Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

О самом главном

Школа — это мое место, моя стихия, — признается воспитатель подготовительной группы Адыгейской республиканской гимназии (АРГ) Лидия Барахаштова.

 Сегодня, когда современный мир диктует свои условия, а все сферы подстраиваются под него, не обходит эта участь и образование. Двигаясь вперед, оно стремится к новому, меняя формы, приоритеты, структуру, подстраиваясь под бесконечный ритм и темп общества. Новоиспеченным ученикам, тем, кто только переступил порог школы, очень важно адаптироваться в новых условиях. И здесь большое значение играют группы продленного дня, которые, к сожалению, все чаще в стране сегодня ликвидируются.

Адыгейская республиканская гимназия — одна из немногих школ в республике, кто еще сохранил этот «пережиток советской эпохи». Возможно, все же сказывается интернатское прошлое гимназии.

Лидия Барахаштова уже пять лет работает воспитателем подготовительной группы в АРГ. Вместе с учителем начальных классов Жанной Чеуж они делят, в хорошем смысле этого слова, любовь к детям на двоих. Сейчас у них третьеклассники, еще год-два — и новый выпуск будет готов попрощаться с начальной школой.

Когда расстаешься с ребятами, сердце щемит, но ты понимаешь, что помог им встать на одну ступень ближе к взрослой жизни. И что именно они возьмут с собой, зависит и от учителя, и от воспитателя, — рассказывает она.

Уроженка аула Ходзь Лидия Барахаштова училась в типовой аульской школе, но до сих пор вспоминает, насколько сильным был там учительский состав, какие глубокие знания давали, как были требовательны учителя. Особенно любила литературу, всегда забегая далеко вперед за школьную программу, не расставалась с книгами. И, конечно, мечтала… С детства мечтала стать учителем и передавать уже свои знания другим. Все ближе приближаясь к осуществлению своей мечты, окончила педагогическое училище имени Х.Андрухаева, но волею судьбы оказалась воспитателем в детском саду. «Тоже важный опыт», — вспоминает Лидия Новаровна. Всегда работала и продолжает работать с огромной любовью к детям. Но и из детского сада тоже пришлось уйти в связи с переездом семьи в другую страну. Вернулась из Германии в 90-х годах вместе с мужем уже не в Советский Союз, а в Россию — Россию «лихих времен», где были трудности с работой, где был утрачен авторитет педагога. Несколько лет Лидия Барахаштова оставалась без любимой работы. Пока ее не пригласила директор Адыгейской республиканской гимназии.

Я с радостью приняла приглашение и ни минуты не жалею об этом. Наверное, никто каждый раз так не ждет окончания каникул, как я. Так скучаю по своим детям! И, самое главное, я чувствую, что эта любовь взаимна, — признается воспитатель подготовительной группы.

Сейчас Лидия Барахаштова ведет 3 «Г». Главным секретом взаимной любви воспитателя и ученика считает умение слышать детей и никогда не ставить себя выше них. Каждый ученик человек хоть и маленький, но это личность. Личность, которая только формируется, а значит, что ты в него вложишь, то и взрастет.

Стараюсь вкладывать в них добро, честность, справедливость. И это получается. Через примеры жизненные, через литературу. Я помню, как читала детям «Рассказ о неизвестном герое» Маршака и увидела, что они плакали. Прививаю им любовь к книгам. Ведь это особенный мир. И я получаю отдачу — вижу это по глазам, по поступкам, по отношению друг к другу. И это неправда, что современные дети избалованны, жестоки. Нет. Это зависит от того, в какой атмосфере они воспитываются. И если в семье кто-то из них по разным причинам недополучает любви, внимания, теплоты со стороны родителей, то здесь, на уроках в школе, мы стараемся восполнить это, — делится Лидия Новаровна.

Группы продленного дня сегодня очень необходимы в каждой школе, они помогают ученикам начальной школы адаптироваться к новой жизни, провести время, получить новые знания, раскрыть свои таланты, ведь многие из них ходят в различные кружки. Это удобно и родителям, которые работают.

