Это подразделение Росгвардии охраняет в Адыгее порядка 3,5 тыс. объектов особой важности, жилых квартир и частных домов

Вневедомственной охране России исполнилось 65 лет со дня образования. Один из важных этапов большого пути, который подразделение прошло за эти годы, — обретение нового статуса: в октябре 2016 года служба ОВО перешла из подчинения МВД в структуру войск национальной гвардии Российской Федерации. И хотя задачи сотрудников вневедомственной охраны не претерпели кардинальных изменений — они по-прежнему бдительно стерегут государственные объекты, подлежащие обязательной охране, дома и имущество жителей Адыгеи, несут вахту в охране общественного порядка, — статус нацгвардейцев, как говорят они сами, ко многому обязывает. О накопленном опыте работы, воспитании кадров и стратегии службы читателям «СА» рассказывает начальник ОВО войск национальной гвардии России по Адыгее Андрей ВЛАСОВ.
Фактор экономики
— Андрей Александрович, какие знаменательные вехи вы бы отметили на пути становления подразделения?
— Вневедомственная охрана была создана в связи с тем, что наша страна к 1952 году достигла стабильного экономического положения. Большое количество производственных предприятий, государственных организаций — это значительный потенциал материального благосостояния. Возникла необходимость эти материальные активы охранять на государственном уровне. Служба поэтому и была названа вневедомственной охраной, поскольку собственная охрана на предприятиях и в учреждениях состояла, как правило, из сторожей, подчинявшихся руководителям этих же учреждений. Вневедомственная охрана стала отдельной структурой со своими функциями и обязанностями. По сути, они и сегодня остались теми же. Поначалу это был контроль над сохранностью государственных объектов, а с развитием благосостояния людей, когда строилось большое количество многоэтажных домов, возникла необходимость в охране квартир, домашнего имущества. Люди стали жить лучше, появились частные дома — добавилась охрана частного сектора. Охрана осуществляется на договорной основе, и все средства поступают в федеральный бюджет — в доход государства.
— Структура ОВО была образована при системе МВД, а для людей работала на платной основе. Какие требования к ней предъявлялись в МВД?
— Те же, что и к сотрудникам милиции. При реформировании ведомства — из милиции в полицию — мы также проходили все этапы, включая аттестацию сотрудников. Наши функции при этом практически не изменились. Единственное отличие — Правительством РФ в 2011 году был разработан и утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями ОВО. Эти объекты и сегодня не могут охраняться ни собственными силами ведомств, к которым они относятся, ни частными охранными предприятиями.
— Какие объекты в него входят?
— Список большой, он периодически пополняется. В основном это объекты государственной формы собственности, жизнеобеспечения, органов власти, а также объекты повышенной опасности, так называемые критически важные. Словом, мы охраняем все формы производств или служб, на которых несанкционированными действиями служащих или посторонних людей может быть нанесен ущерб государству. Кроме того, как и раньше, сотрудники ОВО охраняют имущество физических и юридических лиц по договорам. В последнее время к нашим обязанностям добавилось также сопровождение при транспортировке госструктурами крупных денежных средств, документов, включая все движение документов во время избирательных кампаний. В этих случаях мы усиливаем охрану.
Новый статус
— С переходом в подчинение войск национальной гвардии планируются изменения?
— Основные задачи на период с 2018 до 2025 года для нас обозначены в Концепции развития и определяют целый комплекс мер. Все они направлены на совершенствование правового, научно-технического, кадрового и ресурсного потенциала службы. Цель — с учетом многолетнего опыта достичь оптимально лучшего, безусловно высокотехнологичного уровня работы. Это задачи, поставленные перед вневедомственной охраной руководством страны и Федеральной службой войск национальной гвардии РФ. Подразделение обязано четко работать как в мирное, так и в военное время.
Это подразделение Росгвардии охраняет в Адыгее порядка 3,5 тыс. объектов особой важности, жилых квартир и частных домов
— Сотрудники подразделения, кроме своих основных функций, несут еще и охрану общественного порядка. Почему?
