Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

В условиях большой скученности людей в многоквартирных домах, близкого соседства с жилыми постройками дорог и улиц с интенсивным движением автотранспорта, обилия во дворах всевозможных мастерских, кафе, магазинов и других объектов, издающих при работе разные звуки, люди устают от шума. Многие читатели обращаются в редакцию с просьбой помочь отгородиться от назойливого и разноголосого городского шума. Суть волнующих людей проблем — от несмолкаемого шума в соседней квартире, где производится ремонт, до рева на магистральных улицах автомобильных и мотоциклетных моторов днем и ночью. Письма, в которых поднимаются вышеназванные проблемы и другие вопросы, связанные с нарушением тишины, мы направили в Управление Федеральной службы Роспотребнадзора по Адыгее. На вопросы читателей ответила заместитель руководителя управления Мариета АЙТЕКОВА.

— Что такое шум, вреден ли он для здоровья человека?

— Шумом называются любые нежелательные для человека звуки, мешающие труду или отдыху, создающие акустический дискомфорт. Критерии оценки уровня шума, его опасности для человека устанавливаются правилами санитарных норм (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий на территории жилой застройки».

Несколько лет назад в медицине появились такие понятия, как «шумовое загрязнение» и «шумовая болезнь». Шумовое загрязнение — форма физического, как правило, антропогенного шума, возникающего в результате увеличения его интенсивности и повторяемости сверх природного уровня.

Под шумовым загрязнением надо понимать превышение естественного уровня шумового фона или изменение звуковых характеристик: периодичности, силы звука и т.п. Шумовое загрязнение приводит к повышенной утомляемости человека, понижению производительности труда, физическим и нервным заболеваниям. В результате шумовой нагрузки у человека развиваются стрессовые реакции: повышается кровяное давление, увеличивается частота сердечных сокращений, снижается уровень иммунитета. Постоянный шум особенно отрицательно действует на детей: появляются проблемы с пищеварением, пропадает аппетит, нарушается сон.

Объективными критериями оценки шума считаются его уровень, интенсивность, которая измеряется децибелами, и высота звука, измеряемая в герцах, а также продолжительность воздействия на человека. Понятно, что шум вызывает в людях раздражительность и агрессию.

— Какие шумы наиболее вредны для человека?

— Наибольшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот 3000—5000 герц. Шум в пределах 20—30 децибел практически безвреден для человека и составляет естественный звуковой фон, без которого невозможна жизнь. Постоянный шум среды колеблется от 35 до 60 децибел, причем физиологически допустимые нормы шума — 45 ночью и 55 децибел днем. Если шум достигает 70—80 децибел, человек начинает чувствовать утомление. Шум, интенсивность которого колеблется между 85 и 90 децибелами, уже представляет опасность. Как установили ученые и медики, хроническая подверженность шуму на уровне более 90 децибел вызывает у человека звуковое опьянение, которое по субъективным ощущениям и внешнему виду аналогично алкогольному или наркотическому.

Женщины менее устойчивы к сильному шуму, чем мужчины. Кроме того, восприимчивость к шуму зависит также от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий и т.д. На здоровье человека, помимо силы звука, влияет и продолжительность звукового воздействия — чем она больше, тем воздействие интенсивнее.

— Давно ли человеческое общество озаботилось звуковым воздействием и начало изучать это явление?

— Еще в начале 90-х годов, когда вследствие развития производства, автомобилизации люди стали жаловаться на шумовые загрязнения. По оценочным исследованиям европейских ученых, удалось установить, что почти треть населения Европы находилась под действием акустических полей, превышающих допустимые значения. Не лучшая картина и в нашей стране: в последнее десятилетие из-за увеличившегося количества транспортных средств, их старения и других причин воздействие акустических полей в городах России увеличилось не менее чем в 1,5 раза, возросло и количество населения, подвергающегося сверхнормативным звуковым воздействиям.

— Вряд ли в Майкопе при застройке нового микрорайона Черемушки почти полвека назад могли предположить, как семимильными шагами ворвется в нашу жизнь автомобилизация, и спланировать застройку так, чтобы многоквартирные жилые дома находились на удалении от тогдашних обычных улиц, превратившихся в автострады, по которым днем и ночью мчатся ревущие потоки автомобилей, мотоциклов. Может, этот горький опыт использовать при дальнейшем расширении городских застроек?

— Да, теперь человечество убедилось в том, что создание нормальной шумовой обстановки является важной задачей, решаемой на стадии проектирования новых объектов, транспортного комплекса. Для снижения шума в городской застройке разработаны эффективные методы и средства на основе работ российских ученых и зарубежных специалистов. В современной практике проектирования широкое распространение находит компьютеризация шумового картографирования. Это помогает сократить сроки проектирования и допускает много вариантов решений, учитывается влияние разнообразных факторов на шумовой режим территории. Одним из примеров нового подхода к проектированию автомагистралей является мониторинг и прогнозирование шумовой обстановки с помощью электронных компьютеризированных карт шума, которые представляют объективную информацию о шумовом режиме территории и дают основу для разработки наиболее рациональных мер шумозащиты.

— Конечно, надо предусматривать звукозащиту на стадии планирования застройки. Но жилой массив уже застроен и без учета защиты от шумового загрязнения. Какие меры могут быть приняты по снижению вредного воздействия шума?

