Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

«СА» побывала в травматологическом отделении Адыгейской республиканской детской клинической больницы и выяснила, как здесь находят подход к юным пациентам, каждый день сдавая экзамен на выдержку, стойкость и взвешенность решений.

Теплое время года, а оно у нас в Адыгее длится довольно долго, — это пора подвижных детских игр и качелей-каруселей, велосипедов и роликовых коньков, лазанья по деревьям и заборам и прыжков по крышам гаражей. Да мало ли игр и развлечений у нынешней детворы! Только вот многие из игр — травмоопасны. В итоге и малыши, и подростки с различными травмами попадают на больничную койку в травматологическое отделение Адыгейской республиканской детской клинической больницы.

Небезобидные шалости

Отделение травматологии. У входа мальчишка лет девяти с рукой по локоть в гипсе. На наш вопрос: «Как проходит лечение?», он отвечает с улыбкой: «Рука заживет, это результат неудачного падения с дерева. Зато знали бы вы, как мне  завидуют все мои друзья: пока они «грызут» гранит науки, я — бездельничаю. Так «удачно» для меня не начинался еще ни один учебный год!»

Отделение травматологии рассчитано на 26 мест, и ни одно их них, к сожалению, ни дня не пустует.

— Причем вне зависимости от времени года, — отмечает заведующий отделением Алексей Самоквитов. — Летом во время школьных каникул особенно наблюдается приток пациентов. В основном к нам поступают дети с различными бытовыми травмами: переломы, порезы, укусы домашними животными. Порой бывают просто нелепые случаи. Например, недавно в отделение поступил семимесячный малыш с открытым переломом фаланги пальца! Оказалось, «виновник» ЧП — старший четырехлетний брат пострадавшего: он случайно прищемил палец малышу, ползающему по квартире. Нам, врачам, предстояла  филигранная работа по сбору крошечного пальчика, и мы выполнили ее на отлично. И таких случаев — множество.

На втором месте по количеству бытовых детских травм — укусы домашними животными, в основном собаками. По словам Алексея Самоквитова, нередки случаи повторного поступления в отделение одних и тех же ребят в результате довольно серьезных укусов домашними питомцами! Если ребенка искусает соседский пес, то дело доходит до суда, а к своим Шарикам и Тузикам у хозяев отношение более чем лояльное: они считают, что ребенок сам во всем виноват — зачем дразнил собаку? Тогда как после первого же укуса животным ребенка с домашним питомцем правильнее было бы расстаться.

— Число травм растет и с началом учебного года. Тут и вывихи, и ушибы, и переломы: кто-то в шутку подставил однокласснику ножку, кто-то в знак симпатии отодвинул стул, толкнул на лестнице… Результатом этих вроде бы безобидных шалостей становится больничная койка в травматологическом отделении, — говорит Алексей Самоквитов. 

Рост обращений в медицинские учреждения врачи связывают с тем, что люди стали более внимательно относиться к здоровью. Если раньше родители, бабушки и дедушки зачастую рассуждали по принципу «само заживет», то теперь ребенка с травмой обязательно приводят на прием к врачу, чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь.

Основной контингент травматологического отделения, конечно же, мальчишки — бесстрашные, любознательные исследователи мира. Они — кто с забинтованной головой, кто на костылях, кто с загипсованной рукой наперевес, позабыв про недавнюю боль, уже спустя сутки после травмы разгуливают по коридору отделения, выглядывают в больничные окна — не пришли ли к ним друзья, кому-то звонят по телефону… Жизнь продолжается, даже в больничной палате.

Теория плюс практика

Интересуемся у Алексея, что повлияло на выбор профессии?

— Школьная дружба. У моего товарища, а мы дружили со второго класса, родители — известные в Адыгее врачи. Мне казалось, что их работа необычайно важна, очень ответственна. У меня отец был кадровым офицером, старший брат окончил военное училище, стал вертолетчиком, участвовал в боевых действиях в Афганистане. По идее, и я должен был стать военным, но мое сердце было уже отдано медицине. Кстати, из нашего класса — тогда СОШ,  сейчас это гимназия №22, выпуска 1991 года — семеро выбрали именно профессию врача! — говорит Алексей Самоквитов. 

Студентом-третьекурсником Омской медицинской академии Алексей уже брал дежурства в местной больнице, работал и санитаром, и фельдшером на «скорой», так что теоретические институтские знания подкреплял практикой. Интернатуру по специальности «хирургия» прошел в одном из отделений Адыгейской республиканской детской клинической больницы. Там же пять лет проработал врачом-хирургом, а в 2003 году был назначен заведующим травматологическим отделением.

— Медицина не стоит на месте, — говорит Алексей Самоквитов. —  Мы, врачи, постоянно учимся, участвуем в научно-практических конференциях, симпозиумах. Это просто необходимо в нашей работе. С каждым годом совершенствуются методики, сама тактика оперативного лечения. В нашем отделении с 2000 года применяется методика закрытых репозиций — это сопоставление фрагментов костей после перелома для обеспечения лучшего и скорейшего их сращивания путем фиксации обломков спицей под рентген-контролем. Могу сказать с гордостью — этой методики нет даже в краевой детской больнице!

Суть методики в том, что  одновременно делается репозиция костей и надежно фиксируются все обломки. Раньше при закрытом переломе кости обычно ставились на место, но когда спадала опухоль, кость, как правило, смещалась, и приходилось под наркозом ее опять вправлять. Это довольно болезненная процедура, которая в отдельных сложных случаях проводится неоднократно. Теперь под рентген-контролем обломки кости надежно фиксируются спицей, и все срастается правильно и быстро.

В прошлом году на юбилейные торжества по случаю 50-летия Адыгейской республиканской детской клинической больницы съехались светила медицины со всех уголков страны, в том числе профессора из ведущих столичных медакадемий. Алексей Самоквитов выступил с докладом о новой методике закрытых репозиций и получил самую высокую оценку коллег.

Весомый вклад в дело здравоохранения заведующего травматологическим отделением АРДКБ Алексея Самоквитова послужил поводом для присвоения ему высокого звания лауреата муниципальной премии имени братьев Соловьевых.

Валерия Ломешина.

Фото Аллы Салиенко.

P.S. Число юных пациентов в отделении травматологии, к сожалению, увеличивается с каждым годом. Согласно статистике, в 2014 году здесь проходили лечение 896 пациентов, в 2015-м — 1004, в 2016 году их было уже 1035 человек. Все с различными травмами. В 2016 году в отделение поступило 17 малышей до года. В возрастной группе от 2 до 3 лет — 51 человек. Самым травмоопасным оказался в 2016 году возраст от 7 до 11 лет — 484 человека. Далее идет подростковый возраст — 312 человек.

28.09.2017 в 21:09
Возрастная категория материалов: 16+