Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

На остановке общественного транспорта, что в районе «Картонтары» в Шовгеновском городке Майкопа, года три жил бездомный мужчина, здесь же — на лавочке — он обедал, ночевал и летом и зимой…

По этому поводу было множество звонков от добросердечных, сострадательных майкопчан, в частности от Ирины Сергеевны: «Я живу в одной из близлежащих пятиэтажек, и из окна квартиры вижу этого бедолагу, как он зачастую ночует на остановке. Причем даже в зимнее время года. Согласитесь, это же дикость, за окном — двадцать первый век, живем мы в цивилизованном государстве. Майкоп — республиканская столица, а у нас люди живут на остановках… Неужели ничего нельзя сделать? Мне глубоко жаль этого человека, я стараюсь как-то подкормить его, выношу чашку горячего супа… Разговаривала с ним, он признался, что ему очень не хватает семейного тепла…»

Бывший моряк

Кто-то выносил бездомному еду, кто-то — что-нибудь из одежды. Обеспокоенные ситуацией, мы позвонили председателю ТОС №12 Валентине Задоя, так как остановка общественного транспорта по улице Лесной находится на территории именно этого ТОСа. По нашей просьбе она разузнала у местных жителей о бездомном достаточно много информации.

Зовут его Геннадий, фамилию, по понятным соображениям, называть не станем. Мужчина — майкопчанин, вырос недалеко от места его настоящего «обитания» — на улице Короткой. В семье кроме него было еще трое детей, все — мальчики. Геннадий окончил СОШ №3, поступил в мореходное училище, после окончания которого работал в одном из пароходств. В 80-е годы часто бывал за границей, в Майкоп приезжал в современных «фирменных» вещах, среди местных невест слыл завидным женихом. Женился, родился сын, но что-то пошло не так. Геннадий пристрастился к спиртному и «сошел на берег» — из пароходства его с треском уволили. Пытался начать трудовую деятельность в Майкопе, но все сложилось неудачно. Судя по трудовой книжке (она чудом сохранилась у него, несмотря на кочевой образ жизни), он пытался трудоустраиваться до 1990 года, но больше трех месяцев — по причине злоупотребления спиртным — нигде не задерживался. А ведь его судьба могла сложиться совершенно иначе, если бы не пристрастие к выпивке.

Жена, не выдержав такой жизни, забрала сына и ушла от незадачливого супруга-пьяницы, а вскоре и вовсе уехала из Майкопа.

Геннадий еще пару раз был женат, но неудачно. Семейная жизнь ни с одной из его избранниц не заладилась. Когда ушли из жизни его родители, отчий дом был продан, деньги поделены между всеми сыновьями. Если братья Геннадия пустили часть средств в дело, то он вскоре все свое наследство благополучно пропил и в итоге остался ни с чем, вдобавок еще и без своего жилья. Вот такая грустная история приключилась с Геннадием, и таким коротким оказался его путь: от заграничных поездок и безбедной жизни — на дно… 

Извечные вопросы

Как тут не вспомнить произведение Горького и его персонажей, завсегдатаев ночлежки из произведения «На дне», и вечный вопрос в таких случаях — кто виноват в происходящем?

Коростылев в драме «На дне» только и делает, что жалуется на несправедливость общественного устройства, на человеческое равнодушие, которые и сделали его таким, довели «до дна». Слово в слово монолог Коростылева, сам того не осознавая, повторил Геннадий при нашей с ним личной встрече на остановке общественного транспорта. Он жаловался на жен, что достались ему, на их несговорчивый характер, на руководителей предприятий, с которых его при очередном запое увольняли, на родственников, которые махнули рукой на него… На мой вопрос, помогают ли ему горожане, дают ли еду, одежду, Геннадий почему-то солгал, дескать, ни от кого никакой помощи нет (хотя в его инвалидной коляске лежали продукты: хлеб, сыр, печенье, бутылка минералки, шоколадка — по всей видимости, это все принесли сердобольные люди).

— Никому я не нужен, — подвел итог нашему разговору Геннадий. — Я бы хотел оформиться в пансионат для инвалидов и престарелых…

— А что вы сами сделали для этого? Например, бросили пить? Кто же вас примет в это учреждение, если вы продолжаете злоупотреблять спиртными напитками? — поинтересовалась я. Отмечу, что Геннадий во время нашего с ним разговора был подшофе. В завершение беседы среди виноватых в том, что ему приходится жить на улице, оказалась и я как журналист: недостаточно уделяем внимания таким вот «брошенным всеми» людям…

— Вот вы и напишите, как мне приходится жить… Пусть люди помогут мне выбраться из этого болота, — сказал Геннадий.

Ничему жизнь не учит таких людей. У Геннадия ампутированы обе ноги — прошлой зимой он, пьяный, уснул на остановке и отморозил ноги. Естественно, никакой инвалидности он не оформлял, ведь у него нет даже паспорта! При выписке из медицинского учреждения после ампутации ног ему — в качестве благотворительности — выдали инвалидную коляску, на которой он и передвигается по Майкопу.

Напомним слова Сатина — опять же из драмы «На дне»: «Человек свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум… Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга». 

Сам Геннадий отнюдь не считает себя виноватым в своем плачевном положении, он так и продолжает пить, совершенно не следит за собой.