— Технических мер борьбы с шумом много. Это изменение технологии производства и конструкции машин, являющихся источником шумов (замена шумных процессов бесшумными: клепки — сваркой, ковки и штамповки — обработкой давлением). Это и тщательная подгонка деталей, смазка, замена металлических деталей незвучными материалами. Сюда следует отнести применение звукопоглощающих прокладок, хорошую изоляцию при установке машин на фундаменты, установку глушителей для поглощения шума выхлопа воздуха, газа или пара и многое другое.

Мерой борьбы с шумовым загрязнением должна стать целесообразная планировка: размещение шумящих производств на определенном расстоянии от объектов, которые должны быть защищены от шума: жилья, школ, детских дошкольных учреждений, больниц, поликлиник и так далее. Например, аэродромы, с которых взлетают реактивные самолеты, должны быть размещены вне городской черты с соблюдением соответствующей санитарно-защитной зоны. Шумные цеха должны быть окружены древесными насаждениями, поглощающими шум.

Небольшие помещения объемом до 40 кубических метров, в которых расположено шумящее оборудование, рекомендуется облицовывать звукопоглощающими материалами (акустической штукатуркой, плиткой и т.д.).

— А как человек может защитить себя сам от вредоносного воздействия шума?

— Индивидуальных мер защиты от сверлящего уши звука тоже достаточно. Это внутренние средства — заглушки и вкладыши в уши, наружные — наушники и шлемы.

Наиболее простая заглушка — из стерильной ваты. Более эффективна заглушка из специальной ультратонкой ваты УТВ. Могут быть и другие заглушки.

На производствах с интенсивным шумом должны проводиться медицинские осмотры рабочих с обязательной проверкой слуха аудиометрами или камертонами.

— Какова фактическая шумовая загрязненность в Майкопе?

— Исследования уровня шума и шумового загрязнения в Майкопе проводились в течение 5 лет с использованием акустических приборов 1-го класса «АССИСТЕНТ» и «SVAN-912A». По результатам натурных измерений, проводимых в стационарных точках (выполнено более 250 замеров), в рамках социально-гигиенического мониторинга были составлены карты с привязкой к транспортным магистралям города.

Утонем в шуме городском?
Утонем в шуме городском?

Этими исследованиями удалось установить, что по шумовому загрязнению от транспортных потоков на улицах Хакурате, Адыгейской, Шовгенова, Железнодорожной, Юннатов и Чкалова, где много транспорта, наиболее высокие показатели. Высокая шумовая загрязненность и на улицах Пролетарской, Гоголя и Пушкина (центр города), и это несмотря на то, что движение грузового автотранспорта на этих участках запрещено. На всех этих улицах уровень шума в утреннее и дневное время значительно превышал гигиенические нормативы. Такой же уровень шума фиксировался на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам, расположенным на данных улицах, и составлял 60—70 децибел. Это объясняется большой загруженностью улиц легковым автотранспортом (интенсивность движения в часы «пик» составляет 500—800 машин в час).

— Над какими перспективными разработками трудятся ваши специалисты?

— На основании расчетов и составленной шумовой карты для проектирования строящейся федеральной автодороги (объездной) впоследствии будет разработан комплекс мер шумозащиты. Предлагаемые меры разные, вплоть до расселения домов, расположенных на расстоянии менее 80 метров от дороги, а также разные комбинации остекления и экранирования домов, расположенных от дороги на расстоянии 80—150 метров. На основании наших разработок будут устанавливаться по сторонам дороги шумозащитные экраны, а также посажены шумозащитные зеленые насаждения.

Разработанный комплекс шумозащиты позволит обеспечить акустический комфорт на территории вдоль кольцевой автодороги с максимальной эффективностью и минимальными экономическими издержками.

Что касается других проблем шумозащиты, то тут муниципальные власти должны разработать организационные меры, направленные на предотвращение или регулирование во время эксплуатации тех или иных источников шума. Работы по уборке улиц, дворов, тротуаров должны начинаться не ранее 7 часов утра и заканчиваться не позднее 23 часов. Необходимо ограничение звуковых сигналов уличного транспорта. Сигнал подается только в случаях предотвращения аварии, а у нас гудят по любому поводу, вплоть до приветствия знакомого, проезжающего во встречном автомобиле. Тут надежды можно возлагать только на усиление внимания к подобным нарушениям правил дорожного движения со стороны работников ГИБДД. То же самое можно сказать и о последнем «писке моды» — громкой музыке из автомобилей как во время их движения, так и на стоянке.

— Мариета Нурбиевна, куда граждане могут обращаться со своими проблемами, касающимися конкретных шумовых загрязнений, для их быстрого разрешения?

— За принятием конкретных и сиюминутных мер в соответствии с федеральным и республиканским законодательством надо обращаться в правоохранительные органы. Стоит обратиться к участковому уполномоченному полиции, в ГИБДД или в дежурную часть полиции, и стражи порядка должны приехать и пресечь любые нарушения закона, в том числе и закона об охране тишины.

Беседовал Дмитрий Крылов.

P.S. Согласно статье 38 Закона РА №215 от 19.04.2004 «Об административных правонарушениях» наведением общественного порядка при громкой музыке из автомобиля или из окон дома, при шуме от ремонта в квартире, шуме от самодеятельных салютов по случаю свадьбы или дня рождения должны заниматься администрация города и полиция общественной безопасности.

23.10.2017 в 20:20
Возрастная категория материалов: 16+