— Потому что мы — правоохранительная структура, носим погоны и форму полиции! Говорят, что форма скоро изменится, есть такие планы в нацгвардии России. Но мы также останемся правоохранниками — в отличие от подразделений ОМОН и СОБР, которые с января следующего года получат статус военнослужащих. Что касается охраны общественного порядка, есть совместный приказ Отдела Росгвардии и МВД по Адыгее. В соответствии с ним мы усиливаем патрульно-постовую службу полиции своими круглосуточными группами задержания — 13 таких групп задействованы в охране порядка, объектов и квартир жителей республики ежесуточно. Они обеспечивают общественную безопасность в системе единой дислокации.
— Они тоже задерживают на улице злоумышленников или только тех, кто нарушает покой охраняемых объектов?
— Сотрудники ОВО силами групп задержания с начала этого года предотвратили 16 преступлений и 93 административных правонарушения. Наши наряды 274 раза выезжали на места различных происшествий и 64 раза оказывали помощь сотрудникам полиции, пресекая правонарушения в общественных местах. К примеру, в мае этого года наряд, который работал на маршруте патрулирования в Майкопе, заметил на одной из улиц мужчин, вызвавших подозрение тем, что при виде патрульной машины они попытались скрыться. Когда патрульные подошли к ним и представились, они сильно занервничали, на вопросы отвечали сумбурно, с явным беспокойством. В результате у одного из них при досмотре обнаружили 650 г наркотической соли. Мужчин задержали.
Это подразделение Росгвардии охраняет в Адыгее порядка 3,5 тыс. объектов особой важности, жилых квартир и частных домов
— Чем же отличается специфика действий наряда вневедомственной охраны от патрульной службы полиции?
— Отличие лишь в том, что наши сотрудники не имеют права составлять протокол задержания и покидать свою зону патрулирования. Наш наряд сообщает в дежурную часть полиции о задержании. Затем ждет полицейских и передает задержанных подъехавшему наряду полиции. Но вопрос о протокольном оформлении во время задержаний прорабатывается на законодательном уровне. Полномочия нарядов ОВО Росгвардии будут расширены, как только изменения вступят в силу. К слову, наряду с полицией мы также охраняем общественный порядок во время массовых мероприятий, таких как День республики, День города Майкопа, единый день выборов, во время школьных выпускных вечеров.
— Охрана детских учреждений тоже относится к вашей компетенции?
— «Тревожные кнопки» в детских садах и школах, безусловно, наши объекты. В столице республики мы охраняем все детские сады и школы.
Передовые технологии
— Все это требует отдельной подготовки, включая физическую. Как воспитываете кадры, состав ОВО изменился?
— Штат ОВО остался прежним — это 426 аттестованных сотрудников, включая гражданских служащих. Свой кадровый потенциал мы сохранили — опытных, высококвалифицированных специалистов. Но с переходом в новую структуру требования к кандидатам на службу реально ужесточились — по физической подготовке, морально-психологическим качествам, профессиональной пригодности. Вакантных мест у нас мало, но они все-таки есть. Есть и желающие прийти сюда работать. Отслужив срочную службу в армии, ребята приходят с таким желанием. Однако пройти все испытания — сдать нормативы по физподготовке, исследования полиграфа, тесты на морально-психологическую и стрессоустойчивость — удается далеко не всем. Еще один момент — требования военно-врачебной комиссии. Наши сотрудники имеют допуск к службе по здоровью теперь только категории «А». К сожалению, для молодых людей сегодня это проблема, так как серьезно своим здоровьем и физической формой с юности занимаются не все.
— Да, требования к кандидатам на службу в силовых структурах за последние годы значительно изменились. А есть какие-то свои «кадровые» особенности, необходимые для вашего подразделения?
— Воспитание профессиональных качеств идет уже здесь, в коллективе. Причем ежедневно. Подготовка к несению службы во время дежурства, физические тренировки, беседы. Это не просто необходимость. Каждый наряд должен быть морально готов встретить физическое противодействие нарушителя на охраняемом объекте или на улице. Конечно, они заступают на дежурство со средствами защиты — в бронежилетах и касках, с оружием. Но чувство локтя, сработанности действий, уверенности, что коллега прикроет в любой ситуации, — это комплекс качеств, основанный на личных достоинствах характера и дружбе.
— Андрей Александрович, что вы охраняете в личных интересах жителей республики?
