Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В медучреждения мы стараемся обращаться как можно реже, потому что по опыту знаем: будут потрачены нервы и время, а будет ли польза — еще вопрос. Но иногда визита к врачу не избежать: заболел ребенок или организм дал серьезный сбой. В таких случаях приходится в прямом смысле морально настраиваться на поход в лечебное учреждение. Нам предстоит выстаивать длинные очереди в регистратуру, дожидаться своего приема в душных тесных коридорах поликлиники, долго бегать в поисках своей медицинской карточки, которые часто теряются где-то между кабинетом врача и регистратурой, а попав наконец к специалисту, получить не всегда квалифицированную помощь, а то еще и выслушать грубость.

Народная оценка

Вот один из моих типичных визитов к участковому терапевту. Талончик взяла заранее, в надежде, что пройду, как и полагается, четвертой по очереди. Пришла пораньше — к 8 утра. Судя по времени, указанному в талоне, на каждого пациента должно отводиться не более 10 минут. Как это часто бывает, часть пациентов пришла без записи, люди стали занимать живую очередь. Кому-то талончик не достался, как, например, пожилой женщине, кто-то пришел к врачу повторно. В общем, в 8.00 у кабинета было уже человек 10.

Однако прием не начинался: терапевт еще не подошла. Через 20 минут она появилась, неспешной походкой направляясь к кабинету.

— Доброе утро, Елена Борисовна! — заискивающе поздоровалась пенсионерка в надежде, что врач ее узнает и примет без талона.

— А оно доброе? — отрезала врач и скрылась за дверью.

Другие пациенты приободрились: сейчас начнется прием. Однако не тут-то было. В 8.40 в «святая святых» (читай — кабинет) был допущен первый посетитель. В 9.00 он вышел. А ведь судя по расписанию за это время врач должен был принять уже шесть человек! Когда очередь дошла-таки до меня, оказалось, что моей карточки нет на месте, пришлось отправиться за ней в регистратуру.

В регистратуре нужно было подождать тех, кто уже стоял в очереди. Карточку мою нашли, но на руки не дали.

— Но мне сейчас заходить к врачу, — настаивала я.

— Я сама ее принесу, — ответила сотрудница. — Идите к кабинету.

Я вернулась и пропустила еще несколько человек, но мою карточку все не приносили, а без нее терапевт не хотела меня осматривать, чтобы даром не тратить время. Минут через 20 я снова пошла в регистратуру. Оказывается, там уже забыли и обо мне, и о моей карточке. В итоге к терапевту вместо запланированных 8.40 я попала только часов в 10.

Знакомая ситуация? Думаю, большинство посетителей поликлиник (независимо от муниципалитета республики) могут рассказать похожую историю. Да ведь пожаловаться некому, только таким же пациентам. Качеством работы медучреждений республики озаботились представители Регионального отделения Общероссийского народного фронта в Адыгее. В рамках проекта «Народная оценка качества» активисты ОНФ посетили 5 поликлиник республики, пообщались с посетителями и руководителями учреждений и поставили свою оценку качества.

Шоколадка за вредность

О том, что здание в центре поселка Тульского Майкопского района является поликлиникой, можно только догадываться. Ни названия учреждения, ни таблички с адресом, ни даже графика работы обнаружить не удалось. Зато информация о платных услугах в поликлинике на почетном месте.

Взять талон к врачу на текущий день практически невозможно. Майкопский район в республике самый протяженный. Если у пенсионера из Гузерипля нет возможности записаться на прием заранее через интернет, то, приехав в поликлинику, в тот же день к врачу он, скорее всего, не попадет. А это значит, что приехать придется еще, и не раз.

А если попасть нужно, например, к кардиологу, то ехать и вовсе придется в Майкоп: узких специалистов, как, впрочем, и в других районных центрах, здесь не хватает. Да и некоторые анализы (ВИЧ, гепатит) можно сдать только в республиканской столице.

Но вот получен долгожданный талон, пациенты надеются, что вовремя попадут к врачу и успеют на автобус в свой населенный пункт. Но не тут-то было. Ожидание в очереди затягивается на 1-2 часа. В жаркий летний день не по себе станет и здоровому человеку, что уж говорить о больных?! Хочется воды, но жажду утолить негде — ни крана, ни кулера с водой. Попасть в туалет в здании оказалось невозможным: он был заперт на ключ. Как объяснили медики, это помещение только для инвалидов и персонала. Для посетителей — удобства во дворе.

