Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

До конца лета еще целый месяц, и период отпусков не заканчивается: последний месяц лета и осень — самое время куда-то поехать, отдохнуть. Но, к сожалению, далеко не все турфирмы на рынке добросовестные, и необходимо подстраховать себя знаниями, прежде чем приобрести туристический продукт (в нашем случае — путевку) в незнакомой фирме, соблазняющей вас (потребителя) отдать им заработанные деньги.

Знакомимся

Итак, кто является участником правоотношений в сфере туризма? Это турист, заказчик туристского продукта, туроператор и турагент. И в первую очередь важно понимать, в чем отличия понятий турагент и туроператор.

— В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определено, что туроператорская деятельность — это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом, а турагентская деятельность — это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, — сказал начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РА Рашид Карданов. — Разница между туроператором и турагентом состоит в том, что турагент не участвует в формировании тура, а покупает его у туроператора готовым к продаже или реализует по поручению туроператора.

Поэтому, выбирая турфирму, обязательно выясните, кем она является — оператором или агентом. В некоторых случаях одна и та же организация может совмещать эти роли.

Если турфирма является турагентом, то необходимо выяснить, с каким туроператором она работает, сведения о нем должны быть указаны в договоре о реализации туристского продукта. Это важно: стоит не лениться и проверить, имеются ли сведения о данном туроператоре в Едином федеральном реестре туроператоров — он публикуется не реже 1 раза в год федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма в государственных печатных изданиях, а также размещается на сайте Федерального агентства по туризму РФ.

Стоит отметить, что осуществление туроператорской деятельности на территории РФ допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта или банковской гарантии. Также туроператоры, зарегистрированные на территории РФ, должны иметь финансовое обеспечение, что является гарантией возмещения туристам возможного ущерба.

А вот предложение клиенту ознакомиться с лицензией турфирмы должно сразу же насторожить: лицензирование турагентской деятельности отменено с 1 января 2007 года. Фирма может проходить добровольную сертификацию. Это, конечно, необязательное условие, но заявка на серьезное отношение к деятельности, поэтому поинтересуйтесь наличием такого сертификата.

Нелишним будет, как и с приобретением любого товара, дополнительно посмотреть в интернете отзывы об организации, которая предлагает вам тур. Старайтесь отказываться от предложений, которые можно оплатить только сегодня, когда нет времени для принятия обдуманного решения, а значит — внимательного прочтения договора.

Договор

— Не надо стесняться расспрашивать агента о деталях путешествия: кто будет встречать в аэропорту и отвезет в отель, когда будет экскурсия, есть ли контактные телефоны на случай ЧП и так далее. Это избавит от многих недоразумений в стране пребывания, — заверил Рашид Карданов.

Важно знать, что после оплаты на руки должны в обязательном порядке выдать договор и ваучер. Если в турфирме обещают выдать все документы прямо в аэропорту перед вылетом, вы рискуете вообще никуда не улететь. Перед вылетом могут выдать билеты и паспорта с оформленной визой, но договор обязательно подписывается заранее.

Кстати, о договоре: внимательно читайте не только его, но и все прилагаемые к нему документы, прежде чем их подписать. Желательно заранее ознакомиться с основными документами, регулирующими отношения в данной сфере. Это законы «О защите прав потребителей», «Об основах туристской деятельности» и Правила оказания услуг по реализации туристского продукта.

— Заключая договор, помните, что в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию о реализуемых услугах (туристском продукте), обеспечив возможность их правильного выбора, — отметил Рашид Карданов. — Это информация о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах.

Внимательно ознакомьтесь с информацией об услугах, которые включены в турпутевку (те, что вами оплачены) и которые могут вам быть предоставлены бесплатно. Можно попросить сотрудника турфирмы в письменном виде указать перечень услуг, которые будут вам оказаны бесплатно.

Стоит помнить один из главных постулатов Закона «О защите прав потребителей» — запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг): «Если вы не купите экскурсию к пирамидам, то мы не сможем обеспечить вам посещение пляжа» — фраза в корне неправильная и незаконная.

