Особая тема
У многих россиян еще на памяти кризис неплатежей девяностых годов — своеобразным символом той непростой эпохи стали требующие выплаты заработной платы шахтеры, стучащие касками на Горбатом мосту возле Дома Правительства России. Власти и правоохранительные органы сделали из случившегося выводы — сегодня невыплата зарплат стала достаточно редким явлением, а в случаях выявления подобных нарушений принимаются серьезные меры для восстановления прав работников. Однако и государство ждет от граждан проявления активной жизненной позиции. Без этого защищать права работников на своевременную и полную оплату труда будет сложнее, убежден начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры республики Николай ДОРОФЕЕВ.
— Важной задачей для нас является своевременное получение информации о задержках или неполной выплате заработной платы, — говорит Николай Геннадьевич. — По действующему порядку сообщать в органы статистики о наличии задолженности по заработной плате обязаны крупные и средние предприятия. На субъекты малого предпринимательства, даже если у них образовалась задолженность, такая обязанность не распространяется. Чтобы выявлять факты неплатежей, прокуратура Адыгеи взаимодействует с профсоюзами, государственной инспекцией труда. Налажено взаимодействие с налоговыми органами (если за предприятием есть недоимки по налогам, с большой долей вероятности на нем возникают и сложности со своевременностью выплат зарплат), службой судебных приставов (при поступлении к ним исполнительных документов, связанных с взысканием заработной платы, вынесенных без участия представителей прокуратуры, иных официальных структур). Но наиболее важный источник информации — обращения самих граждан, столкнувшихся с неплатежами. Бывает так, что, получив одно подобное заявление, мы, изучив ситуацию на месте, выявляем и устраняем целый комплекс проблем и нарушений, ранее не попадавших в поле нашего зрения.
— Принимаются ли прокуратурой анонимные обращения? Возможно, некоторые работники предпочтут лишний раз не жаловаться, опасаясь, что в перспективе им это может вернуться, например, в виде увольнения по надуманному поводу…
— Статья 7 Закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определяет обязательные требования к обращениям, направляемым в официальные структуры. В том числе необходимо обязательное указание фамилии, имени и отчества, почтового адреса, иных данных заявителя.
Отмечу и то обстоятельство, что наиболее эффективный способ взыскать с работодателя образовавшуюся задолженность — обращение в суд. При поступлении соответствующей жалобы от работника прокуратура имеет возможность подать в его интересах исковое заявление. Суды Адыгеи, как показывает практика, также готовы поддерживать работников, попадающих в подобную непростую ситуацию.
— Много говорится о том, что экономика переживает непростые времена. Оказал ли кризис влияние на ситуацию с выплатами заработной платы?
— Какой-либо отрицательной динамики по Адыгее мы не видим, ситуация остается в целом стабильной из года в год. По имеющейся в прокуратуре республики информации, размер задолженности по заработной плате на 1 июля текущего года составил 17,3 миллиона рублей в десяти организациях. Основная часть долгов в сумме 13,4 миллиона рублей приходилась на шесть организаций-банкротов.
Что касается эффективности прокурорского надзора. С начала года прокуратурами Тахтамукайского, Майкопского, Шовгеновского, Красногвардейского районов и Теучежской межрайонной прокуратурой выявлена задолженность по оплате труда, допущенная 12 субъектами хозяйственной и предпринимательской деятельности. На данный момент благодаря принятым мерам, задолженность погашена в 11 из них.
В этих случаях сумма задолженности в различных организациях варьировалась от нескольких десятков тысяч до полутора миллионов рублей. Для ее погашения внесено 37 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено двадцать лиц. К административной ответственности за нарушения трудового законодательства привлечено еще 22 лица. В суды в интересах работников направлено 395 заявлений на сумму более 6,8 миллиона рублей, из которых большая часть — на сумму более 6,4 миллиона рублей — уже удовлетворена. Органами следствия в настоящее время расследуется ряд уголовных дел по фактам невыплаты заработной платы ввиду корыстной или иной личной заинтересованности работодателей.
— Каковы шансы взыскать задолженность с предприятий-банкротов?
— Как сказано выше, по состоянию на 1 июля основная часть долгов по заработной плате — 13,4 миллиона рублей — приходилась на шесть организаций-банкротов. В настоящее время долг сократился до 12,6 миллиона рублей в четырех организациях. Погашение задолженности будет возможно, если у предприятия-банкрота имеются ликвидное имущество или необходимые финансовые средства. Поэтому при банкротстве организаций особое внимание обращается на уголовно-правовые аспекты случившегося. Если доказана корыстная или иная личная заинтересованность руководителя в невыплате заработной платы, за что он привлечен к уголовной ответственности, у работников — потерпевших по уголовному делу — появляется возможность требовать компенсации причиненного ущерба непосредственно у бывшего руководителя, а не у предприятия-банкрота.
