Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

На одной из секций республиканского августовского педагогического совещания работников образования, посвященной созданию единого образовательного пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), рассмотрели опыт, проблемы и перспективы работы в данной сфере.

— Практика показывает, что развитие инклюзивного образования — процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Новшеством прошлого учебного года стало введение ФГОС начального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Проделана большая работа, анализ которой показал положительную динамику в ходе адаптации обучающихся к условиям новой образовательной среды, замечено положительное отношение к школе и активное участие родителей в образовательном процессе, — отметила начальник отдела развития общего образования, реализации региональных и этнокультурных особенностей Министерства образования и науки Адыгеи Бэла Хамукова.

Уже второй год в республике функционирует Ресурсный центр развития и коррекции детей с нарушениями слуха и речи, в том числе с кохлеарной имплантацией, на базе Адыгейской республиканской школы-интерната для детей с нарушением слуха и зрения. В этом году здесь же Минобр республики открывает Региональный ресурсный центр инклюзивного образования.

— Целью деятельности центра будет являться ресурсная поддержка инклюзивного образовательного пространства республики, построение сети методической, консультативной, информационной поддержки школ и детских садов по вопросам в области обучения, коррекции, воспитания, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, — подчеркнул директор школы-интерната Роман Чумаков.

В частности, центр будет заниматься оказанием психолого-педагогического сопровождения детей, поддержкой и консультированием родителей и лиц, их заменяющих, в вопросах воспитания, обучения и развития детей, помогать специалистам обмениваться опытом, разрабатывать условия для организации инклюзивного образования и апробировать эффективные технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Кроме того, центр будет участвовать в повышении профессиональной квалификации и переподготовке специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в различных образовательных учреждениях республики.

За последние 8 лет в республике проделано много работы в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Особый пик активности пришелся на последний учебный год в свете введения нового ФГОС. Несмотря на проделанную работу, остается много нерешенных проблем.

— Абсолютно уверен, что сегодня редкий родитель, ребенок которого имеет недостатки в развитии, знает, будет ли его ребенок получать образование, где он будет это делать и сможет ли образовательная организация по месту жительства создать условия, необходимые для получения этого образования. Даже при существующих законах, обязывающих создавать специальные условия, и наличии финансовой возможности это не всегда возможно. Перед нами стоит проблема с кадрами: многие педагоги, даже при их наличии, не готовы работать в условиях современных требований, — отметил Роман Чумаков.

Именно для решения этих задач в республике создается ресурсный центр инклюзивного образования. В целом основная задача центра и всей системы образования республики состоит в том, чтобы как можно раньше выявить ребенка с теми или иными проблемами развития, знать, как с ним работать на уровне дошкольного образования, заранее понимать, в какую школу он пойдет, чтобы последняя была готова создать необходимые условия, проводить профориентационную работу с ребенком, видеть путь, по которому он продолжит обучение в организации профессионального образования, и определить заранее возможное место его работы. Однако для решения проблемы необходимо вовлечение каждого коллектива в данный процесс.

Оксана Кулева

Справка

По данным Министерства образования и науки Адыгеи, в прошлом учебном году общее число детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных дошкольным образованием, составило 556. Из них с нарушениями речи — 416 детей, с задержкой психического развития — 42, с умственной отсталостью — 23, с нарушением зрения — 75. В 97 школах из 146 государственных и муниципальных общеобразовательных организаций обучалось порядка 1,3 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья и 110 детей-инвалидов, из них 69 детей-инвалидов обучалось на дому.

В общеобразовательных организациях функционировало 45 коррекционных классов, в которых обучалось 495 человек. Из них 29 коррекционных классов для обучающихся с задержкой психического развития — 324 человека, 16 коррекционных классов для обучающихся с умственной отсталостью — 171 человек.

29.08.2017 в 23:50