Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Ушел из жизни выдающийся сын адыгов, один из самых известных лидеров комсомола юга России, Северного Кавказа 60-70-х гг. ХХ в., надежный, честный, преданный и порядочный товарищ и друг, всю свою жизнь посвятивший процветанию своей малой родины — Адыгеи, воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма и преданности своему Отечеству, Руслан Панеш.

Кстати, я его редко называл по имени, всегда прибавлял и отчество, так как моя комсомольская семья, как нас всегда называли с моей супругой Ольгой, всегда очень уважительно относилась к нему и его супруге, которую также зовут Ольга. Знакомы мы с ним и поддерживали деловые и дружеские отношения с 1960 г. Вместе работали в аппарате Адыгейского обкома ВЛКСМ с 1970 по 1975 г., затем пути разошлись, но отношения не прерывались, приобретая разную степень наполненности.

Вожак и наставник

Родился Руслан Панеш в ауле Понежукай незадолго до начала Великой Отечественной войны — 17 февраля 1941 г. — в большой крестьянской семье Хатуга и Рахмет Панеш. Семья была многодетной. Своего отца Руслан впервые увидел, когда он вернулся после демобилизации с войны. Со школьной скамьи Руслан отличался от своих сверстников общительностью и организаторскими способностями, у него друзья учились соблюдать законы «Адыгэ хабзэ», с почтением относиться к старшим. Окончив 7 классов, он поступил в 1956 году в Адыгейское педагогическое училище. Конкурс был очень высоким. Именно в этот год было закрыто педучилище в станице Ленинградской Краснодарского края и часть преподавателей и студентов была переведена для завершения обучения в Майкоп. Принимали всего две группы, но Руслан успешно выдержал вступительные испытания. Здесь он проявил себя на общественной работе, был примером в учебе. Примечательно, что через годы директор училища Ф.А.Напсо в своей статье, посвященной истории педучилища, одним из первых отметил Руслана Панеша в числе самых выдающихся своих выпускников.

Затем был Адыгейский госпединститут. Здесь студенты оказали ему высокое доверие, избрав секретарем комитета ВЛКСМ. Авторитет комсомола в институте, благодаря поддержке ректората, был весьма высоким. Сам ректор А.К.Ячиков на заседаниях Ученого совета и собраниях профессорско-преподавательского состава постоянно подчеркивал, что деканы должны относиться к решениям комитета ВЛКСМ института как к указам Президиума Верховного Совета СССР и неукоснительно претворять их в жизнь. Благодаря деятельности Руслана Панеша и комитета ВЛКСМ основные показатели работы студентов и преподавателей, в первую очередь успеваемость и учебная дисциплина, значительно выросли, и по этим критериям АГПИ занимал лидирующие позиции на Северном Кавказе. На высокий уровень поднялась спортивно-массовая работа, что позволило впоследствии открыть факультет физической культуры и спорта.

Позднее Руслан Панеш вместе со своим другом М.А.Чунтыжевым ходатайствовали перед А.К.Ячиковым о переводе из Молдавии на работу в АГПИ тогда практически неизвестного мастера спорта СССР, тренера, а ныне всемирно известного Якуба Коблева, с приходом которого факультет был преобразован со временем в институт физической культуры и дзюдо.

Организаторские способности Руслана Панеша были замечены, и по рекомендации обкома партии он был направлен в Высшую комсомольскую школу в Москве. По окончании школы и службы в рядах Вооруженных сил проработал некоторое время в аппарате Краснодарского крайкома ВЛКСМ и в 1968 г. был избран первым секретарем Адыгейского обкома ВЛКСМ.

Все, кто работал с Русланом Хатуговичем в те годы, вспоминают о нем как о человеке, который сформировал их как личность, поддержал в трудную минуту. «Он из меня сделал руководителя, он мой наставник», — говорит большинство из них. Это Юрий Адагов, Мурат Кудаев, Мадин Чунтыжев, Энвер Трахов, Эдуард Кушу, Юрий Нехай, Асиет Шадже, Асланбек Керашев, Руслан Хаджебиеков и др. Он их глубоко уважал, и они платили ему взаимностью.

