Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Первая мировая война 1914–1918 годов — крупнейший военный конфликт, в который было вовлечено 38 из существовавших в то время 59 независимых государств.

Потери России в Первой мировой войне составили свыше двух миллионов погибших на фронтах и свыше трех миллионов пленных, потери гражданского населения Российской империи превысили один миллион человек.

Для захоронений павших в Первую мировую войну русских воинов в феврале 1915 года на землях старинного усадебного парка села Всехсвятского под Москвой было открыто Всероссийское братское кладбище. Неподалеку предполагалось создать архитектурный ансамбль и музей Первой мировой войны и открыть приют для жертв войны. Но эти планы были прерваны революцией 1917 года. В Советском государстве события Первой мировой войны, которая именовалась «империалистической», на долгое время были преданы забвению.

В 1994 году постановлением правительства Москвы территория бывшего Братского кладбища была объявлена памятником истории и культуры и поставлена на государственную охрану. На месте центральной части Братского кладбища создан Мемориально-парковый комплекс Героев Первой мировой войны. В 1990–2004 годах на его территории установлены различные памятники и часовня.

Боевые заслуги

На фронтах Первой мировой войны наряду с регулярными частями Российской армии сражались иррегулярные, в том числе казачьи, а также сформированные исключительно на добровольной основе национальные воинские соединения, как, например, Кавказская туземная конная дивизия. В нее вошли шесть конных полков четырехсотенного состава: Кабардинский, два Дагестанских, Чеченский, Черкесский и Ингушский.

Черкесский полк (формировался в Армавире) был уникальным по своему составу. Из четырех его сотен две были черкесскими, одна — карачаево-черкесо-абазинская и еще одна — абхазская. На должность командира полка был назначен Александр Чавчавадзе. Муллой полка стал Мишуест Набоков из аула Адамий.

По данным архивных материалов, черкесы Майкопского отдела Кубанской области подготовили для службы в полку 63 всадника. В их числе были Биляль Киков, Даут и Мос Куаевы, Батыр Меретуков, Кар Гигиев, Кар Ашхамафов, Якуб Хачемизов, Ханах Багадыров, Едыг Тыгов, Хизир Кошев, Асхад Лиев.

Дивизия воевала в основном на Юго-Западном фронте, бок о бок с казачьими и регулярными соединениями Российской армии. На счету дивизии много удачных боевых операций. Это наступление на Станислав в феврале 1915 года и взятие укрепленного села Цу-Бабин, оборонительно-наступательные бои на Пруте и Днестре в мае 1915 года, а также конные атаки во время Брусиловского прорыва в 1916 году и многие другие.

В 1915 году всадник Черкесского конного полка Хизир Кошев, будучи в разведке у деревни Доброполе, с явной опасностью для жизни доставил важное сведение о противнике. Подвиг был отмечен Георгиевским крестом 4-й степени. За последующие отличия он награжден Георгиевским крестом 3-й степени и произведен в офицеры. Его боевой товарищ старший урядник Махмуд Беданоков установил и беспрерывно поддерживал связь между 1-й и 4-й сотнями Черкесского полка, которые находились в редуте под селом Нове-Петликовцы. За проявленное мужество он награжден орденом Георгия 2-й степени.

В 1916 году уроженец аула Уляп Асхад Лиев, являясь старшим на участке взвода 3-й сотни, в отсутствие командира возглавил оборону и обеспечил успешное отражение вражеской атаки. Впоследствии за этот подвиг был награжден Георгиевским крестом 3-й степени.

В летних боях 1917 года всадники Черкесского конного полка Эреджиб Кушу, Кушук Пшизов, Хот Датхужев, Исхак Аутлев, Махмуд Эльдаров, Осман Хамдоков, Схатгери Киков нанесли существенный урон противнику, за что и были отмечены Георгиевскими крестами 4-й степени.

Проявили мужество и героизм на полях сражений Первой мировой войны и стали георгиевскими кавалерами и другие наши земляки. В их числе Максим Сафронов, Дмитрий Ефремов и другие.

Их имена будут помнить

Многие воины — наши земляки — награждены боевыми наградами за участие в Первой мировой войне, четырнадцать из них стали полными георгиевскими кавалерами. Это Дмитрий Анчабадзе, Джатай Байрамуков, Султан Байзет-Гирей, Григорий Гуляев, Мусса Джарим, Джамальбий Каблахов, Константин Когония, Василий Маги, Учужук Почешхов, Данила Попов, Максим Сафронов, Рамазан Шхалахов, Зачерий Хамуков, Сергей Черняков.

Жизнь многих георгиевских кавалеров сложилась непросто, в некоторых случаях — трагически. Многие из них после поражения белого движения эмигрировали за границу, где и нашли вечный покой.

В последние годы как в стране в целом, так и у нас в республике много делается по увековечению памяти земляков-героев Первой мировой войны, георгиевских кавалеров.

Первой ласточкой была установка по инициативе казаков Майкопского казачьего отдела мемориальной доски на здании Дома культуры станицы Новосвободной в честь георгиевского кавалера Константина Глухова. Затем рядом появилась мемориальная доска в память о другом земляке — Данииле Попове, самом молодом из героев: полным георгиевским кавалером он стал в 26 лет. В станице Даховской увековечено имя земляка Георгия Гуляева — героя Первой мировой, георгиевского кавалера. А в станице Келермесской по инициативе атамана станичного казачьего общества Василия Затолокина увековечено имя уроженца станицы, первого генерала авиации, командующего русской авиацией, георгиевского кавалера Вячеслава Ткачева. Там же, во дворе Свято-Покровского храма, увековечены имена еще 55 георгиевских кавалеров, в том числе сына священника — Андрея Криковцова.

