Дождется ли семья с ограниченными возможностями здоровья обустройства пандусов?
Сегодня многое делается для организации доступной среды. Школы, поликлиники, другие социально важные объекты начали устанавливать пандусы, расширять дверные проемы для колясочников, оборудовать санитарные комнаты и многое другое.
К сожалению, часто в некоторых местах такие работы выполняются формально: необходимо исполнить спущенные сверху приказы, директивы. И среди этого формализма случаи бескорыстной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья кажутся чем-то нереальным. Сами инвалиды не верят, что для них могут что-то сделать из благих побуждений, поэтому привыкли во всем полагаться на себя и не ждать милостей от общества, так долго их игнорировавшего.
«Наверное, у вас какие-то свои цели» — эту фразу Рита Шишова слышала десятки раз в глаза, а за спиной ее произносили еще чаще. Это был ответ на ее предложение помочь с организацией доступной среды людям с ограниченными возможностями здоровья непосредственно в их доме.
С Ритой Гучипсовной, преподавателем кафедры строительных и общепрофессиональных дисциплин Майкопского государственного технологического университета, мы познакомились несколько лет назад, когда она занималась благотворительными проектами для детей с ограниченными возможностями здоровья. Она шила объемные тактильные книжки для слабовидящих детей, чтобы они могли познавать окружающий мир, потом печатала и распространяла открытки с детскими рисунками в благотворительных целях. Привлекала к этому занятию неравнодушных студентов. И таких вокруг нее всегда оказывалось немало.
Последний раз, когда мы общались года три назад, Рита Шишова вынашивала более сложную идею — сделать ремонт в квартире инвалида-колясочника в соответствии с его нуждами и потребностями. Сама задумка, бесспорно, замечательная, но заставляла усомниться в успехе: получится ли? Ведь это не книжка и не открытка, а ремонт, тем более такой специфический. Но, встретив недавно Риту Гучипсовну, мы узнали: большая часть задуманного реализована. Однако и здесь не обошлось без человеческого равнодушия и формализма.
От идеи к делу
— На старших курсах мои студенты проходят практику в строительных организациях, проектных студиях. Они выполняют различные отделочные работы. Я подумала: а почему бы не задействовать их в ремонте жилья людей, кто не в состоянии сделать его сам, но кому этот ремонт поможет существенно облегчить повседневный быт, — рассказывает Рита Гучипсовна.
Откликнулись несколько студентов. Теперь предстояло выбрать семью, которая нуждалась бы в их работе. В поисках таковой Рита Шишова обратилась в Адыгейскую республиканскую организацию Всероссийского общества инвалидов. Там подсказали сразу несколько подходящих кандидатур. Но тут произошло то, к чему Рита Гучипсовна оказалась не готова. Буквально каждая семья отказывалась от помощи!
Недоверие. Вот ключевое слово, которым можно объяснить подобный отказ. «Что вам от нас нужно? Зачем вам это? Мы не сможем оплатить ремонт», — слышала раз за разом Рита Гучипсовна. «Да мы делаем это бесплатно. Ничего от вас не нужно», — отвечала она, но ее ответы игнорировались, а попытки что-либо объяснить воспринимались в штыки. А вдруг она мошенница, претендующая на квартиру?!
— Я не виню их: после стольких лет безразличия со стороны общества вдруг поверить в то, что кто-то хочет бескорыстно помочь, действительно сложно, — говорит Рита Шишова.
Подходящую семью посоветовала знакомая. В одной из девятиэтажек Майкопа живут Анатолий и Татьяна Полиновские с дочерью Катюшей. У обоих супругов детский церебральный паралич (ДЦП). Глава семьи передвигается только на инвалидной коляске. В условиях небольшой квартиры это непросто. Не раз коляска царапала обои, отбивала плинтусы. Не хватало элементарных поручней в туалетной комнате, необходимых для колясочника. А еще Анатолий мечтал о шведской стенке для физических тренировок.
Нужно сказать, что об этой мечте Рита Гучипсовна и студенты узнали не из первых уст. У Анатолия затруднена речь. Донести слова мужа помогли жена и социальный работник, тоже Татьяна. Но самая главная необходимость — это пандус, а вернее два: первый — с улицы в подъезд и второй — на первый этаж. Несколько ступенек, ведущих к лифту, — серьезный барьер для Анатолия. Каждый раз, чтобы выйти на улицу вдохнуть свежего воздуха, ему нужна посторонняя помощь. И такой пустяк стал настоящим камнем преткновения в этой истории.
Ломая стереотипы
Порой барьером оказываются не только пороги, но и люди. Разрушить их стереотипы иногда гораздо сложнее. Сами Татьяна и Анатолий, как и предыдущие семьи, к которым обращалась Рита Шишова, не сразу согласились на помощь. Все то же недоверие: а зачем вам это нужно? Однако Рита Гучипсовна прошла проверку: через знакомых выяснили — кто да что, кем работает.
— Мы ждали, что к нам придут двое сильных мужчин, которые будут делать ремонт, а вместо них пришла одна женщина, которая обещала помочь, — вспоминает Татьяна Полиновская.
А тут соседи, узнавшие о предстоящих преобразованиях в подъезде, стали возмущаться: чем для них может обернуться ремонт? Нужно было убедить собрание жильцов: пандус может пригодиться не только инвалиду, но и мамам с колясками, да и места он занимает немного.
