Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Исходя из требования технического задания всероссийского мониторинга, участникам акции «За доступную среду!» необходимо было обследовать маршруты, которыми они чаще всего пользуются, на предмет их доступности людям с ограниченными физическими возможностями.В мониторинге участвовали сопредседатель ОНФ в Адыгее Арина Ефимова и председатель комиссии «Социальная справедливость» ОНФ по РА Анна Рауд, а также 17 инвалидов 1-й группы. Это люди с нарушением работы органов зрения и те, кто постоянно использует для передвижения инвалидную коляску, — члены Союза инвалидов-колясочников РА, региональных отделений ВОС и ВОИ.

— Цель проведения данного мониторинга — оценка исполнения поручений Президента, а также эффективности мер по формированию доступной городской среды и бюджетных расходов на эти цели непосредственно в республиканской столице, — пояснила Арина Ефимова.

Результаты мониторинга отражены в соответствующем отчете, который отправлен в ОНФ в Москву.

Разной степени доступности

В ходе акции обследовали 30 маршрутов. Из них: 20 — пешеходных, 2 — с поездками на общественном транспорте (низкопольный троллейбус), 4 — с поездками на личном транспорте и 4 — с поездками на социальном такси. Участники мероприятия побывали в районе центрального рынка, железнодорожного вокзала и на других объектах.

Старт каждого маршрута — это дом участника мониторинга. В обследовании учитывались и ширина дверных проемов, и горизонтальные пути передвижения в здании, и «доступная среда» придомовой территории. Высокий показатель доступности был связан с тем, что большинство респондентов проживает в частных домовладениях, где сами все и оборудовали для своего удобства. Более низкий показатель был зафиксирован жильцами тех многоквартирных домов, где отсутствуют пандусы и пути передвижения во дворе доступны лишь частично.

Согласно собранным в отчете данным, чаще всего участники мониторинга посещают магазины и рынки. На втором месте и далее — посещение поликлиник, отделений Сбербанка, работа в общественных организациях и трудовая деятельность.

На вопрос анкеты: «Ощущаете ли вы зависимость от степени доступности окружающей среды?» 12 из 17 респондентов ответили утвердительно, 4 — «скорее да» и 1 человек — «скорее нет».

Высокий показатель уровня частичной доступности в общих результатах по прохождению маршрутов связан с состоянием тротуаров на улицах города и не по стандарту обустроенных пешеходных переходов, с недостаточным понижением бордюрного камня или полным его отсутствием. Что касается общественного транспорта, то частичная доступность была связана с обустройством остановок.

Порядка 13% «сильно ограниченной доступности» при передвижении на легковом автомобиле или в социальном такси связано либо с отсутствием парковочных карманов для специализированного транспорта, либо с тем, что стоянки заняты не теми, для кого предназначены.

В отчет также были внесены результаты обследования непосредственно самого пункта назначения. Здесь красный показатель «недоступности» говорит о том, что люди не смогли попасть туда, куда хотели. Причина — отсутствие пандуса. Сюда же отнесено и отсутствие на объекте санитарных комнат для инвалидов, а также помощи со стороны персонала.

Не мелочи жизни

На примере личных каждодневных маршрутов участника акции ОНФ, члена Союза инвалидов-колясочников РА, студента третьего курса МГТУ по специальности «Информационная безопасность в области экономики и юриспруденции» Николая Соколова были выявлены проблемные места.

С Николаем мы встретились возле республиканского стадиона. Здесь тренеры Адыгейского республиканского физкультурно-спортивного центра адаптации инвалидов проводят с молодым человеком и его товарищами занятия по спортивной дисциплине для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата — по бочча (игра в мячи с утяжелением, напоминающая бильярд, но ручной; выполнение бросков в различных комбинациях помогает восстановить, хотя бы частично, функции опорно-двигательного аппарата. — Прим. ред.). Кстати, республиканская команда по бочча успешно представила Адыгею в Севастополе на Кубке России для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата «Бочча-2017». И это при том, что занимаются «опорники» данным видом спорта всего полгода.

После тренировки Николай Соколов поделился с нами результатами мониторинга. Его маршрут начался из дома по улице Патриса Лумумбы.

Отрезок улицы от Калинина до Пролетарской Николай ехал по дороге, так как тротуары оставляют желать лучшего. Из-за этого выходят из строя подшипники на коляске, а часто их менять — слишком накладно.

— В целом, следует признать, наш город заметно преобразился. Стал более доступным для маломобильных граждан, все больше объектов городской инфраструктуры обустраиваются пандусами. По улицам стало легче передвигаться колясочнику. И все же проблемы есть. Чтобы их решить, их надо выявить и показать. Этим мы и занимались в течение двух дней: фотографировали и описывали проблемные места по нашим постоянным маршрутам. Ситуация с доступностью на моем маршруте, конечно, не критическая, но трудности с передвижением на инвалидной коляске есть. Что и было зафиксировано, — говорит Николай.

Он отметил, что до центрального рынка ехал на низкопольном троллейбусе №11. Хотя ему удобнее было бы добираться в центр троллейбусными маршрутами №№5 и 7. Однако низкопольные троллейбусы ходят по другим маршрутам.