В договоре в обязательном порядке должны быть прописаны все существенные условия. Заранее оговорите важные для вас моменты. Не следует доверять сотрудникам турфирмы, даже если они утверждают, что у них стандартный бланк договора. Часто встречается, что в договор включены условия, ущемляющие права потребителя. Например, о выставлении штрафных санкций потребителю и о порядке расторжения договора с турфирмой и так далее. Стоит все прочитать и при необходимости оспорить.

— Не надо спешить ставить свою подпись, не перечитав договор и не убедившись, что вас устраивают все его пункты. Стоит учесть, что оформленное договором соглашение служит для установления, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей. И то, что турист подписывает, будет рассматриваться судом как доказательство одобрения предложенных условий, — отметили в Роспотребнадзоре.

Ознакомьтесь с перечнем услуг, указанных в ваучере, и проверьте их соответствие вашему заказу, используя международные туристические термины: ОB (only bed) — только размещение; BB (bed end breakfast) — размещение и завтрак; HB (half board) — размещение, завтрак, ужин; FB (full board) — размещение, завтрак, обед, ужин; AI (all inclusive) — размещение и питание по системе все включено (завтрак, обед, ужин, алкогольные и безалкогольные напитки местного производства); SGL (single) — одноместное размещение; DBL (double) — двухместное размещение; TRPL (triple) — трехместное размещение; Suite — размещение в номере люкс; Family room — размещение в номере люкс с отдельными комнатами; Extra Bed — дополнительная кровать; Chi (child) — ребенок; Ad (adult) — взрослый; SV (Sea View) — вид на море.

Перед поездкой в турфирме необходимо получить информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране пребывания и возможном риске заражения инфекционными заболеваниями. Даже в таких популярных курортных странах, как Турция, Египет, Греция, Италия, Таиланд, и ряде других, существует реальная угроза заражения тяжелыми заболеваниями — гепатитом групп А, В, бешенством, холерой, дизентерией и другими. И перед выездом в страну желательно сделать необходимые профилактические прививки. Имейте в виду, что прививки необходимо сделать заранее, в некоторых случаях за 3 месяца до выезда.

Недостатки

Как правильно действовать потребителю при обнаружении недостатков оказанной услуги?

— В соответствии со ст.9 Закона «О защите прав потребителей» в договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредоставление или предоставление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, — сообщили в Управлении Роспотребнадзора по РА.

Следовательно, в случае обнаружения недостатков оказанной услуги необходимо обратиться к исполнителю услуг — турагенту или туроператору — с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, и предъявить одно из требований, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей». Потребитель должен получить подтверждение о вручении претензии исполнителю услуг — подпись на заявлении либо уведомление о получении претензии.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий. В случае неудовлетворения претензии потребитель вправе обратиться в суд.

Екатерина Пензева

Кстати

Пару лет назад от Минкавказа прозвучало предложение брать с туристов, приехавших в Кавминводы, деньги на поддержку санаторно-курортной инфраструктуры. Доводы в пользу курортного сбора сложились в федеральный закон.

От платы за отдых на курортах освободят путешественников, которые самостоятельно добираются до пляжа и находят ночлег.

Курортный сбор пока в качестве пятилетнего эксперимента вводится в четырех регионах — в Крыму, Краснодарском, Алтайском и Ставропольском краях. А сам сбор с отдыхающих начнут брать с 1 мая 2018 года.

Эксперты считают, что введение курортного сбора положительно скажется на курортной инфраструктуре, которая изнашивается из-за колоссального притока туристов в высокий сезон.

В первый год размер курортного сбора составит до 50 рублей в сутки с человека, в дальнейшем установлена верхняя планка в 100 рублей. Сбор может быть дифференцирован (даже снижен до нуля) в зависимости от времени года и значения курорта. Конкретные ставки определят регионы. Первым это сделал Алтайский край, где размер сбора составит 30 рублей.

Платить его будут отдыхающие в гостиницах, санаториях, пансионатах, которые официально оказывают туруслуги. От сбора освободили детей, инвалидов, ветеранов и других льготников.

02.08.2017 в 21:45