Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

На вопросы читателей отвечал начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры РА Николай Дорофеев.

Несколько месяцев назад в районе «Восход» города Майкопа реорганизовали систему вывоза бытового мусора. Контейнеры во дворах поставили на новые места, в том числе приблизили к домам. Местные жители опасаются, что это ухудшит санитарное состояние дворов. Что можно сделать в такой ситуации?

Вопросы размещения контейнеров для вывоза мусора во внутридворовых территориях регулируются СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Пункт 2.2.3 этого документа предусматривает, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. В исключительных случаях в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов, эти расстояния могут быть сокращены.

Если указанные требования нарушаются, следует обратиться за устранением нарушений закона в уполномоченный контролирующий орган — Управление Роспотребнадзора по РА.

В районе «Восход» неприглядный вид имеет территория по 7-му Переулку — возле банка, пункта полиции, различных официальных и частных заведений. Есть ли возможность привлечь владельцев этих помещений к облагораживанию прилегающей территории?

Попытки обязать владельцев помещений содержать прилегающие территории будут признаны незаконными.

Как иллюстрация к вопросу — показательный пример в судебной практике. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда России признаны противоречащими закону положения Правил благоустройства территории, действовавшие в городе Барнауле. Как постановил Верховный суд, возложение на граждан и организации обязанности содержать собственными силами территории общего пользования, прилегающие к границам их земельных участков, зданиям или сооружениям, противоречат требованиям Гражданского кодекса России и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Благоустройство таких территорий не исключается в добровольном порядке.

Почему не решается проблема с отловом беспризорных собак? В Майкопе и других населенных пунктах время от времени появляются целые стаи этих животных.

На самом деле шаги для решения проблемы предпринимаются. Соответствующие задачи возложены на Государственное бюджетное учреждение Адыгеи «Адыгейское государственное опытное охотничье хозяйство «Элота». Эта организация является исполнителем государственного задания по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая бездомных собак. В случае необходимости обращайтесь в это учреждение, контактные данные имеются на его сайте в интернете.

Каков порядок исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду?

Порядок исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Федеральным законом «Об охране окружающей среды», которым в качестве основного принципа охраны окружающей среды установлена платность природопользования.

Сама по себе плата за негативное воздействие на окружающую среду — это ежегодные платежи, направленные на возмещение ущерба природе от размещения отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Также эта плата должна стимулировать субъекты хозяйственной деятельности к снижению отрицательного воздействия на экологию.

К видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, отнесены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, размещение отходов производства и потребления. От внесения платежей освобождены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду (объекты IV категории).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Законом прямо предусмотрен порядок определения платежей. Вначале на основе данных производственного экологического контроля исчисляется платежная база, которая включает в себя объем или массу размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления, выбросов или сбросов загрязняющих веществ. Полученная величина умножается на соответствующие ставки, применяются установленные коэффициенты.

Для территорий, подлежащих особой охране, применяются дополнительные коэффициенты. Вместе с тем из суммы платы вычитаются затраты на мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные хозяйствующими субъектами.

Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится по месту нахождения стационарного источника, а плата за размещение отходов производства и потребления — по месту размещения отходов.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится один раз в год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Законодателем предусмотрена подача в этот же срок декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Внесение указанной платы не снимает необходимости осуществления мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, и ответственности за нарушения экологического законодательства.

За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду статьей 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа: на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Дмитрий Кизянов.

Фото Артура Лаутеншлегера.

Кстати

Постановлением правительства РФ от 28.06.2017 № 762 внесены изменения в некоторые акты, согласно которым органы государственного контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды могут проводить плановые проверки только по вопросам, включенным в проверочные листы. Изменения вступили в законную силу с 01.10.2017 г.

Это касается проверок в сферах государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также проверок в сферах лесного, охотничьего, пожарного, экологического и земельного надзора.

Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановых проверок всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предмет самой проверки ограничивается перечнем указанных в нем вопросов.

Сам же перечень вопросов формируется с учетом требований к субъектам хозяйственной деятельности. Речь идет о требованиях, соблюдение которых является наиболее значимым для недопущения возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

19.12.2017 в 10:35