Черное пятно в истории мирного города

О трагических событиях 20-летней давности в многоэтажном доме по улице Пионерской, 383/2 сегодня напоминает только установленная памятная доска, на которой увековечены имена сотрудников силовых структур — Сергея Садовничего и Александра Демина, погибших от рук террориста. Ежегодно к этой трагической дате возле подъезда собираются участники спецоперации, которые приносят живые цветы и вспоминают события минувших дней, которые черным пятном вошли в историю мирного города.
Оставил след
Впервые в поле зрения Управления ФСБ России по Адыгее один из непосредственных виновников тех трагических событий — преступный авторитет, уроженец аула Джерокай Шовгеновского района Аслан Атажахов попал в 1992 году, когда в городе Лермонтово Ставропольского края был захвачен автобус с заложниками. В обмен на жизни невинных людей террористы потребовали освободить сообщников — ранее арестованных Атажахова и Рашида Хананова. Чтобы спасти невинные жизни, требования боевиков были выполнены. Атажахову вместе с остальными преступниками удалось скрыться на территории Чечни.
После череды событий банда фактически развалилась. Но потеря связей не могла остановить самого Атажахова. Уверенность в безнаказанности и «чеченский опыт» предопределили его последующие шаги. Вскоре он организовал собственную вооруженную преступную группу. Результатами ее деятельности стали вымогательства крупных сумм, продажа оружия, заказные убийства на территории Адыгеи и Кубани. И далеко не все это лидер банды делал чужими руками: в ноябре 1996 года он собственноручно застрелил из пистолета Макарова предпринимателя Слесаренко из Белореченска — орудие убийства было обнаружено при обыске квартиры преступника. Группировка имела тесные связи с полевыми командирами Чеченской Республики Ичкерия. Бандиты поставляли оружие и боеприпасы в Адыгею с целью дестабилизации обстановки в республике и создания условий по ее выходу из состава России — по примеру Чечни.
На след Атажахова в следующий раз удалось выйти весной 1997 года. Некоторое время оперативники УФСБ по Адыгее «вели» главаря банды, отрабатывали его передвижения и контакты. С учетом его прошлых связей, занимаемого в преступной среде положения к непосредственному осуществлению операции были привлечены сотрудники регионального отряда специального назначения «Альфа» УФСБ России по Краснодарскому краю.
Террорист прикрывался детьми
Шел 1997 год. УФСБ России по Республике Адыгея вело оперативную разработку. В конце мая была получена информация об адресе пребывания Атажахова в Майкопе и на 29 мая запланирована операция по его задержанию.
— Это было сложное время и в регионе, и в стране. Первое пятилетие разделенной страны, в которой заново строились внутригосударственные и общественные отношения. К таким эпизодам мы готовились: технически, тактически и физически, — поделился воспоминаниями ветеран УФСБ России по Республике Адыгея, участник событий Владимир Зайцев.
Атажахова решено было брать в машине при выезде из дома. Начавшаяся около 7:30 операция по задержанию была проведена на высоком уровне. В считанные секунды машина преступника была блокирована с трех сторон, а еще через несколько мгновений «авторитет» вместе со своими телохранителями лежал на земле, лицом вниз, с руками в наручниках за спиной.
На этом основная часть операции, казалось бы, заканчивалась. Оставалось довести до конца обычную в подобных ситуациях рутинную следственную работу — с целью изъятия оружия и других вещественных доказательств провести обыск в квартире задержанного, куда, вооружившись санкцией прокурора, и направилась следственная группа УФСБ России по Республике Адыгея, усиленная тремя сотрудниками «Альфы».
— Около получаса мы безуспешно пытались достучаться в квартиру. При этом громко и четко представлялись сотрудниками ФСБ, сообщали, что имеем санкцию прокурора на обыск. Было слышно, что в квартире кто-то есть. Да и сам задержанный сообщал, что дома остались жена и двое детей, утаив, правда, что кроме близких в квартире находится его вооруженный сообщник. В итоге было принято решение открыть входную дверь изъятым у Атажахова ключом, — рассказывает ветеран УФСБ России по Республике Адыгея, участник событий Инвербий Джаримок.
