Власти Адыгеи выявили 10 проблемных точек экономики региона, которые при правильном подходе должны стать точками роста
Власти Адыгеи провели анализ экономической ситуации в сфере агропромышленного комплекса, лесной отрасли, туризма, строительства и недропользования — наиболее проблемных, но при этом самых перспективных в плане развития налогового потенциала республики отраслей. На его основе было выявлено 10 проблемных точек региональной экономики, которые при должном подходе могут стать точками роста. Как этого добиться, обсуждали на заседании Координационного совета по экономической политике, которое провел врио Главы Адыгеи Мурат Кумпилов.
Сельское хозяйство
Четыре проекта из десяти касаются сельскохозяйственной отрасли. Как доложил министр экономического развития и торговли Олег Топоров, одно из главных направлений, нуждающихся в дополнительном стимулировании, — молочное скотоводство. Из всего переработанного крупными молзаводами республики в минувшем году молока, а это 134,5 тыс. тонн, только около 10 тыс. тонн — местное сырье, остальное ввезено из других регионов. По расчетам Минэкономики, под закупку этого сырья ежегодно из региона выводятся 2,7 млрд. рублей.
Более того, в перспективе ситуация с дефицитом поголовья скота молочного направления и, как следствие, острая нехватка молока для переработки может только усугубиться. Прежде всего, это связано с формированием бренда «Адыгейский сыр» и запретом его производства за пределами республики.
Как отметил Олег Топоров, решению проблемы поспособствует создание потребкооперации по развитию молочного скотоводства, а также ввод в действие всех объектов АгроБизнесИнкубатора, который позволит не только решить кадровую проблему, но и обеспечить предпринимателей производственными мощностями на льготных условиях.
Проблема обеспечения местным сырьем остро стоит и в сфере переработки овощей и фруктов. В минувшем году в республике выращено 69,4 тыс. тонн овощей, из них только чуть более 16 тыс. тонн реализовано. Овощная продукция преимущественно направляется на личное потребление, излишки реализуются на ярмарках. А вот на переработку местное сырье практически не поступает. Аналогична ситуация и с плодово-ягодными насаждениями. Из 22,6 тыс. тонн продукции в 2016 году около половины было реализовано. Причем из общего объема реализации почти 87% приходится на яблоки. Основная масса выращиваемых яблок является товарной, то есть переработке не подлежит. И предприятия республики, перерабатывающие плодоовощную продукцию (их суммарная мощность переработки — 60 тыс. тонн в год), вынуждены закупать сырье в других регионах.
Непростая ситуация и с зерновыми. В прошлом году Адыгея собрала рекордный урожай — почти 700 тыс. тонн. В республике было переработано только чуть более 66% зерна, остальная часть преимущественно выведена за пределы региона. Загрузить предприятия Адыгеи на полную мощность не позволяет недостаточный внутренний спрос. В частности, проведенные изменения в структуре предприятий «Ресурс» по переходу с производства мяса птицы на производство яйца отразились на производстве комбикормов: сырье есть, но кормить этим сырьем некого. В связи со сложившейся ситуацией региональным Министерством экономического развития и торговли предложено стимулирование развития овцеводства, птицеводства, рыбоводства и мясного скотоводства — тех направлений, где востребованы комбикорма.
В минувшем году в республике произведено 32,8 тыс. тонн мяса птицы и скота в живом весе, из которых реализовано 28,5 тыс. тонн. При этом глубокой переработки мяса в республике нет.
Олег Топоров акцентировал внимание на необходимости стимулирования ускоренного развития в республике скотоводства, овцеводства, птицеводства, рыбоводства. Это позволит увеличить спрос на продукцию переработки зерна, а также будет способствовать загрузке предприятий перерабатывающей промышленности. Формирование выпадающих звеньев в цепочке добавленной стоимости возможно через привлечение инвестиций в соответствующие сферы деятельности.
— Регион переходит на проектное управление, и мы видим, что есть ниши, которые мы можем и должны заполнять, вместе с представителями бизнеса воплощать в жизнь инициативы Министерства экономики. Если говорить о развитии молочного скотоводства, какие преимущества мы получаем? Занятость населения, растущие обороты и, соответственно, прибыль. Это бы повлияло и на производство зерновых, на севооборот, а это стратегическое направление. И тем более мы должны понимать, как это важно, с учетом сформировавшегося бренда «Адыгейский сыр». Теперь о производстве мяса: вывести на рынки наших местных производителей без лишних посредников — и цена для населения сразу станет реальной. По производству плодоовощной и ягодной продукции — позитивный опыт есть у Красногвардейского района. И этот опыт нужно тиражировать, — прокомментировал Мурат Кумпилов.
Туризм
В сфере туризма, как доложил Олег Топоров, основной проблемой является то, что значительная часть рынка туристических услуг находится «в тени». Владельцы отелей регистрируются в качестве предпринимателей, размещают информацию о предоставляемых услугах, но не платят налоги. В целом туристический комплекс республики формируют 238 субъектов туристического рынка, в основном они сконцентрированы в Майкопском районе.
