Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Он призван внести бережливость в процесс работы медперсонала и в общение с пациентом. Один из девизов проекта: «Бережное отношение к персоналу — бережное отношение к ресурсам — бережное отношение к пациентам».

— Минздрав РФ пришел к пониманию такого момента, что бережливость должна быть во всем, — сказала заместитель министра здравоохранения РА Оксана Емтыль. — Все действия: от прихода пациента в поликлинику и до его выхода из нее — сопровождаются большими потерями времени, затраченного без пользы, поскольку ценность несет лишь тот промежуток времени, когда пациент общается с врачом для постановки диагноза и назначения лечения, остальное — потеря времени, чего мы максимально стремимся избежать.

Проект «Бережливая поликлиника» призван убрать ненужное хождение по кабинетам, оптимизировать работу регистратуры, врачей и лаборатории, облегчить получение талонов. От момента входа в поликлинику до момента выхода из нее пациент затрачивает в среднем 90 минут. Реализация проекта позволит это время сократить вдвое.

Как это будет сделано? Предстоит многое: от совершенствования работы регистратуры до оптимизации обстановки в кабинетах.

— Наши регистратуры — это что-то, — жалуется майкопчанка Евгения Павлова. — Два-три окошка, все стоят непонятно в какое, иногда и сразу в несколько, ожидая, какое первым освободится, создают толпу. Чтобы просто спросить, в какой кабинет идти, приходится стоять в этой очереди вместе с больными людьми. Иногда проще самому вылечиться, чем сходить в поликлинику. Более-менее нормально в первой взрослой, но мы к ней не относимся.

В идеале пациентам хочется, чтобы окна регистратуры, если они и останутся, были разделены по функциям: справочное, профосмотровое, для тяжелых больных. Желательно, чтобы ориентироваться в системе расположения кабинетов и работе с терминалом помогал администратор, потому как регистраторам нужно выполнять свою работу, постоянно выходить к пациентам они не могут.

Все это запланировано проектом, но насколько удастся его реализовать — покажет время.

Адыгея попала во вторую волну реализации проекта «Бережливая поликлиника», первыми еще в ноябре прошлого года стали Калининградская, Ярославская области и город Севастополь. Сроки участия Адыгеи в проекте — с апреля по сентябрь. К 1 сентября должны быть подведены первые итоги, показывающие, насколько стал понятен принцип бережливости.

Прежде чем начать работу, Минздрав РА провел хронометраж всех действий пациента в поликлинике, посчитав, сколько времени затрачивается на все перемещения по учреждению. В результате специалистам стало ясно, на что именно можно повлиять, не касаясь лечебной деятельности, чтобы сократить потерю времени.

В коридорах поликлиник появились опросные листы, где каждый пациент может написать, что, по его мнению, нужно для благоустройства учреждения.

— Конкретную работу мы начали в мае, после обучения. В проекте участвуют две майкопские поликлиники — детская поликлиника №1 и поликлиника для взрослых №3, — говорит Оксана Емтыль. — В последней можно перепрофилировать кабинеты, поменяв их расположение и сделав его более логичным. Что касается дневного стационара, то все кабинеты должны располагаться в одном здании.

В первой детской поликлинике здание одно, но проблем от этого не меньше. Регистратура перегружена, в нее постоянная очередь, а два инфомата стоят одиноко — мало кто ими пользуется. Объяснений этому несколько: кто-то просто не умеет, а кому-то лень вбивать в систему цифры полиса, проще подождать у окошка, пока оператор сама все введет и предложит удобное время приема.

Есть, конечно, в работе регистратуры такие форс-мажоры, как потерянные карточки, поиск которых отнимает много времени, но в целом регистраторы заняты выдачей талонов, карточек перед приемом врача и предоставлением справочной информации. Разгрузить их поможет запись через интернет и инфоматы, а карточки врачу они должны будут отнести перед началом смены, проанализировав запись пациента на портале.

— Очень хорошо придумали с электронной записью к врачу, — делится Анастасия Селезнева. — Правда, в некоторых случаях, придя по времени, приходится ждать приема, так как пациенты, например, с температурой принимаются вне очереди. Это понятно, но один, другой, третий, который «зашел спросить» и ему 5 минут объясняют, с какой бумажкой в какой кабинет пойти… В результате очередь может сместиться минут на 15, так что приход по времени — не всегда гарантия того, что ты сразу попадешь к врачу.

Чтобы избежать этой ситуации, в Минздраве РА было принято решение разделить потоки посетителей детской поликлиники. Так, остро заболевшие дети будут заходить через свой, отдельный вход и попадать к дежурному врачу, который будет сидеть там весь день с утра и до вечера. Врачи будут меняться, к участкам они привязаны не будут. Это даст разгрузку участковым педиатрам, которые будут принимать уже повторных больных или плановых пациентов, и снизит вероятность заражения для здоровых и выздоравливающих детей.

На дневной стационар также будет свой вход, как и вход для профилактических приемов. Те, кто пришел на медосмотр, войдут и выйдут отдельно, не соприкасаясь с больными. В идеале хотелось бы сократить время прохождения медосмотров в детский сад и школу до недели, отметили в Минздраве.

Конечно, нехватку кадров принципами бережливости не решить, эта проблема значительно тормозит процесс, но выход будет найден через распределение нагрузки между уже работающими врачами и медицинскими сестрами.

По данным пресс-службы Минздрава республики, на сегодня в Адыгее наблюдается дефицит анестезиологов-реаниматологов, фтизиатров, врачей-инфекционистов, психиатров, психиатров-наркологов, лор-врачей. На портале центра занятости населения указано 150 вакансий врача и 81 — медсестры. Цифры немалые.

В целях устранения дефицита медкадров продолжается обучение 103 студентов-целевиков на базе мединститута Майкопского государственного технологического университета за счет республиканского бюджета. В этом году окончили мединститут МГТУ 119 человек, из них 46 человек обучались за счет бюджета Адыгеи. В соответствии с новыми порядками поступления в клиническую ординатуру ожидается большой приток специалистов в амбулаторно-поликлиническое звено, что снизит дефицит кадров в нем, сообщили в пресс-службе Минздрава РА. В этом году планируется заключить 36 договоров о целевом обучении в клинической ординатуре.

После окончания клинической интернатуры и клинической ординатуры 60 молодых специалистов будут трудоустроены в медучреждения Адыгеи.

Осенью опыт первых пилотных поликлиник Адыгеи будет распространен на другие медучреждения республики, а значит, получение медицинских услуг станет доступнее.

Екатерина Пензева.

Фото Аллы Салиенко.

11.07.2017 в 21:55
Возрастная категория материалов: 16+