Компании и автовладельцы Адыгеи переводят свои автомобили на альтернативный вид топлива
Компании и автовладельцы Адыгеи переводят свои автомобили на альтернативный вид топливаБензин в скором времени может уступить свое господствующее положение другому топливу. Главный претендент на место ведущего энергоресурса XXI века — природный газ.
Главные преимущества
Россия владеет 23% мировых запасов газа планеты, так что опасности резкого взлета цен на голубое топливо в ближайшее время нет. Экономичность — главное преимущество газомоторного топлива как перед традиционными — бензином и дизельным топливом, так и перед другими альтернативными видами ресурсов, такими как водород, этанол и электричество, которые значительно дороже газа. Актуально это и для нашего региона.
— Литр дизельного топлива стоит порядка 39 руб., примерно в такую же сумму обойдется заправка автотранспорта бензином марки АИ-92. А стоимость альтернативных видов топлива — метана и пропана составляет 14 и 19 руб. за литр соответственно. Таким образом, эксплуатация того же автобуса на метане — примерно в 3 раза дешевле, чем на бензине, — комментирует начальник отдела транспорта Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства региона Андрей Скотченко.
По словам руководителя отдела, многие предприниматели региона переводят свой транспорт на газомоторное топливо еще и потому, что в Адыгее — один из самых низких тарифов на перевозку пассажиров в России, в то же время пассажиропоток небольшой, что отрицательно сказывается на доходности транспортных услуг. Использование того же метана в качестве топлива позволяет повысить эту доходность.
Преимущество газа — пропана и метана — как альтернативного вида топлива, прекрасно известно не только частным лицам, но и владельцам коммерческих автопарков.
— Сегодня около 85% общественного транспорта Адыгеи работает на газомоторном топливе. Старейшее автотранспортное предприятие столицы Адыгеи — автоколонна 1491 — давно перевело свои автобусы на газ, на газомоторное топливо перешли «Трансюгмонтаж», «АдыгеяГазавтосервис» и другие небольшие автопредприятия и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой пассажиров. Сразу после покупки новых «Пазов» они переоборудовали их на метан. В результате затраты на топливо снизились в 2,5-3 раза, что позволило повысить эффективность работы этих предприятий, — говорит Андрей Скотченко.
Еще одно преимущество газомоторного топлива — его экологичность, что является актуальным для нашего региона, богатого рекреационными ресурсами. В выхлопных газах автомобиля, работающего на метане, вредных веществ меньше, чем в случае с автомашиной на бензиновом двигателе.Сегодня перевозчики самостоятельно за счет собственных средств переводят свой транспорт на газ. Стоимость услуг по переоборудованию составляет от 50 до 70 тыс. руб., эта сумма окупается за счет снижения расходов на топливо за 6—8 месяцев. Требования к этому переводу транспортных средств на газ ужесточились, переоборудование автомашин необходимо производить только в сертифицированных мастерских с оформлением документа о внесении изменений в конструкцию транспортного средства. При проверке сотрудники ГИБДД на это обращают особое внимание.
Не хватает заправок
Существенный минус процесса перехода автотранспорта на газомоторное топливо — неразвитая инфраструктура. Пока в России всего около 350 автоматических газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) для заправки газомоторным топливом — метаном. Между тем привычных АЗС, заправляющих автомашины бензином и дизельным топливом, гораздо больше — десятки тысяч.
— Сегодня на территории Адыгеи всего две автозаправки, где можно заправиться метаном. Правда, пропановые заправки есть практически на каждой крупной бензиновой сетевой автозаправочной станции. Однако в силу своей дешевизны более востребован у водителей все-таки метан, — говорит Андрей Скотченко.
По словам начальника отдела, на сегодняшний день помимо Майкопа водителям из Адыгеи заправиться метаном можно на ближайших газовых автозаправках Краснодара и Усть-Лабинска, кроме того, компания «Газпром» строит новую АГНКС на метане в Белореченске.
— В Тахтамукайском районе наблюдается большое количество транспорта. Перевести свои машины на газ и воспользоваться услугами газовых автозаправок в Краснодаре проблематично. Одна из них находится на Ростовском шоссе, другая — в районе нового стадиона: чтобы туда добраться, необходимо проехать по пробкам чуть ли не через весь город. Потому практически весь транспорт района работает на дизельном топливе, — комментирует Андрей Скотченко.
Нужен инвестор
По словам Андрея Скотченко, в свое время компания из Санкт-Петербурга, которая занимается разработкой газозаправочных сетей, предлагала региону свои услуги. По предложению Минстроя республики, предполагалось, что новые газовые автозаправки будут построены в Майкопе в районе Восхода, а также в Тахтамукайском и Майкопском районах. Однако из-за отсутствия финансирования данные проекты не были реализованы.
— Строительство АГНКС — дорогостоящее мероприятие, связанное с серьезными затратами. В том числе и в связи с выполнением требований безопасности, которые достаточно жесткие. С другой стороны, нехватка заправочных мощностей сдерживает перевод транспорта на газомоторное топливо, — комментирует Андрей Скотченко.
Между тем существует поручение Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева о переводе транспорта на газ. При этом на газомоторное топливо должен переводиться весь транспорт — от автомобильного до речного, сельскохозяйственного, коммунального и железнодорожного. Уже сегодня на дорогах России можно встретить модели мусоровозов, работающих на метане.
— Для полномасштабного перевода потребуется создание соответствующей инфраструктуры. Если на дороге или рядом с местом эксплуатации техники нет стационарных газовых автозаправок, то должны применяться передвижные. В настоящее время за бюджетные средства строительство новых АГНКС не предусмотрено. Значит, необходимо участие в этих проектах серьезных инвесторов, — считает Андрей Скотченко.
Владимир Киселев.