20 июня — Всемирный день беженцев

В Адыгее, по данным Миграционной службы РА, начиная с 1 января 2014 года и по сегодняшний день зарегистрировано более 9,4 тыс. вынужденных переселенцев из Украины. Среди них и семья Завгородних.
Мы договорились со Светланой о встрече на автовокзале. Она уже брала билеты и готовилась уезжать на время на Украину, где осталась ее старенькая мама.
— Никакие мы не вынужденные переселенцы, мы что ни на есть беженцы, — говорит с горечью в голосе Светлана. — Потому что бежали из родных мест под покровом ночи, рискуя жизнью, взяв с собой только самое необходимое. И не были уверены, что благополучно доберемся до России, не будем расстреляны снайперами или же не погибнем под артобстрелом… Что за время наступило бесовское, когда это было такое, чтобы люди делились по национальному или территориальному принципу?! Сколько себя помню, всегда мы жили в дружбе и согласии. Кому и для чего понадобилось рассорить Украину с Россией?
Счастливые годы
Детство и юность Светланы прошли в Луганской области, откуда была родом ее мама. Отец ее в молодости приехал на Украину на заработки из Гомельской области Белоруссии, встретил, как он сам вспоминал, «гарну дивчину», влюбился, да и остался. В то время никто даже не интересовался, кто какой национальности. Все народы жили дружно, как одна большая семья. А границы между республиками были только на географических картах.
Светлана росла творческим ребенком, с раннего детства мечтала стать артисткой, а какой именно, не суть важно, главное — чтобы выступать на сцене. Еще школьницей она окончила музыкальную школу по классу скрипки и фортепиано. Завершив учебу в школе, отправилась поступать в Краснодарское культпросветучилище, что в станице Северской.
— Именно в этом году в училище был огромный набор, я успешно сдала все экзамены и была принята на хореографическое отделение, — вспоминает Светлана. — Училась с большим интересом, подружилась с однокурсницами. И никогда не слышала в свой адрес слова: «Ты не наша, потому что украинка!» С нами учились ребята и девушки отовсюду: из кавказских республик, из Средней Азии, Калмыкии, Дальнего Востока. А сколько студенческих свадеб было сыграно! Это было чудесное время!
После окончания учебы Светлана работала в станице Ильинской, что в Новопокровском районе. Главное — это было близко от отчего дома. Несколько часов езды, и ты — в хате у мамы! Спустя три года вернулась в Краснодон, пошла работать в спортшколу тренером-хореографом. Вышла замуж, родились две дочери.
— Работы я никакой не боялась: и в клубе работала, и в школе искусств, — вспоминает Светлана. — Потом родился сын Владислав. Наша совместная жизнь с супругом не заладилась, детей я поднимала сама. Старшая дочь Марина живет в Краснодоне. Младшая Алина, как и я, человек творческий, окончила культпросветучилище в Луганске, затем — пединститут. Работает учителем начальных классов в Севастополе.
И началась война…
Владислав (слева) с однокурсниками
Жизнь шла своим чередом. Июнь 2014 года. Владислав окончил девятый класс, и они на семейном совете решали: идти ему учиться в десятый класс или же поступать в колледж. Видя, что юноша никак не может определиться с выбором, Светлана сказала: «Спешить некуда, подождем до июля»
А в июле в их краях началась война…
— Мы вначале так ничего и не поняли. Вдруг в один из дней стали отчетливо слышны взрывы, грохот тяжелой военной техники, — вспоминает Светлана. — Я была на работе, когда начался артобстрел. Сразу же погас свет, отключились телефоны. Я тогда работала в клубе. Мы выскочили на улицу — куда бежать: к сыну или к маме — она жила на другом конце города? Смотрю: Владислав сам ко мне бежит, мы с ним бегом к маме. Слава Богу, с ней было все в порядке. Вскоре артобстрел прекратился. Вернувшись домой, я стала решать, что делать дальше: оставаться дома или же уезжать в Россию? Даже если уезжать, то как, если дорога вся обстреливалась снайперами? Мы, местные жители, называли трассу «дорогой смерти», так как по обочинам валялись обгорелые остовы автомобилей, автобусов, лежали убитые…
Но когда спустя несколько дней начались бои в районе Изварино и им с сыном пришлось прятаться в подвале дома, Светлана решила твердо: надо уезжать в Россию!
— Пошла к маме, стала ее уговаривать уехать. Она — ни в какую: «У меня тут дом, могилы родителей, куда я поеду от них… Даже не уговаривай», — вспоминает Светлана. — Мамин дом располагается чуть дальше от дороги, наш же — практически рядом. Каждый артобстрел мы с сыном прятались в подвале. Свет гас, а мы с ним сидели в кромешной темноте и мечтали о мире. А еще недавно до этих событий наши с ним мечты никак не касались этой темы, мирное небо над головой было в порядке вещей. А теперь дороже мира ничего не было…
Трудное решение
После очередного обстрела их города Светлана приняла окончательное решение уезжать. Как раз в это время объявили несколько дней перемирия, и колонны автобусов потянулись к границе. Но и тут украинская сторона свое обещание не сдержала — начался обстрел трассы. Водителям автобусов пришлось свернуть на гравийку и пробираться к границе известными только местным жителям тропами.
