Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Печатная, или пишущая, машинка. Когда-то эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь…

Казалось бы, совсем недавно этот предмет был частью повседневной жизни, однако сейчас его можно встретить разве что в семейных архивах или же фондах музеев. Увидев печатную машинку где-нибудь на выставке, современные школьники, приоткрыв от удивления рот, наверняка подумают: «Какой странный и старый компьютер!»

Действительно, бесшумные ПК, взявшие себе в наследство клавиатуру, заменили и вытеснили старушку машинку, а ведь когда-то она была прекрасным образцом технического достижения своего времени, работа машинисткой считалась престижной и интересной, да и внешний вид машинки играл немалую роль и был очень разнообразным.

Последнее было связано больше с тем, что печатная машинка претерпела много изменений с момента своего изобретения — ее постоянно дорабатывали, приводили к совершенству.

— Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана еще триста лет назад — в 1714 году Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения этой машинки не сохранилось, — рассказала нам с фотокором научный сотрудник отдела фондов Национального музея республики Зара Мамижева.

Как оказалось, настоящую, действующую машинку впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими. Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей, и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма.

Однако прототип всех современных печатных машин появился лишь в 1863 году благодаря стараниям американцев Кристофера Лехтем Шоулза и Самуэля Суле. Бывшие типографы, они придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом по этому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова. Патент на изобретение был получен в 1868 году.

— Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; также не было цифр 1 и 0 — вместо них использовались буквы I и O), однако он оказался неудобным, — сказала Зара Мамижева. — Сыграло свою роль и неудобное расположение букв, и невозможность быстро работать, ведь молоточки, на которых закреплены штампы с буквами, не успевали занимать исходное положение и путались между собой.

Успех к пишущей машинке пришел не сразу, но некоторые из первых покупателей оценили ее очень высоко. Среди них и бывший типографский наборщик Сэмюэл Клеменс, писавший книги под псевдонимом Марк Твен. Кстати, Марк Твен первым из писателей представил в издательство машинописную рукопись.

В 1870 году русский изобретатель Михаил Иванович Алисов изобрел наборно-пишущую машину, известную как «скоропечатник» или «скорописец», с целью замены каллиграфического переписывания бумаг и рукописей, машинку для перевода на литографский камень. Скоропечатник был пригоден для своей цели, получил медали и высокие отзывы на трех всемирных выставках в Вене (1873), Филадельфии (1876) и Париже (1878), Русское императорское техническое общество присудило медаль. По устройству печати и внешнему виду она значительно отличалась от большинства знакомых нам машин, на ней пробивалась восковая бумага, которая потом подвергалась размножению на ротаторе.

Различные типы машин на протяжении определенного периода постепенно становились более практичными для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но со временем большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в одном стиле.

В фонде Национального музея Адыгеи насчитывается 7 единиц пишущих машинок. Все они попали в музей в разные годы, каждая своим путем, и пока единой выставки, посвященной печатной машинке, не было, однако отдельные экземпляры становились частью других тематических выставок.

Так, две печатные машинки — специализированная, для набора слепыми или слабовидящими людьми, импортная, из ГДР, и печатная машинка образца 50-х годов ХХ века — принадлежали Анне Артемьевне Степановой, кандидату филологических наук, кавалеру ордена Славы, лауреату премии братьев Соловьевых, и выставлялись в экспозиции, ей посвященной.

Также есть в фонде печатные машинки и более позднего периода ХХ века. Так, аппараты «Онис» из Югославии, «Прогресс», «Москва» относятся также к 50—80-м годам. Более поздняя, захватывающая и 90-е годы, — печатная машинка «Артек».