Ситуация в организациях, в отношении которых проводятся процедуры банкротства, взята на контроль прокуратурой республики. В том числе в целях усиления и улучшения результатов этой работы создана специальная межведомственная рабочая группа с участием правоохранительных и контролирующих органов. Совместно с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами региона прокуратурой осуществляется мониторинг ситуации, при необходимости принимаются надзорные и судебные меры.
В конце июля под председательством прокурора Адыгеи Марка Большедворского состоялось заседание межведомственной рабочей группы по защите прав граждан на своевременное и полное вознаграждение за труд. В нем приняли участие исполняющая обязанности Премьер-министра республики Наталья Широкова, региональный Уполномоченный по защите прав предпринимателей Владислав Зафесов, руководители правоохранительных и контролирующих органов. Столь представительный круг участников совещания сам по себе свидетельствует о значении, которое уделяется вопросам защиты трудовых прав жителей Адыгеи.
В завершение интервью наш собеседник призвал работодателей Адыгеи относиться с максимальным вниманием к исполнению обязанности по своевременной и полной оплате труда работников: «При поступлении сигналов о задержках выплаты заработной платы последует незамедлительная реакция со стороны прокуратуры и государственной инспекции труда. Если же в действиях работодателя будет установлена уголовно-правовая составляющая — невыплата заработной платы из корыстной или иной личной заинтересованности, к делу подключатся сотрудники следственных органов. Защита предпринимателей от необоснованного административного давления сегодня — это приоритетное направление в работе прокуратуры, однако призываю и бизнес помнить и в полной мере осознавать всю меру своей социальной ответственности».
Сергей Цветков.
Справка «СА»
В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТа, а также право на защиту от безработицы. Поэтому невыплата заработной платы является одним из нарушений конституционных прав гражданина.
Как определяет ч.1 ст.145.1 УК РФ, частичная невыплата (в размере менее половины) свыше трех месяцев заработной платы, совершенная работодателем из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается крупным штрафом, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, принудительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до одного года.
За полную невыплату заработной платы в срок свыше двух месяцев или ее выплату в размере ниже установленного МРОТа, если также имела место корыстная или иная личная заинтересованность, грозит наказание вплоть до трех лет лишения свободы.
Если же указанные деяния повлекли тяжкие последствия, санкция может составить до пяти лет лишения свободы. Понятие тяжких последствий не конкретизировано и носит оценочный характер. Это может быть утрата трудоспособности, заболевание, прекращение обучения близких из-за невозможности продолжать оплачивать обучение.
В таких случаях корыстный мотив предполагает стремление виновного приобрести имущественную выгоду либо избавиться от необходимых денежных затрат (получение банковского процента от временного вложения денежных средств; получение прибыли от временного вложения указанных денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т.д.). Иная личная заинтересованность может заключаться в стремлении карьерного роста, избавлении от неугодных работников, установлении личных связей и дружеских отношений с «нужными» людьми и т.д.
Тем временем
Доля граждан, вовлеченных с различной интенсивностью в некриминальный «теневой» рынок труда, сегодня составляет 44,8% от общего числа занятого населения.
Это примерно 33 млн. работников, которые в течение одного года имели неформальную работу или получали деньги в конверте. Таковы данные опроса, проведенные Центром социально-политического мониторинга Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ.
«Если в разгар экономического кризиса (2015–2016 гг.) снижение экономической активности граждан в официальной экономике сопровождалось небольшим падением рынка некриминальных «теневых» услуг или работ, то уже начиная с 2016 года социологические замеры отмечают оживление «теневого» сектора, — утверждается в исследовании по результатам опроса. — В данном случае имеется в виду увеличение числа работников, которые не оформляют свои взаимоотношения с работодателями или уполномоченными органами как по основной, так и по дополнительной занятости, и при соблюдении всех формальных признаков получают какую-то часть зарплаты (дохода) в «конвертах».
Следует отметить, что приведенные данные охватывают работников, которые в течение последнего года имели постоянную или временную неофициальную работу, или эпизодические подработки несколько раз в год. Постоянно же имеют «теневой» доход 23 миллиона россиян, или 31,4% от общего числа занятых. В прошлом году постоянно в «конвертах» получали деньги 28,8% работников.
Рост «теневой» занятости, как следует из опроса, связан с тем, что люди начали находить подработки, которые никак официально не оформляются. За последний год число работников, имеющих неофициальную дополнительную работу, возросло с 30,4% до 35,5%.
Другой интересный факт, который зафиксировали результаты социологического исследования, — это то, что наблюдается снижение доли граждан, выбирающих работу исключительно с официальным оформлением: с 67,7% в прошлом году до 52,4% в текущем. И, соответственно, рост доли работников, для которых статус занятости не имеет значения, — с 26,7% в прошлом году до 36,8% в этом году. Главное для таких работников — «чтобы платили деньги».