Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В 2005 году после реформирования санитарно-эпидемиологической службы России в республике появилось Управление Роспотребнадзора по РА. О его работе в современных реалиях — наш разговор с руководителем Сергеем ЗАВГОРОДНИМ.

— Сергей Александрович, как изменились направления работы службы после реорганизации?

— В ходе реорганизации было создано Управление Роспотребнадзора, в состав которого входят теротделы — их четыре и Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея» с филиалами.

Результатом изменений стало то, что в компетенцию службы теперь входит решение всех вопросов, связанных с защитой прав потребителей, развитием потребительского рынка. Образование Роспотребнадзора привело также к уменьшению количества проверок торговых мест и различных предприятий, однако сами проверки стали более глубокими и детальными.

На сегодняшний день на наших плечах лежит государственный надзор в области обеспечения качества безопасности пищевых продуктов, контроль за соблюдением требований технических регламентов, надзор в сфере охраны здоровья граждан и другие функции.

— Налажена ли обратная связь с жителями республики? Обращений в «молодое» ведомство много?

— Да, обращений немало: в течение года мы получаем около 2000 заявлений граждан, большая их часть относится к компетенции нашей службы, остальные мы перенаправляем в соответствующие службы в зависимости от компетенции, работаем подобно службе «одного окна».

Если говорить о статистике, то отмечу, что заявлений стало больше, и это говорит о возросшем уровне юридической грамотности граждан и о том, что люди стали больше доверять управлению, надеяться на его помощь.

— Что больше всего волнует людей?

— В настоящее время мы занимаемся проблемами оказания некачественных жилищно-коммунальных услуг и обманутых дольщиков, жалобами на нарушения договоров по платным медицинским услугам, рассмотрением дел по нарушениям в сфере оказания туристских услуг.

Так же часто обращаются за защитой прав потребителей в части технически сложных товаров, качества техники, механизмов реализации, оказания услуг по ремонту техники. Однако помимо приема заявлений граждан мы проводим еще и консультирование: у нас есть «горячие линии», общественные приемные. Кроме того, в республиканском «Центре гигиены и эпидемиологии» есть консультационный центр. В результате в год мы проводим до 4 тысяч консультаций, даем ответы на все вопросы и оказываем помощь в восстановлении нарушенных прав.

— Помимо консультирования ведомство осуществляет санитарный надзор. Много ли нарушений?

— Под санитарным надзором управления находятся около 10 тысяч объектов по всей республике. Естественно, проверки проводятся не в отношении всех, а с учетом риск-ориентированного подхода. «Центр гигиены и эпидемиологии» по поручению Управления Роспотребнадзора по Адыгее занимается мониторингом качества воды, почвы, воздуха. Мониторинг качества пищевых продуктов осуществляется в рамках плановой и неплановой деятельности управления. Самое большое количество нарушений в этой области выявляется при проверке кондитерских, кулинарных, молочных продуктов и мясопродуктов.

Кроме того, мы занимаемся оценкой состояния и качества выпускаемой продукции, сырья, из которого изготавливают продукты, управление контролирует качество продуктов, в отношении которых поступили жалобы. И если целостность упаковки и нарушения, связанные с маркировкой, видны невооруженным взглядом, то, когда человек заболевает, мы проводим эпидрасследование, устанавливаем связь между продуктом и картиной заболевания, проводим лабораторные исследования.

При поступлении жалобы на качество определенных продуктов мы направляем их в лабораторию, выезжаем в магазин и берем для исследования такой же продукт из той же партии, выясняем, действительно ли есть нарушения, при необходимости снимаем партию и налагаем штраф. Для потребителя такие обращения бесплатны.

— Близится время простуд. Что говорят результаты эпидемиологического надзора — будет ли осень тяжелой?

— Мы, конечно же, занимаемся надзором и в плане инфекционных заболеваний. На сегодняшний момент по многим показателям инфекционная заболеваемость у нас ниже, чем в прошлые годы, более того, в течение многих лет у нас нет вспышек инфекционных заболеваний. За исключением, возможно, миграционных процессов — например, два года назад была зафиксирована корь среди цыганского населения. А в организованных коллективах, таких как школы и детские сады, на протяжении уже многих лет нет вспышек инфекционных заболеваний. Это связано в том числе с тем, что требования надзорных органов к таким учреждениям достаточно жесткие, большую роль играют прививочные кампании.

— Сами прививаетесь?

— Да, конечно. И я, и сотрудники. Месяц уже прошел — никто не заболел. Однако если после прививки вы все-таки заболеете каким-то простудным заболеванием, то перенесете легко и без осложнений.

— Новое ведомство проводит большую работу по многим направлениям. Какие планы у Управления Роспотребнадзора по Адыгее на ближайшее время?

— Что касается планов, то все в рамках уже намеченного: достижение необходимых показателей, осуществление проверок, реализация риск-ориентированного подхода при планировании деятельности. Будем работать над расширением административного воздействия и силами «Центра гигиены и эпидемиологии» усиливать качество проведения лабораторных исследований. Вся эта работа, большой труд многих людей — наша опора при охране здоровья и благополучия граждан. А ведь именно для этого вот уже 95 лет существует санитарная служба.

Екатерина Пензева.

15.09.2017 в 21:36