Он внимательно следил за профессиональным ростом каждого, способствовал тому, чтобы комсомольские работники получали квартиры, выдвигал их на руководящие посты в Адыгее, и они никогда его не подводили. Представьте себе, студент спортфака АГПИ, он же зав. отделом оборонно-спортивной работы, а ныне известный спортивный деятель Адыгеи Юсуф Джаримок получает квартиру! И такие примеры были не единичны. Он умел в каждом рассмотреть его профессиональные качества и помогал утвердиться в жизни. Областная комсомольская организация за время его руководства численно выросла более чем в полтора раза. Большое внимание уделялось созданию комсомольско-молодежных бригад и звеньев на решающих участках промышленного и сельскохозяйственного производства. Их число к середине 70-х годов прошлого века превысило 780. Широкий размах приобрели военно-спортивные игры школьников «Зарница» и «Орленок». В 1973 г. отряд зарничников из поселка Красная Улька Майкопского района стал победителем Всесоюзной игры «Зарница» и получил главный приз ЦК ВЛКСМ. Молодежь заняла достойное место в депутатском корпусе представительных органов области различного уровня. И все это осуществлялось с подачи и по инициативе Руслана Панеша, члена бюро Адыгейского обкома КПСС. Он пользовался большим авторитетом среди работников ЦК ВЛКСМ. С глубоким уважением к нему относились первые секретари ЦК Е.М.Тяжельников и Б.Н.Пастухов.

Затем была Высшая партийная школа в Москве, по окончании которой — руководящая работа в обкоме КПСС. В 1977 г. он был назначен начальником Управления культуры Адыгейского облисполкома.

На благо республики

Здесь Руслан Панеш впервые столкнулся со сложной ситуацией, с мифом о высоком предназначении культуры и практически нищенским финансированием со стороны государства этой важнейшей отрасли духовной жизни общества, особенно на периферии. Он поставил для себя задачу превратить бытующий миф в реальность. По сути, в культуре тогда, как, пожалуй, и сегодня, работали люди, до конца преданные своей высокой миссии, за нищенскую зарплату. Они и стали опорой Руслана Хатуговича в совершенно новой для него отрасли работы. Одно дело — призывать с трибуны партийных и комсомольских пленумов, активов и конференций и говорить аудитории: шире, выше, надо и т.д., а другое — засучив рукава поднимать и развивать культуру, создавать условия для того, чтобы она стала мобилизующим фактором развития производства, поднимала настроение, делала жизнь краше. Ведь культура — не только здания домов культуры, клубов, библиотек, музыкальных школ. Это в первую очередь творческие люди, каждый из работников театра или филармонии — это личность, и к каждому нужен свой подход.

Мне не раз приходилось видеть работников культуры областных учреждений и Майкопа, которые после строителей убирали мусор, складировали его на площадке главного объекта культуры — строительстве здания нынешней республиканской филармонии. Почему-то в то время расхлябанная работа строителей всегда сходила им с рук. Возглавлял эти работы сам начальник Руслан Панеш. Ничего удивительного в том не было. Так тогда работало большинство строительных организаций. Помню, как мы, студенты, разгребали авгиевы конюшни на ЦКЗ и других строительных объектах. А сортировка картофеля и других овощей на базах силами студентов совершенно бесплатно? Все это было в прошлом. Так что можно смело утверждать, что своевременной сдачей в эксплуатацию этого красивейшего здания общекультурного назначения — республиканской филармонии мы обязаны работникам культуры и лично Руслану Панешу.

В культуре Адыгеи он проработал более 15 лет, и его вклад в сохранение, развитие культуры Адыгеи — бесспорен. При нем были созданы Союз композиторов и Союз художников Адыгеи, Государственная филармония, Северокавказский филиал Государственного музея искусства народов Востока, 19 творческих коллективов в филармонии, ансамбль песни и танца «Исламей». Было построено, реконструировано или оснащено 36 зданий учреждений культуры, сооружено и построено свыше 30 различных мемориальных комплексов, памятников, открыто 14 мемориальных досок, в дополнение к имевшимся 10 было открыто еще 15 детских учебных заведений искусств и 8 филиалов в аулах и поселках Адыгеи, число государственных библиотек приблизилось к 150, а книжный фонд увеличился на 1,1 млн. экз. и составил более 3,2 млн. экз., открыта республиканская юношеская библиотека. В высшие учебные заведения культуры страны направлено более 560 чел. Были созданы 2 театральные студии: национальная в ГИТИСе и первая в СССР и РСФСР для русского театра в ГИТИСе. И это, конечно, далеко не все.

