Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Чего в нашей жизни больше — судьбоносных моментов или самостоятельного выбора? Этим вопросом я невольно задавалась на протяжении всего рассказа Веры Иваненко. Вместе с мужем Филиппом они стали родителями… 17 детей: четверых кровных и 13 приемных! Эти удивительные люди никогда не искали детей специально, не выбирали их в детских домах и интернатах, не отдавали предпочтений по полу и возрасту. На протяжении многих лет судьба, казалось, сама посылала им мальчишек и девчонок. Но принять их в свой дом, свою семью, свое сердце — было их исключительным выбором.

Плюс пять

Вера Валерьевна и Филипп Васильевич росли в многодетных семьях и не понаслышке знали обо всех плюсах и минусах такой жизни. Поэтому, создав свою семью, оба как-то негласно решили не заводить много детей, впрочем, для каждого «много» представляется по-своему — Вера и Филипп подумывали о четверых. Но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает. Так получилось и с ними. В семье уже подрастали двухлетняя Лиза и четырехлетняя Соня, когда их близкие друзья взяли ребенка из интерната. От них Иваненко услышали про восьмилетнюю Наташу, которую забрали у неблагополучных родителей и должны были отправить в интернат. Решение принять девочку в семью было обоюдным.

Вере и Филиппу сразу пришлось повзрослеть как родителям, ведь их родные дочери не доросли до возраста Наташи, они еще не прошли этот этап, а тут сразу 8-летний ребенок. Нужна была дисциплина: уроки в школе, занятия хореографией.

Потихоньку Наташа становилась своей, но, несмотря на заботу и ласку новой семьи, часто вспоминала своих родных сестер и братьев. Оказалось, в семье их 8 человек. Кровные родители были лишены прав: они бросали детей одних на полгода и жили на городской свалке. Родственники как-то помогали, но к себе не забирали никого. Две самые старшие сестры были уже взрослыми и в опеке не нуждались. Шестеро младших оказались распределены по детским домам в соответствии с возрастом.

— Услышав о таком количестве братьев и сестер, мы с мужем немного испугались. Свою миссию мы считали выполненной и больше никого в семью брать не собирались. Дочке говорили, чтобы она молилась за своих, — вспоминает Вера Валерьевна.

И Наташа молилась. И ее искренняя детская молитва была услышана. Вера Валерьевна и Филипп Васильевич изредка навещали в интернате сестер Наташи — Аню, Карину и Таню, на каникулы и праздники брали к себе. На семейном совете решили, что смогут взять самую младшую Таню. Подростки Карина и Аня с пониманием отнеслись к этому, посовещавшись между собой, они решили, что их сестренке будет лучше в семье.

— Тане было 11 лет, но она только окончила второй класс. У нее были неплохие оценки, и я решила, что за лето мы нагоним программу третьего класса, чтобы осенью она смогла пойти в 4-й. Правда, оказалось, что нужно заново осваивать программы и первого, и второго класса, но мы справились с этими трудностями, в конце лета она сдала экзамены в 4-й класс, — вспоминает мама. — Позже Татьяна успешно окончила школу, колледж, а сегодня учится в Майкопском государственном технологическом университете.

Как-то на день рождения Наташи приехал ее старший брат — семнадцатилетний Сережа. На следующий день глава семьи предложил его оставить. Вера Валерьевна растерялась: до него в семье были одни девчонки, а тут — взрослый парень, всего на 10 лет младше ее самой. Но Филипп Васильевич заверил, что сам будет с ним заниматься. Так в семье появился первый сын.

— А в конце лета мы решили оставить в семье Аню и Карину. Мы сразу их предупредили, что в семье свои правила, здесь нужно трудиться, помогать взрослым, заботиться о младших. Если хотите — оставайтесь, мы чем сможем — поможем: учиться, встать на ноги, выбрать хорошую профессию. Девочки подумали и — остались, — рассказывает Вера Иваненко.

Так, всего лишь за год, в семье, которая не планировала стать многодетной, к двум кровным прибавилось пятеро приемных детей.

Дочки — сыночки

Вскоре у Иваненко родился маленький Эммануил, которого все девчата нянчили по очереди. На этом, пожалуй, можно было поставить точку. Но как могло чуткое материнское сердце проигнорировать тот факт, что у ее приемных детей в городском доме малютки остается младший братик? Ребенок с задержкой в развитии, но все же родной человечек.

— Мы его навещали, старались сделать так, чтобы дети понимали — это их брат, и у них есть какая-то ответственность за него, даже если они не живут вместе. А потом мы с мужем подумали, что в семье у ребенка больше шансов хоть на какое-то развитие: в свои три года Валера не ходил и не разговаривал, — рассказывает Вера Валерьевна.

На семейном совете было решено взять Валеру в семью. Первое время мальчуган называл мамой всех подряд — Веру Валерьевну, сестер, даже старшего брата. Из-за проблем с опорно-двигательной системой он плохо ходил, спотыкался. Было трудно, но массажи, лечение, а главное — материнская забота сделали свое дело: он начал хорошо ходить, разговаривать. Сегодня Валера посещает коррекционную школу.

Через год после него аист принес в дом Аленку, ставшую десятым ребенком в семье.

Так пролетело 2,5 года. Дети подрастали, учились. Старшие окончили школу и начали осваивать профессии: Сергей — автомеханика, Аня — модельера, Карина — повара.

И снова судьба послала семье Иваненко приемную дочь, хотя уже далеко не ребенка. Лене было 16 лет, когда она пришла к Вере и Филиппу. Не найдя общий язык с первой приемной семьей, в которой прожила 6 лет, она обратилась к знакомым в поисках нового пристанища. Его она обрела в доме Иваненко. Но ненадолго.