В станице Кужорской установлен памятник 29 георгиевским кавалерам, уроженцам станицы. В станице Гиагинской есть мемориальная доска в честь георгиевского кавалера Петра Борисенко. В Свято-Михайловском монастыре тоже есть мемориал в честь георгиевских кавалеров с именами 90 наших земляков — героев Первой мировой войны.

Увековечено имя первого полного георгиевского кавалера Черкесского полка Максима Сафронова.

Поиск героев Первой мировой войны продолжается, готовятся документы на установку мемориальных знаков в честь найденных георгиевских кавалеров — участников Первой мировой войны.

Герои и судьбы

По-разному сложились судьбы героев Первой мировой войны — георгиевских кавалеров. Некоторые из них приняли Октябрьскую революцию 1917 года и перешли на сторону новой власти. Первым среди них следует назвать легендарного красного героя Гражданской войны Василия Чапаева.

Достойное место в истории своей страны занял генерал Дмитрий Карбышев. Перейдя на сторону революции, он стал строителем и инспектором фортификационных сооружений Красной армии. Во время проверки оборонительных укреплений на западной границе его застало начало Великой Отечественной войны. Генерал попал в плен. В течение четырех лет гитлеровцы держали советского генерала в жестоком плену и пытались склонить на свою сторону. Но генерал не мог пойти на предательство. Незадолго до конца войны гитлеровцы казнили непокорного русского генерала — вывели на мороз и поливали водой, пока тело генерала не превратилось в ледяную глыбу.

Георгиевский кавалер Первой мировой, впоследствии маршал Советского Союза, Родион Малиновский командовал в годы войны несколькими фронтами.

Генерал Русской армии Алексей Брусилов, прославившийся в Первой мировой знаменитым «Брусиловским прорывом», тоже принял революцию и был военным специалистом, участвовавшим в строительстве Красной армии.

Однако целая когорта георгиевских кавалеров — высших чинов царской армии — не приняла революцию и возглавила белогвардейское движение. В их числе Антон Деникин, командовавший всей Добровольческой (белой) армией, Алексей Каледин, возглавивший борьбу против красных на Дону, Николай Юденич, Петр Врангель и другие.

В числе георгиевских кавалеров времен Первой мировой войны две женщины: Анна Ревельская — агент российской военной разведки и Римма Иванова — сестра милосердия (награждена посмертно, погибла в 1915 году).

Русский поэт Серебряного века Николай Гумилев тоже был георгиевским кавалером.

Возвращение спустя почти век

Константин Глухов был младшим братом дореволюционного атамана станицы Царской (теперь — Новосвободная) Василия Глухова. Когда началась Первая мировая война, многие станичные казаки изъявили желание идти на фронт, воевать «за веру, царя и Отечество». Первым в строй добровольцев встал брат атамана Константин Глухов.

По воспоминаниям племянницы Константина Ивановича Анны Остапенко (в девичестве Глуховой, уже покойной), свой первый георгиевский крест урядник Константин Глухов заслужил в боях в Галиции, когда добровольно с неполной сотней сабель отбил у противника переправу через реку.

Незадолго до гибели урядник Глухов воевал на южном участке германского фронта. Летом 1916 года, когда германские войска на кораблях прошли в Азовское море, высадились десантом и двинулись на Ростов, на отражение противника была брошена кавалерийская дивизия, в составе которой был урядник Глухов. Немцы применили усовершенствованные пулеметы. Падали лошади под казаками, гибли сами воины. Сразила вражеская пуля и Константина Глухова.

Когда немецкий десант был отбит, казаки подобрали на поле боя тела погибших братьев по оружию и предали их земле в братской могиле в донских степях. Существовал особый ритуал погребения погибших в боях георгиевских кавалеров. Тело Константина Глухова доставили в Ростов, а оттуда железной дорогой в Майкоп.

Встречать погибшего героя в Майкоп прибыли казаки из многих станиц отдела. Первыми взяли на руки гроб казаки Майкопа и несли до самой станицы Тульской. Там их сменили абадзехские казаки, в Абадзехской — севастопольские. В Севастопольской гроб с телом героя взяли казаки станицы Царской. Похоронили георгиевского кавалера под гром ружейного салюта на самом почетном месте — в ограде станичной церкви.

Но уже через четыре года память георгиевского кавалера была потревожена. На месте его упокоения новая большевистская власть распорядилась похоронить убитых в бою с бело-зелеными большевиков. А во время оккупации станицы предатели Родины — полицаи — похоронили там своих убитых сподвижников, которых, однако, перезахоронили в другом месте после возвращения в станицу советской власти в январе 1943 года.

В семидесятых годах прошлого столетия в станице решили построить Дом культуры. Могила Константина Глухова оказалась под новым зданием. И все забыли о земляке — герое Первой мировой войны.

Память о георгиевском кавалере Константине Глухове вернулась к станичникам только тогда, когда по инициативе казачества на фасаде Дома культуры была установлена в его честь мемориальная доска — почти через сто лет.

Дмитрий Крылов

02.08.2017 в 00:15
Возрастная категория материалов: 16+