— Квартиры в жилых микрорайонах, а также частные дома и места хранения личного имущества. Мы гарантируем безопасность дома всем, кто заботится о своем личном пространстве, но особенно рекомендуем быть бдительными тем, кто хранит дома личное оружие — большей частью это охотники или те, кому разрешено иметь оружие при себе ввиду каких-то профессиональных задач и хранить его. Несмотря на то, что по закону для этого сейчас нужны особые условия — сейфы или отдельные помещения, если оружие хранится дома, мы рекомендуем квартиру ставить на пультовую охрану.
— Касаясь высокотехнологичных задач: как известно, охрана любого жилья основана на привязке к домашнему телефону, но современники практически отказались от услуг кабельной связи. Значит, многие из ваших клиентов ушли от охраны квартир?
— Технологии охраны изменились с массовым переходом на мобильную связь и интернет. Сегодня есть множество вариантов, как поставить квартиру или дом на охрану — через интернет, мобильный телефон, по радиоканалу. Система слежения в каждом охраняемом объекте сегодня обязательно дублируется — на случай, если в одном из приборов возникнет сбой по какой-то технической причине. Дежурный наряд вневедомственной охраны находится поблизости — то есть вся территория, скажем, Майкопа разбита на секторы, в которых наряд несет ответственность за каждый сданный на пульт объект. Наблюдение ведется также с помощью мобильных технических средств, которыми обеспечен дежурный наряд.
— В чем разница между службой вневедомственной охраны и деятельностью частных охранных предприятий?
— В гарантиях. У нас есть государственный перечень, который определил нам технические средства охраны. Они разработаны, проверены и утверждены. Те, кто поставляет эти технические средства, оборудуют ими объект самостоятельно — это их зона ответственности. После установки оборудования наши эксперты его проверяют и принимают объект на пульт, вводят в единую охранную систему. А наряды контролируют действие в своей зоне ответственности. Наши сотрудники оснащены табельным и автоматическим оружием. Вневедомственная охрана берет на себя полную материальную ответственность.
— По данным МВД по РА, количество квартирных краж в регионе за последние годы значительно снизилось. Эксперты ведомства отмечают в этом немалую заслугу вневедомственной охраны. Реально ли свести кражи к нулю?
— Наверное, многие сталкивались с тем, что наши сотрудники на постоянной основе ходят в многоквартирные дома и предлагают воспользоваться услугами вневедомственной охраны. Происходит так называемая поквартирная «отработка» жилых микрорайонов. Результаты анализируются, поступают в том числе в службу участковых инспекторов полиции, с которыми мы взаимодействуем постоянно. В ходе этой отработки ведется мониторинг, насколько защищены дома или доступны для входа подъезды посторонним людям. Качество дверей и замков, домофонов — все имеет значение. Чем больше препятствий, тем меньше возможностей и желания у потенциального вора совершить кражу. Если злоумышленник видит над дверью квартиры «глазок» охранной сигнализации, он, скорее всего, не будет с этой квартирой связываться.
— А видеонаблюдение дома может усилить защищенность жителей?
— Видеонаблюдение, если оно есть во дворе дома, дает возможность полиции раскрыть преступление по горячим следам, но не всегда служит надежным препятствием злому умыслу. Например, в этом году к нам на пульт поступил сигнал «тревога» с одного из охраняемых в Майкопском районе объектов — продуктового магазина. Тут же прибыл наряд вневедомственной охраны. Несовершеннолетнего воришку задержали внутри магазина. А попал он туда через крышу! Отжал листы шифера, разобрал потолок и полез за деньгами в кассу. Видеокамера над входом в магазин его «не увидела», а пультовая охрана сработала четко.
Елена КОСМАЧЕВА.
P.S. Подразделением ОВО в Адыгее охраняется порядка 1,1 тыс. объектов особой важности, более 1,3 тыс. квартир и более 1 тыс. мест хранения имущества граждан.
На маршрутах патрулирования нарядами задержано и передано в другие службы более 1,2 тыс. правонарушителей и 8 преступников, находившихся в розыске.
На охраняемых объектах наряды ОВО предотвратили 109 правонарушений.
Краж с охраняемых объектов за последние годы не допущено.