Дела судебные
В России проводилось много самых разных реформ. По мнению самих реформаторов, они должны были улучшить управление государством, способствовать наведению порядка в России. Как государь-реформатор в историю страны вошел Александр II. Он посетил наши края, на месте нынешней станицы Новосвободной (ранее — Царская) встретился с делегацией горских старейшин из аула Мамрук-Агой и пообещал им прекратить войну и остановить переселение горцев на равнинные места. И действительно, военные действия там прекратились, приостановилось и переселение горцев.
Еще одним крупным преобразованием Александра II была судебная реформа, которая приблизила суды и судопроизводство к европейским нормам. Более того, многие из положений реформы судов вошли в практику работы советских судов и, претерпев небольшие изменения в 90-х годах прошлого века, живут и действуют и поныне.
Главной составляющей императорской судебной реформы было отделение судебной власти от административной и провозглашение независимости судей. Вводились публичность, гласность судопроизводства и состязательность судей, обвинения и защиты. Важные уголовные дела выносились на суд с участием представителей народа — присяжных заседателей. Но при всем этом каждому суду было отведено свое место.
В нашем городе это выглядело так. Важные уголовные дела по Майкопу рассматривались Екатеринодарским окружным судом, который 3-4 раза в год выезжал для этого к нам. Для рассмотрения не столь важных дел в Майкопе было создано два судебных участка, которые возглавляли губернские секретари: первый — Феоктист Колбиков, второй — Богдан Долуханов.
О некоторых уголовных делах, рассматривавшихся в судах, публиковались материалы в городской газете и даже в Екатеринодарской окружной — «Кубанские новости». Обыватели того времени читали в газете и обсуждали уголовное дело о том, как не могли примириться два владельца водяных мельниц — мещанин Сергей Сметанин и купец Александр Голев. А не поделили они… воду. Дело в том, что мещанин Сметанин построил водяную мельницу на водостоке из города в реку Белую в районе нынешнего хутора Гавердовского. Сейчас эта канава летом пересыхает, а тогда там постоянно протекала речушка. Однако воды не хватало, и надо было в паводковый период делать ее запас. Сметанин соорудил плотину, вода накапливалась, и ее хватало на 3-4 месяца работы мельницы. За это время майкопчане успевали перемолоть свои запасы зерна. А в 1878 году купец Александр Голев тоже поставил мельницу и построил плотину для накопления воды, но выше мельницы Сметанина. В результате находившаяся ниже по течению мельница Сергея Сметанина оказалась обездвиженной. Оставшиеся без заработка сметанинские мельники устраивали прорывы в мешавшей им плотине. Мельники Голева оборонялись. Дело дошло до убийства одного из сметанинцев.
Было возбуждено уголовное дело, которое рассматривалось в Майкопе на выездном заседании Екатеринодарского окружного суда. Конкретного виновника гибели человека заковали в кандалы и отправили в Сибирь на каторжные работы, а мельникам суд предписал пользоваться водой поочередно. Но Сергей Сметанин, первым придумавший использование сточных вод и первым построивший водяную мельницу, не согласился с решением суда и подал кассационную жалобу. На сей раз дело рассматривалось на заседании Лабинского уездного суда. Было принято решение в пользу первооткрывателя Сметанина, а купца Голева обязали снести плотину, разобрать свою мельницу и не мешать Сергею Сметанину.
Другим резонансным делом, о котором судачили майкопские обыватели позапрошлого века, был разлад между торговцами керосином. Товар этот был тогда стратегическим: керосин использовался для освещения жилья, городских улиц, для приготовления пищи на керосинках.
Поставкой керосина в Майкоп занимался купец Оськин. Он формировал обозы в Армавир (поездки обозами были безопаснее) и привозил керосин. Торговали им в специальных лавках, имеющих подземные хранилища и разбросанных по всем концам города.
Один предприимчивый майкопчанин — начинающий свое дело купец Иван Стрельцов — решил обхитрить поставщика керосина купца Оськина. Он отправился в станицу Лабинскую, где проходили ярмарки. Там нашел многих мужиков с подводами, стоявших около ярмарочной площади без дела, и предложил им съездить в Армавир за керосином и доставить его в Майкоп, при этом пообещал хороший куш. Мужики согласились.
Привезенный керосин Иван Стрельцов начал продавать рядом с керосиновыми лавками купца Оськина, но на 3 копейки дешевле. И покупатели повалили к нему.
Узнав об этом, купец Оськин велел своим приказчикам гнать новоявленного торговца от своих лавок, но Стрельцову не на чем было перевезти бочки с керосином, и он оставил их около чужой лавки. Утром Иван Стрельцов не нашел своего керосина и решил, что его забрал себе купец Оськин. Не состоявшийся новый торговец керосином подал в суд, обвиняя в воровстве купца Оськина. Подтвердить, сколько керосина пропало, Стрельцов не смог. Рассматривавший дело второй судебный участок Майкопа отказал Ивану Стрельцову во взыскании денег с купца Оськина за якобы похищенный им керосин. Зато самого Ивана Стрельцова суд оштрафовал за несанкционированную торговлю и нарушение правил продажи керосина — у него не было специализированной лавки, оборудованной подземным хранилищем, и керосин он разливал прямо на городской улице.
Дмитрий Крылов.