Я очень рада, что у меня есть возможность работать в школе. И не просто работать, а учиться вместе с детьми, учить чему-то их и одновременно учиться у них самой, — говорит педагог.

Больше, чем профессия

Педагог, психолог, тьютер, логопед, няня — все эти роли виртуозно выполняет Рузана Шагужева
Педагог, психолог, тьютер, логопед, няня — все эти роли виртуозно выполняет Рузана Шагужева

Педагог, психолог, тьютер, логопед, няня — все эти роли виртуозно выполняет Рузана Шагужева, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №4 аула Мамхег Шовгеновского района. Большую часть своей профессиональной деятельности она занимается с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И работу эту выполняет на отлично.

Учась в начальной школе, многие ребята восхищаются своими педагогами, подражают им и сами мечтают стать учителями. Позже кругозор школьников расширяется, они знакомятся с другими профессиями, и детские мечты уступают новым. Юная Рузана Шагужева могла бы спокойно стать экономистом или химиком-биологом: точные и естественные науки давались ей легко, и взрослые прочили ей необыкновенные перспективы и карьеру. Но девушка отдала предпочтение педагогике. Любовь к профессии привила первый учитель Сара Хамерзокова. Ее интересные уроки, доброжелательный настрой, а главное — любовь к своим ученикам покорили маленькую девочку. Желание стать учителем не прошло с годами, хотя родные отговаривали: работа хлопотная, зарплата невысокая, а ответственность за детей огромная. Не слушая ничьих советов, Рузана поступила на факультет адыгейской филологии и культуры Адыгейского госуниверситета. Первая же практика в школе еще больше укрепила ее в правильности сделанного выбора.

Теория и практика

Предстоящий профессиональный путь был предельно ясен. Но жизнь внесла свои коррективы, поставила преграды, которые нужно было преодолеть. Молодого специалиста после выпуска направили в Шовгеновский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья. И тут все перевернулось с ног на голову. Полученные в университете знания здесь не действовали, методики не срабатывали. Все, чему она училась на протяжении 5 лет, казалось ненужным.

Когда впервые пришла в центр, испытала настоящий ужас. С одной стороны, было жалко детей, с другой — я не знала, что делать, как их учить. Мне подсказали обратиться в Специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида. Я поехала туда, проконсультировалась. Мне дали несколько хороших советов, многое подсказали, — вспоминает Рузана Заурбечевна.

Первое время молодой педагог много переживала и плакала. И было от чего. Все дети разные, у каждого свой уровень развития, свои психологические особенности, найти индивидуальный подход к каждому было очень и очень сложно.

Среди ее учеников был 13-летний парнишка, который никак не хотел заходить в кабинет. Заниматься с ним приходилось где угодно — в коридоре, на ступеньках лестницы. Учитель и ученик играли в мяч, рисовали красками с помощью пальцев. Прошло много времени, прежде чем он сел наконец за обычную парту в классе. Другая ученица — 15-летняя девочка — не хотела общаться с педагогом напрямую, только через зеркало. Приходилось идти на этот шаг, чтобы хоть как-то наладить диалог. Со временем это принесло свои плоды: сначала ученица стала обращать внимание на учительницу, стала называть ее тетей, а потом и зеркало стало ненужным: общаться стали лицом к лицу. Сегодня эти уже выросшие парень и девушка умеют читать и писать. И это самая настоящая победа педагога.

Я проработала в реабилитационном центре 10 лет. Материалов и учебников практически не было. Работала методом проб и ошибок, экспериментировала, и только спустя 2-3 года стала понимать, в каком направлении нужно двигаться, — рассказывает Рузана Заурбечевна.

Неизвестно, как сложилось бы дальше, но в 2011 году центр закрыли. И уже в 2012 году учитель пришла работать в свою родную Мамхегскую школу. Ей дали самый обычный класс — 20 ребят. Здесь нужна была не углубленная индивидуальная работа, а коллективная.

Мне казалось, что я попала в сказку: дети понимали меня с первого раза, и результаты моего труда были видны практически сразу, — вспоминает Рузана Шагужева.

