиозных объединений «Свидетели Иеговы». Центрами их официальной деятельности являются Майкоп, Адыгейск, станицы Гиагинская, Ханская, поселки Тульский, Краснооктябрьский. В действительности же, религиозную пропаганду проводят практически во всех населенных пунктах Адыгеи.

«Свидетели Иеговы» имеют два молитвенных дома — так называемых «Залов Царства» в столице республики. Самый крупный, расположенный практически в центре города, посещают до 450 человек. В другом на занятия по изучению Библии собираются до 170 адептов. Действуют в регионе и незарегистрированные группы последователей секты, которые посещают собрания в Майкопском районе. Численность адептов составляет более 1 тысячи человек. Причем большая их часть — люди молодого возраста от 20 до 40 лет.

Как же удается удерживать на крючке столько людей в осознанном возрасте? Гигантская финансовая империя выстраивается на страхе и мракобесии. Людям запрещено отмечать праздники, ходить на выборы. Впрочем, и в целом уважать законы страны, в которой живешь, — тоже грех. Но самый абсурдный и страшный запрет — на медицинскую помощь, даже в тех случаях, когда это угрожает жизни. Кстати, одним из главных оснований Минюста для принятия решения стал запрет на переливание крови — причина нескольких десятков детских смертей. Считается, что для того чтобы быть здоровыми и счастливыми, надо всего лишь раскошелиться — принести, так сказать, жертву. Ведь именно за счет прихожан все эти организации и существуют. И к христианской вере, к которой они себя открыто приравнивают, как, впрочем, и к любой другой религии, все это не имеет никакого отношения.

— Выражусь образно — каждый из нас может приравнивать себя к солисту Большого театра, но это ведь не значит, что мы умеем танцевать или петь? То же и со «Свидетелями Иеговы», которые занимаются в прямом смысле самозванством. Даже в их юридических документах они позиционируют себя не как религиозную организацию, а как общество, которое изучает Библию. Рассуждать о том, нужно ли относить организацию к экстремистской, я не имею права, но абсолютно ясно, что ее деятельность является вредной для жизни — и для государства в целом, и для общества, и для семей, и для отдельно взятых людей, — рассказал секретарь Майкопской и Адыгейской епархии Александр Афонин.

Так просто не сдадутся

Впрочем, вопрос о том, удастся ли устранить этот самый вред, от которого пострадали тысячи людей, морально парализованных проповедями Свидетелей Иеговы, пока остается открытым. По всей стране у них тысячи последователей, которые, по мнению представителей религии и экспертов, скорее всего, продолжат работать подпольно, зарабатывая, в том числе, на «благие нужды» штаб-квартиры в Бруклине. Хотя не оставляют надежду адепты и на то, что к такой схеме прибегать им не придется. Стало известно о том, что «Свидетели Иеговы» подали апелляцию на запрет организации в России.

— Нами подана апелляционная жалоба на решение Верховного суда о запрете деятельности на территории РФ Управленческого центра «Свидетелей Иеговы» в России и его ликвидации, — сообщил в интервью представитель организации Ярослав Сивульский, сославшись на необоснованность аргументов Минюста.

Если Верховный суд подтвердит вынесенный в апреле приговор, то членам секты, которые все же продолжат свою деятельность, может грозить лишение свободы на срок до шести лет — за экстремизм. Эксперты уверены, что так просто секта позиции не сдаст, а на крайний случай у них точно разработан план — залечь на дно и работать подпольно, добавив работы силовикам.

Елизавета Кирсанова.

15.06.2017 в 07:50