С повышением статуса автономной области до уровня субъекта РФ его знания и организаторские способности оказались востребованными. Он последовательно занимает разные должности в новых структурах власти, включая должность вице-премьера, и ушел из Правительства с должности руководителя Администрации Президента и Кабинета Министров РА. Около 15 лет проработал в Северокавказском филиале Государственного музея искусства народов Востока в должности первого заместителя директора. Был он несколько лет и руководителем «Адыгэ Хасэ — Черкесский парламент», затем Союза пенсионеров Адыгеи на общественных началах.

За свою профессиональную деятельность Руслан Панеш был награжден орденом «Знак Почета», медалями за трудовую доблесть, многими наградами ЦК ВЛКСМ, удостоен высшей награды РА — медали «Слава Адыгеи» и Почетного знака Госсовета-Хасэ РА «Закон. Долг. Честь».

Высокий уровень ответственности

Вплотную мне пришлось столкнуться с ним в период грузино-абхазского конфликта. Обстановка в Адыгее была тревожной. Я тогда возглавлял Комитет солидарности с народом Абхазии — орган, рожденный спонтанно по инициативе «Адыгэ Хасэ» и Исполкома съезда адыгейского народа в августе 1992 г. Руслан Хатугович возглавлял Комитет РА по межнациональным отношениям, связям с соотечественниками и СМИ. Наша основная задача состояла в поиске путей урегулирования этого межнационального конфликта, оказании гуманитарной помощи пострадавшему народу Абхазии. Первый Президент Адыгеи добился от высшего руководства страны созыва в Армавире срочного совещания руководителей северокавказских республик и федерального центра по урегулированию конфликта. Десятки машин с гуманитарным грузом, включающим предметы первой необходимости, были организованы и отправлены под руководством Руслана Панеша в Абхазию.

Но войны без жертв не бывает. Погибли наши добровольцы А.Хуаде, М.Шовгенов и А.Муков. Надо было забрать тела погибших товарищей. Хорошо помню, что активное участие в этих непростых переговорах с грузинской стороной принимали Руслан Панеш, Х.Ю.Хуаде, К.С.Мамиек.

Известный российский археолог, профессор А.М.Лесков, открывший Уляпский курган, узнав об уходе из жизни Руслана Панеша, прислал семье и филиалу Государственного музея народов Востока письмо, в котором пишет, что его (А.М. Лескова) связывают с Адыгеей глубочайшие чувства любви и дружбы. «Эти отношения складывались десятилетиями, и Руслан был в моей жизни первым человеком, кто открыл мне неповторимый мир Адыгеи, ее народа и культуры. Руслан знакомил меня не только с историей и этнографией Адыгеи, но и с лучшими духовными проявлениями своего народа, своей Адыгеи, которую он знал и любил, как лучшие из ее сынов. Велика и счастлива земля и народ, давшие миру столь блистательных сынов — верных друзей, знатоков традиций и обычаев своей Родины», — пишет А.М.Лесков. Трудно что-либо добавить к этим идущим из глубины души словам.

Руслан Панеш обладал обостренным чувством справедливости. Он всегда был требовательным к себе и к другим, отличался чуткостью, внимательностью, благородством. Плохо работать, относиться к работе спустя рукава он не позволял ни себе, ни своим подчиненным. «Это был святой человек», — говорит о нем директор Северокавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока в Майкопе Н.З.Кушу, где Руслан Хатугович работал последние годы.

Нам, нашему обществу будет всегда не хватать таких людей, как Руслан Панеш.

Казбек Ачмиз, доктор исторических наук.

31.10.2017 в 22:57