— Когда Лена жила у нас, мы вместе с ней навещали ее маму, которая в заключении родила дочку-малютку Альбину. После освобождения женщину с ребенком поместили в реабилитационный центр, но жить по распорядку ей было не по нраву. Через неделю она ушла оттуда с грудным ребенком. Женщина вела кочевой образ жизни — там поживет, здесь перебьется. Так и таскала ребенка за собой повсюду. Когда мы стали искать малышку, обнаружили ее у очередных «знакомых». Годовалая девочка грызла сырую картофелину в кожуре, — рассказывает Вера Валерьевна.

Малышку забрали сразу же и стали собирать документы на опеку. Родная мать с легкостью написала отказ от дочки. Сегодня Альбине 7 лет, это цветущая, здоровая девочка, которой жизнь подарила шанс на нормальную жизнь.

А Лена, едва ей исполнилось 18 лет, поспешила покинуть дом, отправившись на поиски своей судьбы. Из первой семьи она ушла, потому что хотела свободы. Так произошло и теперь.

— Когда мы взяли Альбину, она не смогла быть ей старшей сестрой, за малышкой больше помогала ухаживать Настя. Думаю, Лена была внутренне не готова к тем требованиям жизни, с которыми ей пришлось столкнуться в той семье и в нашей, — рассказывает Вера Иваненко.

И снова звонок…

А потом был звонок из органов опеки: «Вы не возьмете девочку? У нее отставание в развитии, но она обучаемая». 10-летняя Света в тот момент находилась в больнице. Вера с Филиппом поехали знакомиться. Девочка оказалась внешне похожей на их первую приемную дочь Наташу. У Светы оказался тот же диагноз, что и у Валеры, но в более легкой форме. Если справляемся с Валерой, то здесь тоже все получится, решили родители.

А через некоторое время снова позвонили из опеки: «Вы не возьмете еще одного ребенка? А лучше трех?» Однако троих семья, жившая в небольшом доме, взять не могла. Приняли только старшую Инну. Двух других детей забрала другая семья.

В прошлом году в семье появились еще три мальчика. В социальных сетях Филиппу написали неравнодушные люди: в городской больнице находятся два брата — 13-летний Сергей и 5-летний Ростислав. Мальчишки были изъяты из семьи, но из-за проблем с документами еще не переданы в интернат. Вера и Филипп занялись сбором документов, чтобы забрать детей в семью. Практически в то же время к Вере обратилась за помощью пожилая женщина, которая попросила взять своего семилетнего внука Максима. Его мать периодически уходила в запои и не занималась ребенком, а ее старший сын к 17 годам успел 4 года отсидеть в тюрьме. Похожая судьба могла постигнуть и Максима, если бы он не попал в добрые руки.

— Это был довольно сложный период в жизни семьи. Когда один ребенок приходит в семью, он привыкает к тому укладу, что сложился до него. Здесь же пришла «банда» из троих пацанов, которые пытались установить свои порядки, — вспоминает Вера Валерьевна.

Несмотря на богатый опыт семьи, с каждым ребенком все складывалось по-новому. Способный Максим оказался неусидчивым. Чтобы он сделал элементарное задание, надо было сидеть с ним рядом и следить, чтобы он не отвлекался. Но этот этап прошел, сегодня Максим учится с младшей дочерью Иваненко — Аленкой — в одном классе, уроки делают вместе, порой соревнуются, кто быстрее.

А вот с Сережей были другие проблемы. Когда его устраивали в городскую школу, мальчишка заявил, что раньше учился на 4 и 5. Когда же восстановили школьные документы, выяснилось, что по большинству предметов он не аттестован. Чтобы добиться хотя бы тройки, приходится прикладывать серьезные усилия. И эти заботы ложатся на хрупкие мамины плечи.

— Мы стараемся внушить детям, что они должны учиться, и профессия необязательно должна быть какой-то суперпрестижной, но она должна нравиться и приносить удовольствие. Пусть ты будешь не бухгалтером, а поваром, но ты должен любить свое дело, — уверена Вера Иваненко.

Дети растут, кому-то становится тесно в большой семье, и, дождавшись совершеннолетия, они покидают отчий дом, заводят свои собственные семьи. Повзрослев, не все они часто звонят родителям. Но Вера и Филипп на них не в обиде.

— Не жалко ли вам вложенных в детей сил, если, уходя из дома, они забывают о ваших наставлениях? — спрашиваю я Веру Валерьевну.

— Не жалко. Ведь бывает, что и кровные дети ведут себя не так, как хотели бы того родители. По крайней мере, теперь у наших приемных детей есть выбор, как жить. А если бы они остались в интернате или где-то на обочине жизни, такого выбора, возможно, у них бы не было. Мы просто принимаем детей такими, какие они есть, все они — личности.

Действительно, каждый делает свой выбор сам. Когда-то его сделали биологические родители, отказавшись от своих родных детей. Отец Наташи, Ани, Карины, Тани, Сергея и Валеры, которого в свое время Вера и Филипп пытались поставить на ноги, закончил свои дни на свалке. Сделала свой выбор Лена, отправившись искать вольной жизни. По ее редким сообщениям, она вроде бы замужем и недавно родила ребенка.

А Вера и Филипп не считают свою миссию оконченной. Они строят большой дом, в котором всегда найдется место для неприкаянной детской души, а уж о том, что ей найдется место в сердцах этой большой семьи, можно и не сомневаться.

Татьяна Филонова.

Фото Артура Лаутеншлегера.

29.11.2017 в 11:00