Посидев в очереди пару часов, активисты ОНФ без труда узнают и о других проблемах: записавшись заранее через терминал к одному специалисту, по факту попасть можно к другому. Или не попасть вовсе: специалист находится в отпуске, а запись к нему не прекращается. Не меньше жалоб со стороны пациентов на грубость персонала и намеки на получение подарков.

— Уже 11 часов, а мы еще не видели ни одной шоколадки, — озадачивает врач пациентов.

Где карточка?

Другой пункт проверки ОНФ — поликлиника Кошехабльской центральной районной больницы. Здесь похожие проблемы — нехватка узких специалистов (в частности, эндокринолога) и бесконечные очереди. Три терминала электронной записи на момент оценивания качества работы учреждения не работали.

В назначенный час к врачу заходит пациент, но тут же выходит: медкарты нет. Но для чего тогда заранее берется талон? Карточки записавшихся через терминал уже должны быть у специалиста! Приходится возвращаться в регистратуру, а здесь своя очередь. И снова томительное ожидание, которое увеличивается за счет так называемых «своих» пациентов. Сотрудники поликлиники без очереди проводят к врачу знакомых и родственников.

Запись на ультразвуковое исследование (УЗИ) на месяц вперед. Можно и без очереди, но за деньги. Оплату пациенты проводят прямо в кабинете УЗИ, однако денежные средства эти никак не учитываются: ни чек, ни квитанцию об оплате человек не получает, ни в каких журналах регистрации не расписывается, и сумма нигде не фиксируется.

Условия в поликлинике — хорошие, комфортные, но доступная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья не организована. Еще в прошлом году активисты ОНФ поднимали этот вопрос, но воз, как говорится, и ныне там: пандус не соответствует нормативам, туалеты не приспособлены для инвалидов-колясочников, для людей с нарушениями органов слуха и зрения нет организации доступной среды.

— По пандусу я поднялся на коляске к входу здания, но дальше необходимо было преодолеть порожек и подождать, чтобы кто-нибудь открыл мне дверь. Однако усилия оказались напрасными: специалист отказался сделать мне УЗИ, пришлось обратиться в другое медучреждение, — рассказал инвалид-колясочник Алексей Стариченко.

Районы разные — проблемы одни

Низкая оценка качества дана посетителями и поликлинике Гиагинской ЦРБ. Здание требует ремонта, в коридорах душно, мебель старая, неудобная, частично с дефектами. Педиатры принимают маленьких пациентов на третьем этаже поликлиники, где созданы комфортные условия, но чтобы попасть туда, необходимо пройти весь второй этаж, где находятся больные с различными инфекциями.

Другие проблемы схожи с проблемами поликлиник Красногвардейской и Шовгеновской ЦРБ: долгое ожидание в очереди в регистратуру и на прием, проблемы записи через терминалы, отсутствие узких специалистов, частичная доступность для маломобильной категории граждан и некорректное отношение к пациентам отдельных врачей.

Результаты проекта «Народной оценки качества» активисты ОНФ осветили на заседании круглого стола. Руководитель рабочей группы «Общество и власть: Прямой диалог» ОНФ Люсинэ Шишева отмечает: ряд поднятых проблем не требует привлечения значительных финансовых средств.

Руководители медучреждений объясняют технические проблемы в работе терминалов: где-то идут ремонтные работы, и аппараты на время перенесены, где-то были перебои электроэнергии. А вот нехватка узких специалистов — проблема для районов острая и решится не сразу.

Главный врач ГБУЗ РА «Шовгеновская ЦРБ» Руслан Панов сообщил, что к 1 сентября к учреждению будет подведено оптоволокно и все необходимое для деятельности терминалов будет сделано. Выделенные из федерального бюджета 11 млн. рублей помогут решить ряд проблем: на них будет отремонтирован фасад и клиническая лаборатория поликлиники Шовгеновского района.

Руководитель ГБУЗ РА «Кошехабльская ЦРБ» Нурдин Фокотлев добавил, что замечания, сделанные по итогам народной оценки качества, учтены, а часть уже исправлена. Так, плата за УЗИ уже проходит через кассу в соответствии с документами.

Заместитель министра здравоохранения республики Галина Савенкова поблагодарила активистов ОНФ за проделанную работу и пообещала содействовать устранению замечаний.

Выявленные в результате независимой оценки качества активистами ОНФ проблемы на контроль взял лично врио Главы Адыгеи Мурат Кумпилов. Они должны быть устранены в краткие сроки.

