Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Сегодня в гостях у «СА» человек, посвятивший театру почти 40 лет жизни, — Галина Буракова, бутафор-декоратор Русского государственного драматического театра имени А.С.Пушкина.

Много лет заведовала художественно-бутафорским цехом. Майкопскому зрителю как художник-постановщик Галина Алексеевна знакома по работе над детскими сказками «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Антошка и гармошка», «Кто украл светофор?», «Козни Соловья-Разбойника» и многими другими, которых в театре насчитывается порядка двух десятков.

Первые штрихи

Родилась будущий оформитель храма Талии и Мельпомены в городе Красавино Вологодской области. Будучи дочерью талантливого живописца Алексея Буракова, маленькая Галя не могла не взяться за карандаши, мелки и краски. Несмотря на то, что это увлечение было не единственным, тяга к рисованию проявлялась у нее уже с раннего детства.

А в 1978 году, окончив художественно-графическое отделение Адыгейского педагогического училища имени Х.Андрухаева, девушка пришла на работу в Русский драматический театр им. А.С.Пушкина.

— Именно художник должен придумать такое визуальное пространство, которое будет интересно и детям, и взрослым. Ведь театр начинается… нет, не с вешалки. С плаката! — считает Галина Алексеевна.

И действительно, театральные плакаты и афиши — первое, с чем встречается зритель. Именно плакат является своеобразной обложкой спектакля. А уж что касается декораций, то без них вообще вряд ли бы получилось полноценное театральное искусство.

Смелые сочетания

За 39 лет работы в театре Галина Буракова сполна освоила профессию декоратора, бутафора, а также художника-постановщика.

Побывав в просторном художественном цехе, мы убедились, что театральная бутафория — особая и по-настоящему важная часть оформления спектакля. Это предметы сценической обстановки, имитирующие настоящую посуду, декоративные вазы, светильники, скульптуры, детали архитектуры и мебели, книги, военные доспехи, оружие, деревья, кусты и многие другие предметы, необходимые для оформления спектакля, отражающие быт разных времен и народов, определенный художественный стиль и атмосферу спектакля. Все они, за много лет изготовленные умелыми руками Галины Алексеевны, используются на сцене Русского драматического театра до сих пор.

— Главное в нашей работе — иметь художественное чутье, с ним гораздо проще нарабатывать необходимые навыки. Еще очень важно не бояться сочетать иногда, на первый взгляд, несочетаемые элементы. Богатая фантазия художника, как правило, всегда оценивается зрителями по достоинству, — говорит художница.

Кроме того, Галина Буракова подчеркивает, что в работе ей всегда помогает смекалка. При подготовке нового спектакля художник-постановщик и художник по костюмам приносят работникам цеха свои эскизы и чертежи, на основании которых художники исполняют свою работу.

Также на все поверхности декораций художниками наносится необходимая роспись. В результате на театральной сцене появляются предметы, которые не отличишь от настоящих. Галиной Алексеевной расписаны сотни метров тканей: кулисы, падуги, занавесы и твердая декорация.

В то, что моноспектакли без декораций и реквизита на 100% заменят классический театр, художники Русского драмтеатра не верят. По их словам, такая игра, скорее всего, не будет восприниматься зрителем как полноценная.

Галина Алексеевна неоднократно организовывала выставки своих работ в фойе театра и принимала участие в художественных выставках в Центральном выставочном зале Майкопа, где представляла эскизы к спектаклям, живописные полотна, рисунки, наброски.

За высокие творческие достижения и добросовестный труд Галина Буракова имеет немало дипломов, грамот и благодарственных писем, в числе которых — Почетная грамота Министерства культуры РФ и Российского профсоюза работников культуры.

Также из рассказа интересной и талантливой мастерицы мы узнали, что в последние 12 лет она занимается видеосъемкой. Все спектакли, снятые и смонтированные Галиной Бураковой, хранятся в архиве театра.

В завершение нашей встречи Галина Алексеевна отметила, что особенно увлекательна профессия художника тем, что до конца никогда не знаешь окончательного результата. Еще одним несомненным плюсом профессии является то, что работа никогда не повторяется.

Елена СТРАМЦОВА

Фото Аллы САЛИЕНКО

11.09.2017 в 21:35