Папа может все!
Во все времена вызывала недоумение ситуация, когда мать бросала своего ребенка и строила новую жизнь. Таким горе-матерям даже прозвище соответствующее дали — «кукушка».
К сожалению, в последнее время такие случаи участились, и все больше становится отцов-одиночек, самостоятельно воспитывающих детей. С одним из них — назовем его Николай (имя главного героя изменено по понятным причинам) — я встретилась в овощном магазине. Симпатичный, можно даже сказать, видный мужчина интересовался у женщин из очереди рецептом квашения капусты со свеклой.
— С морковкой я солить научился, а тут захотелось детвору побаловать именно такой «красной» капустой, — улыбаясь, пояснил он. — Я уже и пироги научился печь. А какой холодец готовлю! Соседок угощал — удивляются, просят поделиться рецептом.
Из дальнейшего разговора выяснилась причина такой хозяйственности мужчины.
— Я детям и папа и мама в одном лице, а супруги давно уже след простыл… — пояснил Николай и рассказал историю любви и предательства со стороны жены и мамы их общих двоих детей.
Светик-семицветик
Николай вырос в большой многодетной семье. Для младших братишек и сестренок был и нянькой, и другом, и наставником, а для мамы — главным помощником. Чтобы поднять детей, в семье держали несколько коров, домашнюю птицу, кроликов. И все это немалое хозяйство требовало постоянной заботы и ухода, так что Николай до школы успевал и коров на пастбище отогнать, и травы для кроликов нарвать.
— Моя юность пришлась на 70-е годы, — говорит Николай. — Как раз в это время случились военные события в Афганистане, я мечтал отправиться служить именно туда. Но моей мечте не суждено было сбыться: на практике — а я учился в ПТУ на сварщика — металлическая стружка повредила глаз. В итоге медицинская комиссия признала меня негодным к строевой, и об Афгане пришлось забыть…
Николай, чтобы помочь маме, брался за любую работу. Даже уезжал в Костромскую область на заработки. Познакомился с симпатичной девушкой, дело вроде уже шло к свадьбе, но, видно, не судьба. Николай эту «историю любви» вспоминает с улыбкой:
— Я о жизни имею свое представление, потому и не был готов к романтическим поступкам. По мне так: жениться, жить вместе — это значит ценить, уважать друг друга, не «выносить мозг», не проявлять на пустом месте свой характер. А девушкам порой нравится показать свою власть над парнем. Так случилось и в моих отношениях с ней. Мы договорились уже о сватовстве, а перед поездкой к ее родителям — они жили в Бресте — я еле отпросился на пару дней с работы. Времени было в обрез, успел только заехать домой и переодеться. Приезжаю к ней, а она губы надула: «Ты должен был привезти мне гроздь винограда!» А за окном — зима, где было взять виноград? Короче, разругались, и никакой свадьбы не случилось. Я очень переживал по этому поводу, не на шутку обиделся на весь женский род и решил, что не женюсь вовсе!
И слово свое сдержал до своего 35-летия и до встречи с девушкой-квартиранткой, живущей по соседству. Николай — добрая душа, помогал всем пожилым тетушкам-соседкам: кому забор поправить, кому кран починить. Вот и в этот раз зашел он к тетке Ульяне, а у нее сидит за столом и плачет девушка. Ей, как оказалось, в частной фирме не заплатили за работу и жить было не на что. Девушка была приезжая, в Майкопе снимала крошечную комнатку. И Николаю стало так жалко ее! Уже неделя с этой встречи прошла, а он все не мог забыть девушку. Человек в ухаживаниях за девчатами не особо искушенный, он якобы по делу опять зашел к соседке, но на этот раз не с пустыми руками — с букетиком цветов и шоколадкой. Это уже потом, в шутку, он стал называть ее цветиком-семицветиком…
Частые визиты закончились дружбой между Светланой и Николаем. Он бы и рад был жениться на ней, но смущала разница в возрасте: невеста была моложе на 15 лет!
