В Адыгее приобщают к труду детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения с самого раннего возраста. Труд для них имеет большое значение: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции.
В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.
Труд в нашей школе-интернате для детей с ОВЗ, в том числе и познавательный, представляет собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности детей. Главными задачами трудового воспитания детей с ОВЗ являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам помощи старшим.
Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям. Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность.
Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с ОВЗ является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда воспитанники могут проявить свое личностное отношение к труду. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой — помогает навести порядок в спальном корпусе. Дети выполняют обязанности дежурного по спальне согласно графику, который составляется в начале учебного года. При этом воспитатель всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности, всегда помогает, подсказывает, как правильно надо сделать. Дети с ОВЗ приобретают навыки и умения, которые им пригодятся в дальнейшей самостоятельной жизни. Вот почему мы, педагоги, должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него.
Благодаря трудовой деятельности у детей развиваются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Привлекая их к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Дети с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в работе.
Труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы ребенка с ОВЗ. Нередко можно видеть, как скованный и нерешительный в группе ребенок становится активным и целеустремленным на занятиях в спальной комнате, на уроках швейного и столярного дела, на пришкольном участке. Успехи в работе вселяют в детей уверенность в своих силах, повышают самооценку, мотивируют на достижение результата. В процессе труда лучше проявляются предусмотрительность и самоконтроль детей с нарушениями интеллекта. Когда ребенку удается сделать что-либо правильно, он испытывает огромное удовлетворение.
Внеурочные занятия трудом — одна из форм работы с детьми с ОВЗ, которая в значительной степени способствует развитию положительных качеств ребенка. Дети применяют приобретенные во время обучения знания и умения в практической деятельности вне школы. Этот труд, как никакой другой, позволяет воспитывать в детях аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок вокруг себя.
Таким образом, трудовое воспитание в условиях специальной школы-интерната не только носит обучающий и воспитывающий характер, но и, самое главное, имеет коррекционную направленность. Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у них желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы. Коррекционная направленность трудового воспитания в специальной школе позволяет не только выполнять свои специфические задачи, но и корректировать личностное развитие учащихся, формировать и развивать у них положительные, социально значимые личностные качества.
Жанна Андрухаева, воспитатель школы-интерната для детей с ОВЗ, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.