Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Им было страшно смотреть в будущее, но и настоящее было полностью разрушено — в такой ситуации оказались тысячи сирийских семей, которым пришлось пережить время войны в стране. Истории каждой из них похожи — страх, неизвестность, горечь утрат. Но все же многие сумели найти силы и двигаться навстречу новому будущему. Будущему, где не слышны выстрелы, где можно засыпать, зная, что утро точно настанет, где мир, покой и тихое семейное счастье. Эти семьи выбрались из опаленных войной городов и приехали с надеждой в душе на землю, где когда-то в мире и покое жили их предки, — на свою историческую родину, в Адыгею.

От войны из теперь уже известного всему миру сирийского города Хомс семья Отман бежала под покровом ночи, практически без денег и вещей. Удивительно, но о том, что пришлось им пережить в Сирии перед отъездом, о том, чего пришлось насмотреться — как рушатся от бомбежек соседние дома и взрывной волной выбиваются из окон стекла на раненных осколками людей, супруги рассказывают без лишних эмоций. Так, словно пересказывают сюжет фильма, в котором все не взаправду… Просто война разделила их жизнь на «до» и «после».

Из-за происходящих в городе перестрелок семья, как и весь город, жила под постоянным гнетом страха. Мысли о том, что нужно бежать, посещали, но и оставлять все, что наживалось большим трудом, было жаль. Как и все, надеялись, что все наладится. Что можно будет вновь с легкостью вздохнуть, вновь спокойно пройтись по улицам родного города, не пугаясь каждого постороннего звука. Но сбыться этим ожиданиям было не суждено.

— Мы видели, как рушатся здания, но не верили, что это может коснуться нашей семьи. Пока в один из дней на наш дом не упал снаряд. Я был дома и испытал настоящий шок. Супруга с детьми, к счастью, были в отъезде в этот момент. Страшно даже подумать, что могло бы произойти, — вспоминает глава семьи Теморжи Отман.

Мысленно готовясь к самому ужасному, семья, оставшаяся даже без элементарных вещей, ночью бежала на историческую родину, в Адыгею. Их приняли в Центре адаптации репатриантов. И помогли начать новую жизнь.

В Сирии у супругов Отман был семейных бизнес — небольшое кафе, в котором они готовили национальную выпечку. Искать работу в Адыгее, особенно без знания языка, казалось делом практически невозможным. Но глава семьи не отчаялся. И решил заниматься тем, что умеет делать действительно хорошо. В квартире, которую им выделили, они своими силами начали выпекать и продавать изделия из теста. Их выпечка стала так популярна, что супруги решили открыть небольшое кафе в Майкопе.

— Начать зарабатывать и строить заново жизнь нам помогло любимое дело. Наше кафе в Сирии разрушено. Но зачем жалеть и думать о прошлом? Хочется верить, что у нас все получится в Адыгее. Спасибо огромное за поддержку директору Центра адаптации Асхаду Гучетлю, который помогает нам с первого дня. Мы благодарны за поддержку, которую нам здесь оказывают, именно благодаря ей мы сумели пережить такой сложный период нашей жизни, — говорит Теморжи Отман.

Супруги признаются, что быть слабыми просто не имели права, ведь они в ответе не только за свои жизни, но и за жизни двух своих сыновей — Люая и Кусея. Сейчас, к счастью, оба мальчика адаптировались — быстро выучили русский язык, ходят в школу и успешно справляются с программой. Нашли друзей и хобби — младший занимается адыгейскими танцами и уже даже выступает, о чем не без гордости рассказывает его мама Нура.

— Для каждого родителя главное, чтобы были счастливы его дети. Мы очень переживали, как сыновья смогут ходить в школу в другой стране, найдут ли они здесь друзей. И, конечно, поначалу им было очень трудно. Но все наладилось, им нравится жить в Адыгее. И даже если бы в Сирии война прекратилась, дети не хотели бы вернуться туда, да и мы с супругом тоже, — говорит Нура.

— Разве что ненадолго, с родными повидаться, — добавляет Теморжи. Он рассказал, что в Сирии у них остались братья и сестры. Общаться с ними удается редко — буквально секунды, чтобы просто услышать голос. И знать, что они живы. Они тоже хотели бы уехать от войны, но не могут оставить страну — по долгу службы.

Это история одной семьи. Впрочем, сюжет ее похож на сотни других. Жить дальше, несмотря ни на что, им помогают мысли о том, что будущее их детей должно быть обязательно светлым. И, конечно, поддержка неравнодушных людей. А еще едва ли не каждая вернувшаяся в Адыгею семья, с которой нам приходилось общаться, признается, что какие-то особенные силы дает земля прадедов. Главное, здесь, в Адыгее, на своей исторической родине, все они смогли найти себя и знают, что новый день точно настанет и они не потеряют друг друга. А трудности? Самое трудное в жизни этих семей, пожалуй, уже случилось.

Юлия Мельникова

15.07.2017 в 12:19