Все они сделаны по одному образцу, примерно одинаково устроены, отличается лишь раскладка клавиатуры, ее внешний вид… Вообще, более старые машинки сразу видно — круглые клавиши, непонятные стрелочки на клавиатуре. На новых образцах, таких как, например, у электромеханической пишущей машины «Янтарь», переданной музею Российским Красным Крестом, клавиатуру трудно отличить от компьютерной, да и работает она уже от электричества. Однако и такие машины убирали из кабинетов в 90-х годах, когда на смену им пришли уже первые компьютеры. Все-таки как ни крути, а у печатной машинки есть один большой недостаток: нет клавиши «deletе» — из-за одной-единственной ошибки приходится перепечатывать целую страницу, и каким бы легким и удобным к концу ХХ века ни стал набор на печатной машинке, ей пришлось уступить свое место.

Вот и этот текст, прочитанный вами, набран на компьютере. А ведь сколько журналистских материалов «отстучали» журналисты «Советской Адыгеи» за 95 лет существования газеты! И каких материалов — продуманных, таких, чтобы уже ничего и заменить нельзя было — перепечатывать придется же целый лист! В нашей редакции давно нет ни одной печатной машинки. Но тем не менее она осталась символом именно писательства: сколько сувениров производится и продается, можно купить печатную машинку любых размеров, даже со спичечный коробок. Правда, печатать на ней нельзя, а вот подарить — вполне.

Последний завод по изготовлению настоящих печатных машинок, который находился в Индии, был закрыт в апреле 2011 года. А это значит, что эпоха такого важного инструмента официально закончилась.

Бродили по залам музея Екатерина Пензева (текст) и Алла Салиенко (фото).