Ключ был передан сотруднику спецназа краснодарской «Альфы», прапорщику Александру Демину — молодому парню двухметрового роста, богатырского телосложения, который был новичком в «Альфе». Он открыл им первую дверь. За ней оказалась вторая — деревянная. Ударом ноги Демин выбил ее, и буквально в то же мгновение из квартиры раздалась длинная автоматная очередь. Ею сотрудника подразделения отбросило назад, и он упал на лестничную площадку. Пули били по стенам, сбивая штукатурку, — на электрическом щитке лестничной клетки до сих пор остались следы от них. Сразу за автоматной очередью на лестничной площадке прогремел взрыв. Предварительно выдернув чеку из предохранителя, преступник выбросил из квартиры гранату…
Сотрудник регионального отряда специального назначения «Альфа» УФСБ России по Краснодарскому краю Александр Демин получил смертельные ранения, но до последнего пытался защитить своих боевых товарищей. Сотрудник УФСБ России по Республике Адыгея Сергей Садовничий получил тяжелейшее ранение. Он более двух месяцев боролся за свою жизнь…
— До больницы Александра Демина так и не довезли — он скончался по дороге. А через два месяца в центральном госпитале ФСБ в Москве от множественных ран погиб Сергей Садовничий. Я и Володя Зайцев были тяжело ранены, но выжили, — рассказывает участник событий Инвербий Джаримок.
Сразу после взрыва гранаты сотрудники спецподразделения попытались оттащить от дверей тело Демина. Однако в это время скрывающийся в квартире бандит высунул в проем неплотно закрытой двери пистолет и несколько раз выстрелил. Затем выглянул из квартиры и, цинично отодвинув ногой мешавшее тело убитого им человека, захлопнул дверь и заблокировался в квартире. Позже личность преступника была установлена. Им оказался находящийся в розыске племянник Атажахова Азамат Тхитлянов. Опыт обращения с боевым оружием он получил в Чечне. К дяде пришел накануне событий, ночью.
После боевого столкновения Тхитлянов объявил гражданскую жену Атажахова и ее несовершеннолетних детей заложниками. Террорист выдвинул условие — освободить Аслана Атажахова и ранее задержанного Азамата Атажахова, известного по кличке «Безрукий», из-под стражи, предоставить оружие, автобус и возможность беспрепятственного выезда в Чечню. В противном случае он угрожал не только расстрелять заложников, но и взорвать якобы имеющейся у него взрывчаткой девятиэтажный дом. Сомневаться в его намерениях не приходилось.
«Пусть убивает всех, но только верните мне сына»
Дело принимало новый поворот. Чтобы не допустить возможной гибели людей и других страшных последствий, по распоряжению созданного оперативного штаба, в который вошли представители ФСБ, МВД, прокуратуры и администрации города, из дома, где был заблокирован террорист, в спешном порядке были эвакуированы жильцы, отключены газ, вода и электроэнергия. Весь квартал был оцеплен. Выезды из города по всем направлениям перекрыты.
— Все привлеченные к операции службы сработали слаженно и четко. Были очень быстро эвакуированы люди. Но возникла проблема. В некоторых квартирах родители уже успели уйти на работу, в полном одиночестве оставив своих детей. Естественно, дети не хотели открывать дверь, чувствуя напряжение и слыша выстрелы (время от времени Тхитлянов стрелял по двери, стенам и в открытые окна). В этой ситуации здорово помогли спасатели, которые эвакуировали детей через окна. Немало времени ушло на то, чтобы отогнать от окон противоположных домов зевак, смотревших нередко на происходящее как на кино, с чашечкой кофе. Для них это было чем-то вроде представления. А ведь пуля не смотрит, куда летит, — вспоминает участник событий Владимир Голдобин.
Тем временем с Тхитляновым были налажены переговоры по телефону. Вел их начальник отдела по борьбе с терроризмом УФСБ России по Республике Адыгея подполковник Леонид Михайлюк.