Со своим помощником Алексеем Николай с остановки у рынка по Пролетарской добрался до угла и повернул на ул.Жуковского. Здесь возможно было пересечь квартал только со стороны старого здания МВД, так как тротуар на другой стороне непреодолим для коляски.

— Со стороны площади Ленина я могу заехать на Краснооктябрьскую и затем — по дороге к зданию МГТУ. Руководство МГТУ много делает для доступной среды, преподаватели и студенты всегда идут навстречу, помогают. Я им очень благодарен, — отметил Николай.

Наш собеседник ведет активный образ жизни, и его физические ограничения практически не помеха этому. Барьерами на пути в университет, на тренировку порой становятся нюансы общей городской жизни. То, на что не обратит внимания здоровый горожанин, может обернуться препятствием и потерей времени для маломобильных граждан и гостей города.

Николай вспомнил об одном случае. Однажды он встретил на улице знакомых студенток, и они вместе с ним пошли прогуляться. А после однокурсница сказала ему:

— Теперь я стала внимательно смотреть себе под ноги и всякий раз думаю: а как бы Коля тут проехал на своей коляске?

Между тем высокий бордюрный камень, например, — это препятствие не только для людей, имеющих физические ограничения по инвалидности. Трудности в преодолении он вызывает и у мам с колясками, и у пожилых людей.

Есть проблемы и с условиями на остановочных площадках. Дело в том, что Николай пользуется еще одним маршрутом в течение недели: из дома — до улицы Привокзальной. На этом маршруте нарекания вызвала остановочная площадка «Улица Титова». Площадка ниже, чем вход в троллейбус. Это замечание тоже было внесено в отчет.

Социальное такси

Николай и его товарищи попросили редакцию «СА» озвучить волнующий их вопрос. Дело в том, что начало их встреч по субботам часто срывается — социальное такси выполняет другой значимый заказ: так совпадает по времени. Порой их не успевают предупредить о переносе времени заказа такси, хотя члены Союза инвалидов-колясочников РА заказывают социальное такси со спецподъемником для коляски еще накануне, в пятницу.

— Социальное такси работает с 9 до 18 часов. Было бы хорошо изменить график его работы — с 9 до 19.30. Возможно, задействовать второго водителя, — предложили инвалиды в ходе нашего разговора после тренировки.

Выяснилось, что по субботам члены клуба колясочников встречаются в ГДК «Гигант», чтобы пообщаться. Но часто возникает проблема, связанная с графиком работы социального такси. Бывает, что машину вызывают для доставки команды по бочча на соревнования, например в спортивный комплекс. И колясочников волнует вопрос, придет ли вовремя социальное такси.

Совместными усилиями

Как рассказала Анна Рауд, еще в апреле текущего года активисты группы «Социальная справедливость» регионального отделения ОНФ в РА обратили внимание на недостатки организации безбарьерного пространства на территории центрального рынка Майкопа и на прилегающих к нему участках улиц.

На Пролетарской, через дорогу от рынка, участникам мониторинга на инвалидных колясках нужно было проехать участок пешеходной зоны. Трудно преодолимым барьером стали многочисленные поперечные ливневые желоба, предназначенные для стока дождевой воды, а также резкие перепады высоты в середине квартала.

— Ряд объектов, в том числе магазинов, которые находятся на Пролетарской, между Гоголя и Гагарина, принадлежит коммерческому сектору. Приходится констатировать: законодательные требования по обустройству «безбарьерного пространства» частным бизнесом игнорируются. В большинстве собственники и арендаторы остаются в стороне от решения вопроса «доступной среды» для маломобильной категории граждан. Мы продолжим работу по общественному контролю за формированием доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Будем вместе с представителями власти устранять барьеры для инвалидов, которые должны жить полноценной жизнью, — прокомментировала Анна Рауд.

По итогам мониторинга состоялся круглый стол в региональном ОНФ, в котором приняли участие члены общества слепых, общества инвалидов и Союза инвалидов-колясочников РА.

В ходе заседания представитель Майкопского троллейбусного управления поставил на контроль обеспечение выхода низкопольных троллейбусов по маршрутам №№5 и 7, отметив, что в ноябре текущего года будут приобретены еще два низкопольных троллейбуса.

Безусловно, фронт работ по организации безбарьерного пространства в городе остается достаточно широким, и деятельность в этом направлении постоянно продолжается.

Марина Лебедева.

P.S. В прошлом году из бюджетов всех уровней на создание комфортных условий для майкопчан с ограниченными возможностями здоровья было выделено более 5 млн. рублей. Как сообщили в пресс-службе МО «Город Майкоп», на данную сумму произведено обустройство 20 городских перекрестков для передвижения маломобильных групп населения. Большой объем работ выполнен в рамках капремонта автодорог. На 34 перекрестках, которые приводились в соответствие с требованиями национального стандарта, выполнены мероприятия по понижению бордюрного камня. Кроме того, в прошлом году в Майкопе обустроено 60 парковочных карманов с местами для инвалидов.

С целью интеграции людей с инвалидностью в общество и повышения уровня их жизни с 2011 года реализуется Государственная программа «Доступная среда». Для исполнения госпрограммы регионам выделяются бюджетные ассигнования. Например, только в период с 2011 по 2015 год из средств федерального бюджета всего по стране было израсходовано около 200 млрд. рублей.

11.10.2017 в 23:14
Возрастная категория материалов: 16+