Казалось бы, совсем недавно этот предмет был частью повседневной жизни, однако сейчас его можно встретить разве что в семейных архивах или же фондах музеев. Увидев печатную машинку где-нибудь на выставке, современные школьники, приоткрыв от удивления рот, наверняка подумают: «Какой странный и старый компьютер!» Действительно, бесшумные ПК, взявшие себе в наследство клавиатуру, заменили и вытеснили старушку машинку, а ведь когда-то она была прекрасным образцом технического достижения своего времени, работа машинисткой считалась престижной и интересной, да и внешний вид машинки играл немалую роль и был очень разнообразным. Последнее было связано больше с тем, что печатная машинка претерпела много изменений с момента своего изобретения — ее постоянно дорабатывали, приводили к совершенству. — Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана еще триста лет назад — в 1714 году Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения этой машинки не сохранилось, — рассказала нам с фотокором научный сотрудник отдела фондов Национального музея республики Зара Мамижева. Как оказалось, настоящую, действующую машинку впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими. Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей, и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма. Однако прототип всех современных печатных машин появился лишь в 1863 году благодаря стараниям американцев Кристофера Лехтем Шоулза и Самуэля Суле. Бывшие типографы, они придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом по этому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова. Патент на изобретение был получен в 1868 году. — Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; также не было цифр 1 и 0 — вместо них использовались буквы I и O), однако он оказался неудобным, — сказала Зара Мамижева. — Сыграло свою роль и неудобное расположение букв, и невозможность быстро работать, ведь молоточки, на которых закреплены штампы с буквами, не успевали занимать исходное положение и путались между собой. Успех к пишущей машинке пришел не сразу, но некоторые из первых покупателей оценили ее очень высоко. Среди них и бывший типографский наборщик Сэмюэл Клеменс, писавший книги под псевдонимом Марк Твен. Кстати, Марк Твен первым из писателей представил в издательство машинописную рукопись. В 1870 году русский изобретатель Михаил Иванович Алисов изобрел наборно-пишущую машину, известную как «скоропечатник» или «скорописец», с целью замены каллиграфического переписывания бумаг и рукописей, машинку для перевода на литографский камень. Скоропечатник был пригоден для своей цели, получил медали и высокие отзывы на трех всемирных выставках в Вене (1873), Филадельфии (1876) и Париже (1878), Русское императорское техническое общество присудило медаль. По устройству печати и внешнему виду она значительно отличалась от большинства знакомых нам машин, на ней пробивалась восковая бумага, которая потом подвергалась размножению на ротаторе. Различные типы машин на протяжении определенного периода постепенно становились более практичными для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но со временем большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в одном стиле. В фонде Национального музея Адыгеи насчитывается 7 единиц пишущих машинок. Все они попали в музей в разные годы, каждая своим путем, и пока единой выставки, посвященной печатной машинке, не было, однако отдельные экземпляры становились частью других тематических выставок. Так, две печатные машинки — специализированная, для набора слепыми или слабовидящими людьми, импортная, из ГДР, и печатная машинка образца 50-х годов ХХ века — принадлежали Анне Артемьевне Степановой, кандидату филологических наук, кавалеру ордена Славы, лауреату премии братьев Соловьевых, и выставлялись в экспозиции, ей посвященной. Также есть в фонде печатные машинки и более позднего периода ХХ века. Так, аппараты «Онис» из Югославии, «Прогресс», «Москва» относятся также к 50—80-м годам. Более поздняя, захватывающая и 90-е годы, — печатная машинка «Артек». Все они сделаны по одному образцу, примерно одинаково устроены, отличается лишь раскладка клавиатуры, ее внешний вид… Вообще, более старые машинки сразу видно — круглые клавиши, непонятные стрелочки на клавиатуре. На новых образцах, таких как, например, у электромеханической пишущей машины «Янтарь», переданной музею Российским Красным Крестом, клавиатуру трудно отличить от компьютерной, да и работает она уже от электричества. Однако и такие машины убирали из кабинетов в 90-х годах, когда на смену им пришли уже первые компьютеры. Все-таки как ни крути, а у печатной машинки есть один большой недостаток: нет клавиши «deletе» — из-за одной-единственной ошибки приходится перепечатывать целую страницу, и каким бы легким и удобным к концу ХХ века ни стал набор на печатной машинке, ей пришлось уступить свое место. Вот и этот текст, прочитанный вами, набран на компьютере. А ведь сколько журналистских материалов «отстучали» журналисты «Советской Адыгеи» за 95 лет существования газеты! И каких материалов — продуманных, таких, чтобы уже ничего и заменить нельзя было — перепечатывать придется же целый лист! В нашей редакции давно нет ни одной печатной машинки. Но тем не менее она осталась символом именно писательства: сколько сувениров производится и продается, можно купить печатную машинку любых размеров, даже со спичечный коробок. Правда, печатать на ней нельзя, а вот подарить — вполне. Последний завод по изготовлению настоящих печатных машинок, который находился в Индии, был закрыт в апреле 2011 года. А это значит, что эпоха такого важного инструмента официально закончилась. Бродили по залам музея Екатерина Пензева (текст)  и Алла Салиенко (фото).
