Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Председатель судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Адыгеи, председатель Квалификационной коллегии судей Адыгеи, заслуженный юрист РА Разиет Хапачева рассказывает о специфике судейской работы и о том, каким образом идет подбор кадров на должности в судебной системе Адыгеи.

— Разиет Асланчериевна, вы являетесь председателем Квалификационной коллегии судей РА. Как известно, квалификационные коллегии занимаются организацией конкурсов на замещение вакантных должностей судей. Как организована эта работа, какие обязательные требования предъявляются к претендентам?

— Основными направлениями работы квалификационной коллегии являются: организация конкурсов на замещение вакантных должностей судей, председателей и заместителей председателей судов; проведение квалификационной аттестации судей; рассмотрение жалоб на судей; привлечение судей к дисциплинарной ответственности и другие.

Что касается требований к претендентам на занятие должности судьи. В зависимости от уровня суда при наличии высшего юридического образования (что обязательно) установлены обязательные требования к стажу работы в сфере права и возрасту претендентов, которые могут разниться. Для замещения должности, к примеру, судьи арбитражного суда региона, конституционного (уставного) суда регионального уровня, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мирового судьи требуется достижение возраста 25 лет и стаж работы в сфере юриспруденции не менее пяти лет. Судьей Верховного суда республики, краевого, областного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее семи лет. Чтобы стать судьей Верховного суда РФ, гражданин должен достичь возраста 35 лет и иметь стаж работы в области юриспруденции не менее десяти лет.

Кроме этого, претендент должен быть дееспособным, не должен иметь заболеваний, препятствующих замещению должности судьи. Каждый судья является носителем судебной власти, выносит решения от имени государства. По этой причине претендент на получение статуса судьи не должен иметь иностранного гражданства. Кроме того, лично персонифицируя закон, являясь носителем судебной власти, судья должен быть образцом законопослушного поведения: для него недопустимо наличие судимости, пусть даже погашенной, иных «темных пятен» в биографии.

Отвечающий указанным критериям гражданин должен успешно сдать серьезный квалификационный экзамен. После этого он вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

В прошлом году нами было объявлено 17 вакансий на замещение должностей судьи. Поступило 29 заявлений, рекомендацию получили 25 претендентов.

— Получение судейской мантии — это высокая честь и вершина профессиональной карьеры юриста. Какими особыми качествами должен обладать претендент на должность судьи? Каков был лично ваш путь в судебную систему?

— Чтобы стать судьей, необходимы желание, хорошие теоретические знания и практический опыт работы в сфере юриспруденции, трудолюбие, порядочность, стойкость. А профессиональная подготовленность, трудолюбие, добросовестность — это те качества, которые необходимы в любой профессии.

Что касается моего пути в судебную систему. Стать юристом и судьей я мечтала с детства. Добиться воплощения мечты в жизнь помогло то, что уровень подготовки в школе №6 аула Хатажукай, где я училась, был не ниже, чем в городских школах. Я и сегодня испытываю чувство самой искренней благодарности моим учителям. После девятого класса я поступила в Армавирский юридический техникум, затем окончила Свердловский юридический институт. В 1991 году начала свою трудовую деятельность. Для работы на судейской должности требовался стаж, поэтому я трудоустроилась в органы исполнительной власти республики, где проработала до 2002 года. С 2002 по 2006 год осуществляла адвокатскую деятельность.

Пройдя все необходимые процедуры и успешно сдав необходимый экзамен, в марте 2007 года Указом Президента России я была назначена на должность судьи. А с апреля 2016-го являюсь председателем Квалификационной коллегии судей Адыгеи.

— Вы сказали, что Квалификационная коллегия судей рассматривает жалобы на судей. На что, как правило, жалуются граждане и что может предприниматься в отношении судей по жалобам на них?

— В большинстве своем жалобы, поступающие в коллегию, посвящены несогласию заявителей с результатами рассмотрения судебного спора с их участием. Такие заявления возвращаются заявителям, поскольку решения, с которыми они не согласны, не могут быть пересмотрены в Квалификационной коллегии судей. В этом случае необходимо обжаловать судебный акт в суде более высокой инстанции.

По существу рассматриваются жалобы, в которых содержатся сведения о совершении судьями дисциплинарного проступка, который мог выразиться, например, в том, что судьей при рассмотрении дела допущено грубое нарушение закона, при рассмотрении дела имела место волокита, было допущено неэтичное, недостойное звания судьи поведение — не только на работе, но и в быту. За совершение подобных проступков на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, предупреждения или досрочного прекращения полномочий.

— Вернемся к судейской работе. Какие дела представляют для вас наибольший интерес: уголовные или гражданские?

