Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артур Лаутеншлегер / САФото Артур Лаутеншлегер / СА

Сын участника Гражданской войны, воевавшего в дивизии под командованием Василия Чапаева, лучший ученик в школе Владимир Бибичев после окончания 10 класса мог пойти по стопам отца и стать юристом. Павел Тарасович, его отец, очень этого хотел. Но началась война, и Владимир в мае 1942 года был направлен из родного городка Ершов Саратовской области в Вольск, где был зачислен курсантом авиатехнической школы.

В августе 1942-го курсантов пешком из-под Саратова отправили на Сталинград. Этот марш-бросок, по словам фронтовика Владимира Бибичева, ему не забыть никогда.

Два курсанта по пути пытались бежать, их, 18-летних, охватил страх, предчувствие гибели. Ребят поймали, один был отправлен в штрафбат, а второго приговорили к расстрелу.

В расстрельную команду надо было отобрать шесть человек. Сержант выбрал пятерых и подошел к Владимиру.

— Как же я буду стрелять в своего? — разволновался юноша.

В расстреле он не участвовал.

В начале октября бойцы подразделения, в котором служил Бибичев, подошли к Сталинграду. Подразделение вошло в 13-ю гвардейскую дивизию под командованием генерала Родимцева.

— За несколько дней до боя старшина объявил банный день, — вспоминает Владимир Павлович. — А мороз был примерно 30—35 градусов, так что баня — это оказалось такое блаженство!

После бани им выдали новые теплые вещи, по две пары портянок, валенки, ушанки, тулупы и белые маскировочные костюмы. Каждому налили по 100 граммов спирта и подняли из балки. Было приказано цепью залечь на снег. Опытные бойцы посоветовали прятать вещевые мешки под маскхалат. Кто не послушал, погиб в первую ночь от выстрелов снайперов.

Красноармейцы несколько суток держали позиции примерно в 150 метрах от немцев. Утром 22 января 1943 года пошли в атаку.

— Я пробежал метров пятьдесят и почувствовал, что пуля царапнула бок, затем вторая попала в левую щеку. Левую половину лица свело, а грудь залило кровью. Командир взвода махнул мне, чтоб шел назад. Я вернулся в балку, — вспоминает Владимир Бибичев.

Несколько дней он провел в медсанбате, вернулся в строй, уже когда было сломлено последнее сопротивление врага и остатки немецких сил сдались в плен.

Во время боев на Орловско-Курской дуге Владимир Бибичев был минометчиком. За выполнение воинского долга был отмечен медалью «За отвагу». Позже был назначен командиром отделения связи при штабе батальона.

В августе 1943 года он получил тяжелое ранение. Почти год провел в госпитале, перенес две сложные операции на правой ноге. Ему повезло. Ногу хотели отнять, но в это время в госпитале оперировал московский хирург. Он руководил операцией Бибичева, и ногу сохранили. Конечно, парню пришлось долго ходить на костылях, его комиссовали как инвалида войны.

После войны он окончил Саратовский юридический институт, куда ушел после первого курса Бауманского института. Понял, что математика — не его дело жизни.

Отучившись в институте, три года работал следователем прокуратуры в Литве. Потом — перевод в Грозненскую область на должность прокурора Кизлярского района. Женился, жена Раиса Иосифовна работала в райкоме комсомола. У них родились дочь и сын.

В 1955-м Владимир Павлович переехал в Краснодарский край. Был и.о. прокурора в Гулькевичах, прокурором Темрюкского района. В 1958 году решил оставить службу. В день увольнения из прокуратуры Владимира Бибичева приняли в Краснодарскую краевую коллегию адвокатов.

С 1960-х годов живет в Майкопе. Он тепло вспоминает о председателе Майкопской городской коллегии адвокатов Иване Мышине, фронтовике, который в годы войны лишился рук; о Сталике Мамие, заслуженном юристе России.

Владимир Бибичев награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За отвагу», «За воинскую доблесть». Его успехи в адвокатуре отмечены почетным званием «Заслуженный юрист России», он — почетный адвокат РА.

Мы беседовали с Владимиром Павловичем у него дома, и в это время почтальон доставила ему письмо — поздравление с 75-летием Сталинградской битвы за подписью президента России. Фронтовик был искренне рад. Он уже редко выходит из дома в свои 93 года. Но внимание к нему поддерживает, придает жизненных сил.

02.02.2018 в 11:00