Казалось бы, совсем недавно этот предмет был частью повседневной жизни, однако сейчас его можно встретить разве что в семейных архивах или же фондах музеев. Увидев печатную машинку где-нибудь на выставке, современные школьники, приоткрыв от удивления рот, наверняка подумают: «Какой странный и старый компьютер!» Действительно, бесшумные ПК, взявшие себе в наследство клавиатуру, заменили и вытеснили старушку машинку, а ведь когда-то она была прекрасным образцом технического достижения своего времени, работа машинисткой считалась престижной и интересной, да и внешний вид машинки играл немалую роль и был очень разнообразным. Последнее было связано больше с тем, что печатная машинка претерпела много изменений с момента своего изобретения — ее постоянно дорабатывали, приводили к совершенству. — Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана еще триста лет назад — в 1714 году Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения этой машинки не сохранилось, — рассказала нам с фотокором научный сотрудник отдела фондов Национального музея республики Зара Мамижева. Как оказалось, настоящую, действующую машинку впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими. Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей, и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма. Однако прототип всех современных печатных машин появился лишь в 1863 году благодаря стараниям американцев Кристофера Лехтем Шоулза и Самуэля Суле. Бывшие типографы, они придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом по этому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова. Патент на изобретение был получен в 1868 году. — Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; также не было цифр 1 и 0 — вместо них использовались буквы I и O), однако он оказался неудобным, — сказала Зара Мамижева. — Сыграло свою роль и неудобное расположение букв, и невозможность быстро работать, ведь молоточки, на которых закреплены штампы с буквами, не успевали занимать исходное положение и путались между собой. Успех к пишущей машинке пришел не сразу, но некоторые из первых покупателей оценили ее очень высоко. Среди них и бывший типографский наборщик Сэмюэл Клеменс, писавший книги под псевдонимом Марк Твен. Кстати, Марк Твен первым из писателей представил в издательство машинописную рукопись. В 1870 году русский изобретатель Михаил Иванович Алисов изобрел наборно-пишущую машину, известную как «скоропечатник» или «скорописец», с целью замены каллиграфического переписывания бумаг и рукописей, машинку для перевода на литографский камень. Скоропечатник был пригоден для своей цели, получил медали и высокие отзывы на трех всемирных выставках в Вене (1873), Филадельфии (1876) и Париже (1878), Русское императорское техническое общество присудило медаль. По устройству печати и внешнему виду она значительно отличалась от большинства знакомых нам машин, на ней пробивалась восковая бумага, которая потом подвергалась размножению на ротаторе. Различные типы машин на протяжении определенного периода постепенно становились более практичными для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но со временем большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в одном стиле. В фонде Национального музея Адыгеи насчитывается 7 единиц пишущих машинок. Все они попали в музей в разные годы, каждая своим путем, и пока единой выставки, посвященной печатной машинке, не было, однако отдельные экземпляры становились частью других тематических выставок. Так, две печатные машинки — специализированная, для набора слепыми или слабовидящими людьми, импортная, из ГДР, и печатная машинка образца 50-х годов ХХ века — принадлежали Анне Артемьевне Степановой, кандидату филологических наук, кавалеру ордена Славы, лауреату премии братьев Соловьевых, и выставлялись в экспозиции, ей посвященной. Также есть в фонде печатные машинки и более позднего периода ХХ века. Так, аппараты «Онис» из Югославии, «Прогресс», «Москва» относятся также к 50—80-м годам. Более поздняя, захватывающая и 90-е годы, — печатная машинка «Артек». Все они сделаны по одному образцу, примерно одинаково устроены, отличается лишь раскладка клавиатуры, ее внешний вид… Вообще, более старые машинки сразу видно — круглые клавиши, непонятные стрелочки на клавиатуре. На новых образцах, таких как, например, у электромеханической пишущей машины «Янтарь», переданной музею Российским Красным Крестом, клавиатуру трудно отличить от компьютерной, да и работает она уже от электричества. Однако и такие машины убирали из кабинетов в 90-х годах, когда на смену им пришли уже первые компьютеры. Все-таки как ни крути, а у печатной машинки есть один большой недостаток: нет клавиши «deletе» — из-за одной-единственной ошибки приходится перепечатывать целую страницу, и каким бы легким и удобным к концу ХХ века ни стал набор на печатной машинке, ей пришлось уступить свое место. Вот и этот текст, прочитанный вами, набран на компьютере. А ведь сколько журналистских материалов «отстучали» журналисты «Советской Адыгеи» за 95 лет существования газеты! И каких материалов — продуманных, таких, чтобы уже ничего и заменить нельзя было — перепечатывать придется же целый лист! В нашей редакции давно нет ни одной печатной машинки. Но тем не менее она осталась символом именно писательства: сколько сувениров производится и продается, можно купить печатную машинку любых размеров, даже со спичечный коробок. Правда, печатать на ней нельзя, а вот подарить — вполне. Последний завод по изготовлению настоящих печатных машинок, который находился в Индии, был закрыт в апреле 2011 года. А это значит, что эпоха такого важного инструмента официально закончилась. Бродили по залам музея Екатерина Пензева (текст) и Алла Салиенко (фото).

23.06.2017 в 09:29