— Мне всегда больше импонировала гражданско-правовая направленность в юриспруденции и в практической деятельности. Применительно к работе судов это может быть очень широкий круг дел, в том числе имеющих социальную окраску: о восстановлении на работе, о выплате заработной платы, о защите и восстановлении пенсионных и социальных прав, о защите прав потребителей, в том числе в сфере ЖКХ. Это могут быть земельные, жилищные споры, вопросы, касающиеся взыскания алиментов на несовершеннолетних детей или пожилых родителей, и многое другое. Причем гражданин, который плотно не сталкивался с работой судов, даже не представляет, насколько сложной, творческой и интересной является работа по отправлению правосудия. При рассмотрении любого дела — будь оно гражданским или уголовным — нет разделения на важное и то, к чему можно было бы отнестись с меньшим вниманием. Важно разобраться шаг за шагом в обстоятельствах случившегося, в сложных отношениях участников спора.

Особенно приятно видеть результат своей работы, когда им довольны граждане, обратившиеся в суд за разрешением спора. Обычно это случается, когда стороны смогли примириться в суде. К сожалению, такое бывает нечасто. С другой стороны, бывает и так, что приходится провозглашать решения, которые, безусловно, законны и обоснованны, однако при этом влекут негативные последствия для одной из сторон спора. По-человечески сочувствуя людям, судья тем не менее должен неукоснительно соблюдать требования закона.

Несмотря на то, что провозглашение решения — это часть повседневной работы судьи, он никогда не должен забывать об ответственности и важности выполняемой работы. Не случайно законом прописана специальная процедура принятия решения и его провозглашения, которая предполагает официальный, я бы даже сказала, торжественный характер этого действа. Решение принимается в специальной комнате, именуемой «совещательная комната», тайно. Заседание судья проводит в зале судебного заседания, где размещены герб, флаг России. Судья при этом облачен в судейскую мантию. Стороны спора слушают решение стоя.

— Тем не менее достаточно часто мы слышим критические замечания в адрес органов правопорядка и судебной системы. В чем-то эти замечания обоснованны, а в чем-то — нет. Вероятно, не совсем приятно, когда предвзятое мнение людей распространяется на всех без исключения судей…

— Да, это может быть очень обидно. Иногда даже стороны, недовольные принятым решением, могут себе позволить высказать свои предположения в лицо. Сказать, что к этому привыкаешь и не реагируешь на такое, — нет. К такому невозможно привыкнуть. И неприятно, и переживаешь, все это есть. Наверное, это можно отнести к издержкам профессии.

— Насколько разное восприятие профессии у судей-женщин и судей-мужчин?

— Могу только предполагать. Мне представляется, что женщины мягче и более лояльны. Например, я скорее несколько раз отложу рассмотрение дела об определении порядка общения с ребенком, чтобы сами родители пришли к соглашению о таком порядке, поскольку никто лучше них самих не знает, как лучше организовать это общение. Или в деле о расторжении кредитного договора, обращении взыскания на ипотечную квартиру женщина-судья, возможно, не раз отложит рассмотрение дела по существу с тем, чтобы банк, если имеется такая возможность, пошел навстречу должнику, который много лет выплачивал кредит и из-за сложной жизненной ситуации может потерять жилье. Только поймите правильно: такие меры могут приниматься исключительно в рамках закона и с оглядкой на установленные сроки рассмотрения дел.

— Можно ли сказать, что женщины-судьи все же лояльнее мужчин в отношении вынесения жесткого приговора?

— Повторюсь, что я судья-цивилист — рассматриваю гражданские дела, а приговоры мы не выносим. Я лично за десять лет работы судьей ни разу не выносила приговор по уголовному делу. Но полагаю, что уголовный закон один и для судьи-мужчины, и для судьи-женщины. Приговор должен соответствовать закону, и потому вряд ли мера наказания может зависеть от пола судьи.

— Не кажется ли вам, что это очень тяжелая работа для женщины?

— Работа судьи ответственная, творческая, отличается большой нервной нагрузкой. Действительно, легкой ее не назовешь, но когда любишь свою профессию, эту тяжесть не замечаешь. Чем больше опыт работы, тем больше понимаешь всю возложенную на тебя ответственность. Мне кажется, тяжесть работы судьи не зависит от того, мужчина или женщина выполняет эту работу. Помимо этого, очень важна поддержка семьи, где поймут твое настроение и могут с пониманием отнестись к твоим расстройствам. В основном, конечно, стараешься не переносить профессиональную атмосферу на семейные отношения.

— Разиет Асланчериевна, спасибо за содержательный разговор.

Дмитрий Федоров.

Кстати

Недавно Верховным судом РА подготовлен «Обзор практики рассмотрения судами Адыгеи социальных споров за 2016 год». В прошлом году сократилось число гражданских дел об оплате труда, других споров, возникающих из трудовых отношений. При этом увеличилось количество дел о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, о возмещении вреда в связи с нарушением правил дорожного движения и авариями на транспорте. Выросло количество дел по искам в защиту пенсионных прав граждан, дел по искам, связанным с социальными гарантиями гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Утверждаемость таких решений в случае их обжалования в вышестоящие инстанции остается на высоком уровне, что говорит о качестве работы судей.

21.07.2017 в 23:40