— Террорист вел себя крайне нервно. Поначалу надеялся на то, что власти пойдут на попятную, и он едва ли не героем уедет в Чечню. Но затем надежда стала его покидать. Порой он разговаривал спокойным, хладнокровным голосом. А порой срывался на истерику и грозил немедленно перестрелять заложников. Лежа на спине в квартире (Тхитлянов очень боялся снайперов), он, как бы пытаясь придать своим словам весомость, вел огонь из автомата в открытое окно. В зону обстрела попал детский сад. Детей и весь персонал в спешном порядке эвакуировали под прикрытие ближайших домов, — рассказывает Инвербий Джаримок.
Как потом выяснилось, Тхитлянов пытался заглушить свой страх наркотиками и все это время был в состоянии наркотического опьянения. Больше всего он боялся штурма. И этот вариант действительно рассматривался, но так и не был произведен из-за опасности, грозившей находящимся в плену детям. За их жизнь боялся и сам Атажахов — когда ему сообщили об угрозах террориста, он сказал: «Пусть убивает всех, но только сперва верните мне сына».
— По квартире Тхитлянов передвигался только прячась за спинами Шовгеновой и ее детей. Кстати, если она действительно была заложницей, то ее поведение сильно удивляет. Она лично выглядывала с балкона, проверяя, не подкрадываются ли штурмующие по стенам. Когда мы все-таки вошли в квартиру, то увидели, что к окнам была приставлена мебель. Сделать это в одиночку было непросто. Особенно держа в руках автомат, — вспоминает Владимир Голдобин.
О подвиге и подлости
Напряженный психологический поединок в ходе переговоров между террористом и сотрудниками ФСБ продолжался весь день. Спустя двенадцать часов — около половины десятого вечера — Леонид Михайлюк все-таки сумел сломить преступника и уговорил его сдаться. Что заставило его пойти на попятную? Очевидно, только одно — надежда сохранить собственную жизнь. Трудно описать то напряжение, которое переживал Леонид Михайлюк, ведя переговоры. Гибель товарищей, непредсказуемость ситуации… Ему пришлось выйти на визуальный контакт с преступником, который мог в любую минуту открыть автоматный огонь или бросить в него гранату.
Прежде чем сдаться, Тхитлянов сбросил с балкона автомат, пистолет и чеку одной из гранат. Он выходил из подъезда, до последних минут прикрываясь маленькими детьми. К его рукам скотчем были привязаны две гранаты. Преступника окончательно убедили сдаться, не причиняя бессмысленного вреда себе и окружающим. Боевые гранаты были обезврежены. У сдавшегося террориста был изъят поддельный паспорт на имя Кумышева и наркотики.
Расследование уголовного дела длилось больше года, и его материалы заключены в несколько десятков объемных томов. Верховный суд Адыгеи приговорил Азамата Тхитлянова к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Аслан Атажахов по совокупности преступлений получил 5 лет лишения свободы со штрафом в размере 500 минимальных размеров оплаты труда с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Указом Президента России Александр Демин и Сергей Садовничий были награждены орденами Мужества посмертно. Одна из улиц Краснодара названа в честь Демина. Чтут память героя и ученики школы №8 станицы Чепигинской Брюховецкого района, в которой учился Александр и которая названа именем героя, погибшего во время исполнения служебного долга. В память об Александре создано Краснодарское городское молодежное общественное учреждение «Учебный центр военно-патриотического воспитания «АЛЬФА-РЕЗЕРВ».
Так завершилась трагическая история, потрясшая жителей Майкопа. И эти события 20-летней давности хранятся в воспоминаниях участников и на скромной памятной плите в честь погибших товарищей, куда год за годом их сослуживцы возвращаются почтить память героев. Героев, которые оказались готовы прийти на помощь в самой экстренной ситуации ради спасения жизни людей. Героев, готовых пожертвовать собой ради мира и спокойствия на родной земле.
Мария Фролова