Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Когда летом 1942 года над Кубанью и Адыгеей нависла угроза оккупации, начали создаваться партизанские отряды. Постановлением Государственного комитета обороны СССР был создан Южный штаб партизанского движения, который возглавил первый секретарь Краснодарского крайкома партии П.Селезнев. При краевом штабе было создано 7 кустовых: Краснодарский, Новороссийский, Майкопский, Нефтегорский, Армавирский, Славянский и Анапский.

Из них наиболее многочисленным был Майкопский куст, в который входило 18 отрядов, в их числе три Тульских, Кошехабльский, Гиагинский, Шовгеновский, Тахтамукайский и другие. Адыгейским обкомом партии был создан подпольный центр, в состав которого вошли председатель облисполкома Асланчерий Чамоков, заместитель председателя Паш Джасте.

Свое боевое крещение Кошехабльский партизанский отряд получил в сентябре 1942 года в районе станицы Баракаевской. Связной отряда пришел к командиру с тревожной вестью: гитлеровцы разграбили продовольственные запасы станичников, отобрали у людей скот и движутся по дороге в сторону райцентра. Командир принял решение — отбить у захватчиков награбленное и вернуть станичникам.

— Мы залегли по обе стороны дороги, — говорит один из бойцов Кошехабльского партизанского отряда Амин Туов (на снимке), — когда немцы приблизились к засаде, мы неожиданно для врагов выскочили на дорогу, меткими выстрелами убили вражеских офицеров, ехавших на первых двух подводах. Солдаты стали разбегаться в разные стороны и падали под партизанскими выстрелами.

Партизаны развернули обоз в обратную сторону и поехали в станицу. Сколько радости было у станичников, когда они забрали по домам своих кормилиц, вернули мешки с зерном!

Но самой уникальной и единственной в истории партизанского движения на Северном Кавказе была операция Кошехабльского отряда в станице Новосвободной. В конце сентября 1942 года отряд шел из района станиц Губской и Баракаевской на соединение с основными силами Майкопского партизанского куста в Сахрай. На окраине станицы Новосвободной партизанские разведчики зашли в один двор. Хозяин — раненый красноармеец, отправленный из госпиталя домой на долечивание, но так и не вылечившийся и оставшийся в оккупации, развешивал на заборе шнуры с табаком. Один из партизан с перевязанной головой попросил у хозяина табачку на закрутку. Закурили, разговорились. Партизаном тем, как мне удалось выяснить через 60 лет, был Амин Туов.

Он спросил, много ли немцев в станице? Красноармеец ответил, что немцев вообще нет, а всем заправляют предатели из станичников — полицаи. Амин поинтересовался, сколько их. Хозяин двора сказал, что не считал, но порядка двух десятков будет.

Амин свистнул. Из соседнего огорода выскочили остальные партизаны. Амин Туов подошел к командиру, рассказал, что удалось узнать о полицаях. Командир принял решение. Туов вновь подошел к красноармейцу и спросил, как незаметно поближе подобраться к полицаям? Хозяин двора разъяснил, что надо идти огородами, на которых еще стояла несрезанной высокая кукуруза. Как покажется на взгорке дом под железной крышей, это и есть штаб полицаев.

Партизаны ушли огородами в западном направлении. Вскоре станичники услышали частую стрельбу. Затем один из партизан на отбитой у полицаев лошади проскакал по станичным улицам, созывая жителей на митинг. Над сельсоветом развевался красный флаг. Командир партизанского отряда объявил о возвращении советской власти.

Ночь прошла спокойно. Утром один из уцелевших полицаев обнаружил, что партизаны ушли из станицы. Красный флаг с сельсовета сбросили. Уничтоженных полицаев похоронили на самом почетном месте — станичной площади, где покоились останки полного георгиевского кавалера Константина Глухова, погибшего на германском фронте в Первую мировую войну.

В конце января 1943 года полицаи бежали из станицы. На митинге по случаю освобождения Новосвободной вернувшийся к исполнению своих обязанностей председатель сельсовета Алексей Каменев приказал выкопать «немецких прихвостней» с главной площади станицы и закопать в других местах.

Что касается Амина Туова, то после освобождения Адыгеи от гитлеровских оккупантов он ушел в действующую армию. Воевал в составе знаменитого 333-го полка, который оборонял в первые дни войны Брестскую крепость. После краткосрочной учебы старший лейтенант Амин Туов был помощником начальника штаба 592-го стрелкового полка. День Победы встретил в освобожденной Праге. Затем военный эшелон умчал капитана Амина Туова на Дальний Восток громить японских самураев.

Домой он вернулся в 1946 году с боевыми наградами: орденами Отечественной войны и Красной Звезды, многими медалями. В Кошехабле был избран секретарем райкома комсомола. В 1954 году окончил философский факультет МГУ имени Ломоносова.

Большую часть своей жизни отдал подготовке педагогических кадров на посту проректора Адыгейского государственного педагогического института по заочному обучению. Закончил трудовой путь на посту председателя Центральной избирательной комиссии РА.

Дмитрий Крылов

18.07.2017 в 00:38