— Я уже насмотрелся на такие браки своих знакомых, когда жена молодая и как хозяйка, как мать — никакая, — рассказывает Николай. — Но Света, как мне казалось, была серьезно настроена на совместную жизнь, на детей. И мы сыграли свадьбу.
Первые пару лет их совместной жизни были безоблачными. Трудности начались с рождением детей-погодок. В доме часто было не убрано, не было горячего обеда. Но Николай на это внимания не обращал, считал, его жена устает с детьми, ей не до уборки и обедов. Вернувшись вечером с работы, он, не считая это зазорным, брался за швабру, готовил ужин.
— Как-то я пораньше вернулся домой, смотрю — дети ползают по холодному полу, плачут, а жена в другой комнате включила музыку и танцует. Ей на детей было плевать, — рассказывает Николай. — Мы с ней тогда впервые серьезно повздорили. Я лег спать в детской, а утром смотрю, моей жены нет, она собрала свои вещи и ушла. Мне оставила записку: «Воспитывай сам своих детей!»
Детей Николай отвез к своей маме, благо она жила недалеко. Он ждал возвращения супруги месяц. Позвонил ее подруге, та сказала, что Светлана обиделась на него, живет у своих знакомых: «Не ищи ее, сказала, сама вернется, когда сочтет нужным…»
Где мама?
Расстраиваться по поводу ухода жены Николаю было некогда, весь день — на работе, вечером — домашние хлопоты. Стирка, уборка, приготовление обеда — все это легло на его плечи. Его мама помогала ему чем могла.
— Вся домашняя работа мне была совершенно не в тягость. Самое страшное наступало вечером, когда дети, укладываясь спать, плакали и звали маму… — От этих горьких воспоминаний у Николая, даже спустя столько лет, срывается голос. — Но мы пережили все это, выстояли. Спасибо руководству одного из детских садов, они вошли в мое положение и вне очереди взяли детвору в сад. Это значительно облегчило нашу жизнь: находясь на работе, я уже был спокоен за детей.
Спустя год, когда дети уже отвыкли от мамы, Светлана вдруг вернулась… Зашла в дом и, как ни в чем не бывало, стала обнимать детей. Они, не узнав ее, заплакали… Николай даже растерялся от ее визита. Но решил: мать есть мать для детей и, переступив через мужскую гордость, сказал: «Ради детей я готов тебя простить. Если настроена серьезно на совместную жизнь — оставайся».
Сколько нелестных отзывов о своей супруге ему пришлось выслушать! Все его друзья, коллеги по работе в один голос советовали ему гнать в шею такую горе-мамашу. Но он решил по-своему — детям нужна их родная мама.
Первое время Светлана действительно была заботливой, ласковой, хорошей хозяйкой. Но ее стараний хватило ненадолго: спустя год она безо всяких объяснений опять ушла, на этот раз — навсегда.
Мы — семья!
Сегодня дочери Николая — 13 лет, сыну — 12. К сожалению, недавно ушла из жизни главная помощница, опора всей семьи — его мама. Это стало настоящим ударом для Николая, он до сих пор переживает по этому поводу.
— Смерть мамы моей — это настоящее горе, а все остальное, что касается отношений и другого, не столь важно, — говорит Николай. — Я воспитываю детей в строгости и трудолюбии. У нас за каждым членом семьи закреплен круг обязанностей — уборка, мытье посуды, походы в магазин. Требую от детей выполнения домашнего задания и хорошей учебы в школе, помогаю, чем могу. От командировок по работе я вынужден был отказаться, для меня мои дети важнее заработка, я не могу оставить их даже на день. Я — мастер на все руки, был и кинологом, и слесарем, и паркетчиком. Было время, когда заказов на укладку паркета было на два месяца вперед, и, естественно, были деньги. Сейчас ситуация чуть иная, с деньгами бывает туговато. Спасибо нашим друзьям — многодетной семье, они, например, на летний отдых приглашали детей к себе в станицу. Они же помогают с детской одеждой, а это — неплохое подспорье.