Но и в этом классе были ребята с ограниченными возможностями здоровья. К внедрению инклюзивного образования Рузана Заурбечевна была подготовлена лучше других педагогов. Опыт работы в реабилитационном центре сослужил ей хорошую службу. 

Я пришла к тому, что обучение ребят с ОВЗ надо начинать через игру, тогда они легче входят в образовательный процесс. Игровой момент помогает и социализации, но в то же время он должен быть не основным, а вспомогательным, — делится педагог. 

Плюсы и минусы

Однако нельзя сказать, что образовательный процесс проходит гладко. В системе инклюзии есть свои минусы и плюсы. Детям с ограниченными возможностями здоровья нужно уделять больше времени, чем всему классу, ведь одно и то же им приходится повторять много раз. Но обеспечить этим детям индивидуальный подход в течение одного урока, когда перед учителем 20—25 учащихся, невозможно. Да и одноклассники с ревностью относятся к такому вниманию учителя к одному из учеников. Поэтому Рузана Заурбечевна использует время, отведенное на урок иностранного языка. Дети с ОВЗ его не посещают, а это лишние 35—40 минут для дополнительного занятия с ними.

Есть и другие моменты: у детей с ОВЗ часто нарушена речь, и когда такой ребенок с трудом пытается ответить на уроке, одноклассники стараются ему помочь и проговаривают ответ за него. Добрый поступок на самом деле оборачивается медвежьей услугой: ребенок должен учиться говорить самостоятельно.

Учебниками мы сейчас обеспечены, да и методичками тоже. Этот материал нам в помощь. Но нет сопровождения таких детей, учитель выступает в нескольких ролях: он и няня, и тьютер, и логопед, и психолог. Психолог есть не в каждой образовательной организации, тем более в сельской, а там, где есть, он один на всю школу, и закрепить его за одним ребенком невозможно. Таким детям нужен сопровождающий. Были случаи, когда в этой роли выступала мама ученика, которая весь учебный год сидела с ним за одной партой, но это не выход, — уверена Рузана Заурбечевна.

Однако есть в системе инклюзивного образования и огромный плюс. Дети с ОВЗ, воспитываясь в специализированных школах, находятся в кругу себе подобных и не до конца понимают, что такое хорошо, а что такое плохо, что правильно, а что нет. И только обучаясь вместе со сверстниками в обычной школе, они перенимают нормы поведения, равняются на одноклассников. Само это общение позитивно влияет на их развитие. В свою очередь, одноклассники перестают смотреть на ребят, отличающихся от них, как на какое-то диковинное существо, а воспринимают их как равных.

Когда-нибудь проблемные моменты будут урегулированы, в школах появятся необходимые тьютеры. А сейчас учителю приходится преодолевать эти трудности самостоятельно. В сложные минуты помогает поддержка коллег. И в особенности той самой первой учительницы, благодаря которой Рузана Шагужева в свое время выбрала профессию педагога. Работать со своим наставником — это одновременно и радость, и большая ответственность.

Наши кабинеты находятся рядом. Сара Рамазановна часто заглядывает ко мне, спрашивает, как проходит день, какие успехи, и, что бы ни случилось, подбадривает: «Держись!» Я ей бесконечно благодарна, — делится педагог.

Стаж Рузаны Заурбечевны — 15 лет. Уже не начинающий педагог, есть опыт, но многое еще впереди. Иногда наедине с собой учитель задается вопросом: «А если бы пришлось все заново начинать? Выбрала бы эту непростую профессию? Или поменяла бы жизненный путь?» И дает себе честный ответ: «Нет, не поменяла бы. Учительство — моя стезя».

Да, нагрузка стала больше. Да, количество документации и отчетов увеличилось в разы. Но ведь не только это определяет работу. Есть еще детские пытливые глаза, которые с восхищением смотрят на нее, как когда-то она смотрела на свою первую учительницу. Есть родители, которые благодарят педагога за каждодневный неустанный труд. И как бы ни менялся престиж учителя в современном мире, в небольшом ауле Мамхег к этой профессии всегда относятся с особым уважением и почетом. А это дорогого стоит.

Татьяна Филонова.

02.10.2017 в 22:40
Возрастная категория материалов: 16+