9 июля 2014 года они оказались уже в лагере для беженцев на российской территории. Несколько дней они провели в палаточном городке. Когда вновь начались боевые действия, снаряды стали долетать до лагеря беженцев. Срочно были поданы автобусы, и началась эвакуация.
— На лобовых стеклах автобусов были написаны пункты назначения: «Воронеж», «Тула», «Адыгея», — говорит Светлана. — Мы сдружились в лагере для беженцев с двумя семьями и приняли решение держаться всем вместе, а потому все вместе и отправились в Адыгею. Я помнила еще со студенческих лет, что Адыгея — рядом с Краснодаром.
Вечером 12 июля их доставили в станицу Ханскую. Сразу же накормили, выдали одежду, отвели в баню. На следующий день расселили в поселке Гавердовском, в одном из пустующих коттеджей дачного товарищества «Коммунар».
— Огромное спасибо местным жителям! Нам люди принесли одежду, обувь, постельные принадлежности, продукты питания — все, что нужно. К нам пришли медицинские работники, спросили, не нужна ли их помощь, оставили некоторые лекарства, — говорит Светлана. — На даче мы жили до сентября, затем нас с сыном пригласила к себе жить семья настоятеля храма Александра Синакова, что в поселке Гавердовском.
Новая жизнь
Нужно отметить, что Светлана не из тех, кто сидит сложа руки и ждет, когда выдадут какую-то помощь. Она сразу же стала искать работу. Обратилась в храм, рассказала свою историю. Ей поручили поддерживать чистоту в купальнях на источнике, что она и выполняет по сей день. Первого сентября ее сын, как и миллионы российских ребят, пошел в школу в 10 класс СОШ №16. Собрать его в школу помогли опять-таки Синаковы. На свои личные средства они приобрели необходимую одежду, обувь для Владислава. Для Светланы и ее сына собирали вещи, продукты питания и жители Майкопа, проживающие на территории ТОСа №11, в котором председателем трудится удивительной души человек, мудрый, сострадательный — Валентина Ивановна Задоя.
Два года пролетели быстро. Владислав окончил школу, решил поступать в АГУ. Но оказалось, что для детей беженцев из Украины бюджетных мест не было предусмотрено. Светлана написала письмо в Москву, руководителю федеральной программы «Соотечественники». Пришел ответ — и Владислав стал студентом факультета психологии АГУ.
В 2014 году Светлана обратилась в управление культуры города Майкопа с просьбой предоставить ей работу по специальности хореографа, если имеется такая вакансия.
— Меня тепло приняли в администрации Майкопа, дали направление в Клуб поселка Гавердовского, где я познакомилась с директором ДК Вячеславом Евтыхом, — говорит Светлана. — Он даже обрадовался моему визиту, признался, что хорошо бы организовать детский танцевальный коллектив. Что мы и сделали. На сегодняшний день у нас два хореографических коллектива: «Непоседы» — для детей от 9 до 13 лет и «Капитошки» — для малышей от 5 до 9 лет.
Себя — в творчество
Такой уж человек Светлана Завгородняя, за что ни берется, все доводит до конца и любую порученную ей работу выполняет только на отлично.
Под ее умелым руководством детские творческие коллективы стали лауреатами творческих конкурсов. В конкурсе «Жемчужины Майкопа» в 2016 году «Капитошки» заняли первое место. В нынешнем году творческий коллектив «Непоседы» занял третье место. Светлана очень тепло отзывается о главных ее помощниках в работе — о родителях юных артистов. Это при их активном участии ребята имеют возможность участвовать в различных творческих конкурсах, радовать зрителей своим талантом и красочными костюмами. Детские творческие танцевальные коллективы «Непоседы» и «Капитошки» — частые гости на многих республиканских и городских праздничных мероприятиях.
— Вот так складывается моя жизнь, — улыбается Светлана. — Мы с сыном нашли приют в Адыгее и глубоко благодарны жителям республики за теплый прием. Не случайно Адыгею называют гостеприимной республикой. В настоящее время мы с сыном — россияне! И уже привыкли к своей новой Родине — Адыгее. Как бы я хотела перевезти сюда и свою маму! Я ей рассказываю о том, как здесь красиво, какие живут замечательные люди… Мама стала болеть, ей нужен постоянный уход… Поеду к ней на время своего отпуска и приложу все усилия, чтобы ее привезти сюда. Тогда мое сердце будет спокойно, а сейчас оно надвое разрывается — между Майкопом и Краснодоном…
Валерия Ломешина