Мурат Кумпилов отметил, что вывод участников «теневого» туристического рынка в легальное русло необходимо стимулировать не только за счет контрольно-надзорных органов. К данной работе важно активно подключать глав сельских поселений.
В частности, одна из предложенных мер стимулирования глав поселений — возврат части налогов, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма, в бюджеты поселений на развитие местной инфраструктуры.
Промышленность
Потенциальные точки роста есть и в ряде сфер промышленности республики. Так, в сфере целлюлозно-бумажной промышленности положительная динамика обеспечивается деятельностью бюджетоформирующего предприятия «Картонтара». В сфере деревообработки в республике также есть современные производства, способные производить продукцию самого высокого качества, — «Эко-паркет», «Титул».
С учетом наличия в республике сырьевых запасов, а также значительных перерабатывающих мощностей стоит задача по организации эффективного использования лесных ресурсов путем их глубокой переработки на территории Адыгеи. Для этого, в частности, в 2015 году был создан Союз лесопромышленников республики. Эффективность работы организации демонстрирует рост объемов легальной заготовки древесины — в минувшем году более чем на 60% по сравнению с 2015 годом. Для глубокой переработки сырья и получения продукта предприятиям отрасли необходимо техническое перевооружение. Этому может способствовать, в частности, предоставление лесозаготовителям субсидий.
В сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых наибольшие объемы добычи — более 80% — приходятся на песок и песчано-гравийную смесь. В этой сфере выдано 70 лицензий, при этом фактические объемы добычи песчано-гравийной смеси в 2016 году составили более 2 млн. кубометров, что составляет около 28% от лицензируемого объема. В республике имеет место географическая перенасыщенность недропользователей, что создает условия для недобросовестной конкуренции, приводящей к снижению объемов производства и реализации готовой продукции ниже себестоимости. А эти обстоятельства, в свою очередь, подталкивают отдельных неконкурентоспособных недропользователей к занижению реальных объемов добычи и уходу в «тень». Местными предприятиями переработано только чуть более 15% объема добычи, практически вся остальная часть ушла за пределы республики в виде сырья, переработка которого, а следовательно, и формирование добавленной стоимости и налогового потенциала осуществляются уже в других регионах. Регион же получает лишь разбитые дороги и ущерб экологии.
Олег Топоров отметил, что региону необходимо принять скорейшие меры по обеспечению соблюдения лицензионных условий недропользователями. Если этого не сделать, то те предприятия, которые осуществляют легальную деятельность, будут вынуждены уйти в «тень» вслед за недобросовестными недропользователями. И особенно важно провести эту работу сейчас — накануне масштабного дорожного строительства в Адыгее, чтобы все закупки велись только у легальных предпринимателей.
В сфере добычи гипса, известняка в республике выдано 10 лицензий. Фактический объем добычи в минувшем году составил 876 тыс. тонн. При этом производственные мощности ведущего предприятия отрасли — компании «ВОЛМА-Майкоп», которое начало деятельность летом прошлого года, загружены не полностью. Увеличению объемов выпуска продукции препятствует дефицит и нестабильная работа железнодорожного транспорта. По программе «Юг России» в 2013 году в республике была построена дорога, которая обеспечила доступ к уникальным месторождениям. Однако у завода нет собственного железнодорожного тупика. Сейчас по данному вопросу ведутся переговоры.
В сфере добычи глины выдано 14 лицензий на общий объем 250,6 тыс. кубометров. Добываемая в республике глина преимущественно используется при производстве кирпича и керамзита. На территории республики осуществляют деятельность 7 кирпичных заводов и 2 завода по производству керамзита, которыми в 2016 году переработано более 50% от объема добычи глины. При этом республиканскими строительными организациями региона использовано только чуть более 1% кирпича. Однако в целом в отрасли наблюдается положительная динамика, отметил министр экономического развития и торговли республики. А вот в строительной сфере в минувшем году было отмечено сокращение темпов ввода жилья. В текущем году объемы строительных работ сократились более чем в 2,5 раза.
Врио Главы республики дал поручения по каждому из направлений.
— В части лесозаготовки наша задача — обеспечить равный доступ к сырью для всех переработчиков. К ситуации с «теневым» бизнесом в сфере недропользования нужно подходить жестко: дать возможность развиваться предприятиям, работающим официально и выполняющим свои налоговые обязательства, с недобросовестными — провести работу вплоть до отзыва лицензии. Список таких предприятий нужно предоставить правоохранителям, чтобы они отслеживали ситуацию. В сфере строительства — при возведении республиканских объектов нужно по максимуму использовать производимые в республике стройматериалы. Необходимо также наращивать темпы ввода в эксплуатацию жилья, при этом важно помнить о том, что в республике не должно быть проблемы обманутых дольщиков, — заявил Мурат Кумпилов.
По всем проблемным направлениям определены сроки подготовки проектной документации. Профильным министерствам и ведомствам республики поручено представить конкретные предложения и планы-графики их реализации.
Юлия Мельникова.
Фото Артура Лаутеншлегера.
Власти Адыгеи выявили 10 проблемных точек экономики региона, которые при правильном подходе должны стать точками роста
Власти Адыгеи выявили 10 проблемных точек экономики региона, которые при правильном подходе должны стать точками роста