Татьяна Филонова

Тем временем

Со следующего года врачам будет официально разрешено консультировать больных по интернету, скайпу, телефону — принят закон о телемедицине. Впрочем, он четко разграничивает: первичный диагноз и назначение лечения — только очно. А вот повторным визитам к врачу и наблюдению на расстоянии наконец дан зеленый свет.

Удаленно доктор сможет корректировать лечение, следить за состоянием здоровья пациента. Помощь врача станет доступнее. Особенно для хронических больных, для инвалидов и пожилых малоподвижных пациентов. Им не нужно будет регулярно высиживать в очереди, чтобы, к примеру, получить очередной рецепт на лекарство, поскольку рецепт по закону доктор также сможет выписать дистанционно.

По словам директора НИИ организации здравоохранения Давида Мелик-Гусейнова, у телемедицины два ключевых направления: врач — врач и пациент — врач. Столкнувшись со сложным случаем, врачи из региональной больницы смогут устроить удаленный консилиум с коллегами из крупного медцентра. А расшифровку анализов и исследований (МРТ, ЭКГ) теперь разрешается пересылать по электронной почте: может пригодиться для консультации в новой клинике и просто пациенту для самоконтроля.

Опирается новый закон на Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. Ее созданием уже пять лет активно занимается Минздрав. Со временем она свяжет все больницы, поликлиники и органы управления здравоохранением. Система всеобъемлюща: от электронной записи к врачу до доступа к электронной истории болезни пациента в любой больнице, куда бы он ни попал на лечение.

Тем временем Со следующего года врачам будет официально разрешено консультировать больных по интернету, скайпу, телефону — принят закон о телемедицине. Впрочем, он четко разграничивает: первичный диагноз и назначение лечения — только очно. А вот повторным визитам к врачу и наблюдению на расстоянии наконец дан зеленый свет. Удаленно доктор сможет корректировать лечение, следить за состоянием здоровья пациента. Помощь врача станет доступнее. Особенно для хронических больных, для инвалидов и пожилых малоподвижных пациентов. Им не нужно будет регулярно высиживать в очереди, чтобы, к примеру, получить очередной рецепт на лекарство, поскольку рецепт по закону доктор также сможет выписать дистанционно. По словам директора НИИ организации здравоохранения Давида Мелик-Гусейнова, у телемедицины два ключевых направления: врач — врач и пациент — врач. Столкнувшись со сложным случаем, врачи из региональной больницы смогут устроить удаленный консилиум с коллегами из крупного медцентра. А расшифровку анализов и исследований (МРТ, ЭКГ) теперь разрешается пересылать по электронной почте: может пригодиться для консультации в новой клинике и просто пациенту для самоконтроля. Опирается новый закон на Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. Ее созданием уже пять лет активно занимается Минздрав. Со временем она свяжет все больницы, поликлиники и органы управления здравоохранением. Система всеобъемлюща: от электронной записи к врачу до доступа к электронной истории болезни пациента в любой больнице, куда бы он ни попал на лечение.
Тем временем Со следующего года врачам будет официально разрешено консультировать больных по интернету, скайпу, телефону — принят закон о телемедицине. Впрочем, он четко разграничивает: первичный диагноз и назначение лечения — только очно. А вот повторным визитам к врачу и наблюдению на расстоянии наконец дан зеленый свет. Удаленно доктор сможет корректировать лечение, следить за состоянием здоровья пациента. Помощь врача станет доступнее. Особенно для хронических больных, для инвалидов и пожилых малоподвижных пациентов. Им не нужно будет регулярно высиживать в очереди, чтобы, к примеру, получить очередной рецепт на лекарство, поскольку рецепт по закону доктор также сможет выписать дистанционно. По словам директора НИИ организации здравоохранения Давида Мелик-Гусейнова, у телемедицины два ключевых направления: врач — врач и пациент — врач. Столкнувшись со сложным случаем, врачи из региональной больницы смогут устроить удаленный консилиум с коллегами из крупного медцентра. А расшифровку анализов и исследований (МРТ, ЭКГ) теперь разрешается пересылать по электронной почте: может пригодиться для консультации в новой клинике и просто пациенту для самоконтроля. Опирается новый закон на Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. Ее созданием уже пять лет активно занимается Минздрав. Со временем она свяжет все больницы, поликлиники и органы управления здравоохранением. Система всеобъемлюща: от электронной записи к врачу до доступа к электронной истории болезни пациента в любой больнице, куда бы он ни попал на лечение.

21.08.2017 в 22:08
Возрастная категория материалов: 16+