В ходе общения выяснилось, что отец Анатолия Зигмунд Полиновский был когда-то преподавателем техникума деревообрабатывающей промышленности, на базе которого был создан Майкопский государственный технологический институт (сейчас — университет). Когда-то он делился знаниями со студентами, настал и их черед — помочь его сыну. Рита Гучипсовна решила взять шефство над семьей.
— Здесь помощь двусторонняя: студенты помогают людям с ограниченными возможностями здоровья, а они, в свою очередь, помогают молодому поколению, которое в общении с ними становится более лояльным, толерантным, открывает для себя жизнь с новой стороны, — говорит педагог.
Встречу с Полиновскими морально выдержали не все студенты: из восьми человек пятеро вышли из квартиры и дожидались на улице. Позже признались: общаться с Анатолием было тяжело. Они словно испытывали чувство вины перед ним. А этот стереотип похуже всяких ступенек. Как его преодолеть? Как показать молодежи, что человек с ограниченными возможностями здоровья такой же член общества?
Семья Полиновских по возможности ведет активный образ жизни: являются членами клуба инвалидов-колясочников Майкопа, участвуют в концертах, спектаклях, фестивалях, даже спортивных соревнованиях по бочче. Татьяна ходит на тренировки, а Анатолий уже несколько лет как не может. Квартира стала для него клеткой, из которой все труднее выбраться. Каждый раз нужно кого-то просить.
— Я надеялась, что, общаясь с этой семьей, ребята поменяют свое отношение к миру, который для них непривычен. Несмотря на болезнь и другие жизненные обстоятельства, Анатолий и Татьяна очень позитивные, открытые люди, — говорит Рита Шишова.
Долгожданный ремонт
Установкой шведской стенки и поручней в квартире занялся преподаватель МГТУ Рустам Схаплок. Работу осуществляли четверо студентов. Отделочные материалы семья выбирала и оплачивала сама: обои, строительные смеси. Анатолий и Татьяна в состоянии были купить все необходимое, но не воспользоваться этим. Студенты вывозили их в строительные магазины, Татьяна, как хозяйка, сама выбирала обои для кухни и коридора.
— Мы поменяли обои, выровняли стены, уложили заново линолеум в коридоре, за который цеплялся коляской Анатолий, прибили плинтусы, установили шведскую стенку. Не меньше отца ей обрадовалась 10-летняя Катюша, которая стала ежедневно заниматься на ней, — рассказывает студент МГТУ Илья. — Но самая большая необходимость для главы семьи — пандусы. С ними-то и возникли проблемы.
Прогулочная коляска Анатолия в лифт помещается только в собранном виде. Жена или дочка спускают ее отдельно. Затем на первый этаж Анатолий спускается в домашней коляске, а там еще нужно и ступеньки преодолеть. Обычно ему помогает соцработник. Каждая ступенька дается с трудом, отнимает силы, жена и дочь, как правило, выходят в этот момент на улицу, потому что глава семьи начинает нервничать в их присутствии. С последней ступени Анатолий практически падает в подставленную коляску. Силы на исходе. Но дочь счастлива: папу можно прокатить по двору, он может порадоваться лучам теплого солнышка. А ведь возвращаться в квартиру гораздо сложнее: обратно нужно подниматься наверх.
Всего два пандуса могут облегчить по-настоящему мучительный выход в свет. Для первого этажа Рита Гучипсовна готова была купить откидной пандус на заводе, но в архитектуре города не разрешили: не соответствует нормативам. Пришлось заказывать его по индивидуальному проекту.
Об установке откидного пандуса и оборудовании уличного пандуса Рита Шишова договорилась с бывшим студентом, заранее оплатила всю работу из личных средств. В мае парень со своей бригадой залил наружный пандус.
— Помню, как шла со школы домой и увидела, что делают пандус. Очень обрадовалась, пришла и рассказала родителям, мы стали ждать, когда папа сможет выйти на улицу, — рассказывает Катюша.
Обманутые надежды
Радость семьи была недолгой. Работы не были доделаны. Находясь вдоль кирпичной стены дома, пандус располагается как раз под водосточной трубой, дождевая вода стекает прямо на него. Необходимы навес и поручни, но они до сих пор не установлены, как и внутренний пандус.
Работа остановилась в начале лета. Сначала мастера говорили, что заняты на других объектах, а потом и вовсе исчезли, несмотря на то, что работа была оплачена вперед. Телефоны молчат, как и совесть этих людей.
— Насколько Анатолий терпеливый человек, но и ему хочется, чтобы пандус был оборудован скорее. Выходить из дома ему удается раз в месяц. Для него это подобно пытке, — переживает за своих подопечных соцработник Татьяна.
В то же время и Рита Шишова со студентами не может приступить к аналогичному проекту для другой семьи, поскольку не выполнен этот. Все надеются, что нанятый работник завершит начатое.
Несмотря на все перипетии, Татьяна и Анатолий Полиновские настроены позитивно и не держат обиды на горе-мастеров, из-за которых их мечта все время отодвигается на неопределенное время. Они просто ждут того момента, когда простая ежедневная прогулка для их семьи станет наконец реальностью.
Татьяна Филонова.
Фото Аллы Салиенко.
Доступная среда
Доступная среда
Доступная среда