Одна из майкопчанок была готова — из сострадания — приютить Геннадия на даче, но не в таком виде, в котором он пребывает нынче.

Тем не менее многим майкопчанам, кто не может оставаться безучастным к этой ситуации, глубоко жаль Геннадия. 

Мир не без добрых людей

По нашей просьбе руководство ТОСа №12 сумело разыскать пусть дальних, но родственников Геннадия, и уже те предприняли шаги по его устройству в пансионат для инвалидов и престарелых граждан.

Еще в мае ими были поданы все оказавшиеся в наличии документы для выдачи Геннадию паспорта. Необходимые в таком случае процедурные мероприятия длились три месяца, и все это время Геннадий продолжал жить на остановке общественного транспорта. Дело по идентификации личности бездомного вроде бы сдвинулось с места, далее документы были переданы в миграционную службу.

— Мы с сыном уже обошли множество кабинетов, — жалуется дальняя родственница Геннадия Любовь Федоровна. — Нам в миграционной службе пояснили, что еще надо будет ждать более четырех месяцев… Жалко же человека, через четыре месяца уже и зима, выживет ли он на остановке? Разве никак нельзя ускорить оформление необходимых бумаг, ведь из каждого правила бывают исключения.Куда обращаться за помощью — не знаю…

Редакция газеты «Советская Адыгея» не осталась безучастной в этой ситуации: если уж мы взялись помочь бездомному, то следовало это довести до конца. Мы посоветовали Любови Федоровне обратиться к Уполномоченному по правам человека по Адыгее Анатолию Осокину. Через несколько дней после нашего разговора женщина сама позвонила в редакцию и поделилась радостной новостью: «Ваше содействие оказало нам большую помощь! Можете нас поздравить — Геннадия уже определили в горбольницу! И все это благодаря участию Анатолия Осокина. Он близко к сердцу воспринял нашу ситуацию с бездомным родственником, тут же сделал несколько телефонных звонков, и решение проблемы сдвинулось с мертвой точки. Вот что значит — встать на защиту прав человека. И вам, журналистам, огромное спасибо за содействие, за то, что подсказали, куда можно обратиться за помощью. Мы все воспряли духом. В больнице Геннадию проведут не только обследование, но и необходимое лечение. Следующий этап — это его оформление в пансионат для инвалидов. Еще раз благодарим за участие! Геннадий точно не смог бы пережить зиму на остановке. Считайте, что его жизнь спасена…»

То, что так благополучно разрешился вопрос с Геннадием, — хорошая новость и для многих горожан, которые близко к сердцу приняли незавидное положение мужчины, звонили в редакцию, просили устроить судьбу бездомного. Геннадий обрел пусть и дальних, но родственников и находится на лечении. Надеемся, что в дальнейшем ему будет комфортно проживать в пансионате для инвалидов и он наконец обретет домашний уют.

Валерия Ломешина.

Фото автора.

P.S. Благотворительность в России остается одобряемой, но мало развитой практикой. Таков результат исследования, проведенного «Левада-центром». Согласно опросу 24 процента респондентов подавали милостыню незнакомым людям, 16 процентов отправляли платные sms и делали платные звонки, 13 процентов сдавали деньги на помощь коллегам или соседям, 13 процентов оставляли деньги на кассе или в ящиках для пожертвований, 11 процентов — в церкви, 3 процента участвовали в благотворительных лотереях и распродажах, 2 процента целенаправленно жертвовали деньги через банковскую карту и электронные кошельки, а 47 процентов не делали ничего из перечисленного.

Развитию благотворительности в России, как показывают опросы, более всего мешают недоверие к этому роду деятельности и недостаток информации. Большинство россиян считают, что благотворительные фонды связаны с мошенничеством. «В обществе сложились стереотипы, мешающие развитию благотворительности, — говорит старший специалист фонда «Общественное мнение» Екатерина Богомолова. — Например, люди думают, что помогать можно только большими деньгами, а если перечислить десять рублей, то это роли не сыграет. Человек рассуждает так: чтобы помогать, надо иметь много денег, а у меня их нет, я сам нуждаюсь в помощи. О том, что помощь возможна в пределах ста рублей, если это помощь достаточно массовая, никто не думает. И еще один стереотип: считается, что не нужно рассказывать о своих добрых делах, что это некрасиво — афишировать свою благотворительность».

По результатам опросов нельзя сделать вывод, что благотворительность в России динамично развивается. Масштабной динамики нет. В 2014 году 76 процентов граждан заявляли, что не имеют опыта благотворительности, и сейчас примерно столько же. Колебания есть, но они незначительны. В мировом рейтинге благотворительности, регулярно составляемом британским фондом CAF, Россия занимает 126-е место из 140 стран. А на первых местах в этом рейтинге часто оказываются страны третьего мира, где благотворительность инициируется государством. Другой вопрос — можно ли считать добровольчество и волонтерство благотворительной деятельностью, если они диктуются сверху. В Европе и США благотворительность развита гораздо сильнее, и она не связана с государством. В России всплески бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается, тоже происходят не по приказу властей. Возможно, еще и поэтому место РФ в мировом рейтинге благотворительности такое, какое оно есть.

14.09.2017 в 19:48