У Николая в доме идеальная чистота — иная хозяйка может позавидовать. Он прекрасно готовит любые блюда, еще вот научился солить капусту со свеклой. Но одно дело — стирка, уборка, другое — воспитание детей, дочери, с которой самое время начинать вести разговоры о взрослой жизни.
— С этим чуть сложнее, — улыбается Николай. — На иные темы прошу поговорить с дочерью свою знакомую — многодетную маму, на другие — советую почитать соответствующую литературу. Что касается их мамы, то мы о ней даже не вспоминаем. Я не поливаю ее грязью, не говорю плохих слов, она — их мать. Дети взрослеют, и как они будут строить отношения с ней, если она вдруг объявится, — решать им самим. Здесь я им не советчик.
Дети дороже всего!
Соседи Николая поделились с нами:
— Он всегда был видным парнем: высокий, статный, работящий. По нему вздыхали все девчата с нашей округи, а он — влюбился именно в Свету. Сумела же как-то найти подход к Николаю… Жалел он ее, многое прощал. Она и хозяйка была не очень, и ни с кем из соседей не поддерживала отношения. А Коля, бывало, вернется после работы — и в огород, грядки полоть, или в магазин — за продуктами. Сам и готовил, и с детьми занимался. Что там у них случилось между собой — не знаем… Когда Света ушла, дети совсем маленькие были: девочке — 3, а мальчику — 2 года. И как ее сердце не остановилось от тоски по детям? А сколько раз они болели, и он ночами сидел над их кроватками… Не всякая мать так заботится о своих детях, как он. А потом смотрим — вернулась. Все простил — ради детей, вот какой он человек…
Пару лет назад встретил Николай хорошую женщину, с ребенком, хотел жениться. Но дети, особенно дочка, встретили женщину в штыки. И Николай ради детей махнул рукой на свое личное счастье. Дескать, куда уже ему жениться, скоро шестой десяток разменяет. Главное, чтобы у детей было все хорошо. Вот когда они вырастут, сыграют свадьбы, тогда, может, и подумает о жене…
Прошлым летом нашлась Светлана, пыталась — тайком от Николая — встретиться с детьми.
— А они даже не подошли к ней, сказали: «Ты нам чужая, уходи!», — рассказали соседи.
Значит, не простили, обиделись. Кто его знает, жизнь — длинная, может, еще и помирятся, признают мать. Что грустно, таких случаев, когда матери оставляют детей на мужа и уходят строить новую жизнь — немало. Утрачивают женщины свой материнский инстинкт, вот вам и пресловутая эмансипация…
Валерия Ломешина.
От редакции: В гостях у Николая мы побывали не с пустыми руками — в редакционном «Уголке добра» собрали пакет практически новых вещей.
Тем временем
При детском омбудсмене будет создан Федеральный совет отцов. Советы отцов уже работают в разных регионах страны, например в Хабаровске и Иркутске, а буквально на днях активные и неравнодушные папы объединились в Туле.
Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова поддержала инициативу мужчин и предложила создать Федеральный совет отцов при детском омбудсмене.
«В своей работе именно уполномоченные лицом к лицу сталкиваются с проблемами, происходящими с нашими детьми. Сегодня в России большое количество детей воспитывается в неполных семьях без отцов, поэтому одна из важнейших задач региональных советов — возрождение института наставничества», — говорит один из авторов этой идеи, председатель Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Андрей Коченов.
Активные папы готовы на общественных началах заниматься решением важных социально значимых вопросов, касающихся семейных ценностей. Но главное — они хотели бы усилить роль отца в семье и обществе. Потому что уверены, что только на собственном примере можно показать подрастающему поколению, что в настоящей семье и папа, и мама активно занимаются с детьми и одновременно успешны в своей работе и карьере.