Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Раскоп 10-го ульского кургана. 1982 год. Перед сидящими укрыт котел. Фото из архива Национального музея РАРаскоп 10-го ульского кургана. 1982 год. Перед сидящими укрыт котел. Фото из архива Национального музея РА

В этом году исполняется 120 лет со времени раскопок Большого Ульского кургана-святилища

Курганы и святилища с сохранившимися следами древних ритуалов стали раскапывать с конца XIX века. К чести исследователей, все найденные тогда в курганах артефакты скрупулезно были зафиксированы, но ритуальные комплексы в майкопском, ульских, келермесских и других курганах посчитали своеобразными особенностями царских захоронений. В начале 80-х годов прошлого столетия с открытием в курганах и могильниках большого количества святилищ в Адыгее археологи сосредоточили внимание на подробном их изучении.

Первые раскопки

В конце XIX века Российская Императорская археологическая комиссия получила информацию, что на юге России происходит массовое разграбление курганов. Для проведения научных раскопок комиссия направила на Кубань профессора Санкт-Петербургского университета Николая Веселовского. В 1896 году вблизи станицы Белореченской экспедиция под его руководством раскопала 56 курганов. В следующем 1897 году был исследован Большой Майкопский курган, а в 1898-м на окраине Ульского аула самый высокий из десяти — 15-метровый курган-святилище. В мировую археологическую науку он вошел как Большой Ульский курган. В том же году к западу от аула Хатажукай под началом профессора были вскрыты Чемдеж и Коласыж.

Из оставшихся девяти в Ульской группе восемь исследовал Веселовский в 1908 и 1909 гг. Тогда на десятом располагалось аульское кладбище, поэтому старейшины не позволили его трогать. Во всех курганах были обнаружены шатровые конструкции с ритуальными комплексами VI—V вв. до н. э.

В отчете Веселовского Российской Императорской археологической комиссии есть подробное описание Большого Ульского кургана. Его насыпали в два слоя: первый — до 5,35 м, второй — до 15 м. На вершине первого, на устроенной четырехугольной площадке, был сооружен шатер из вкопанных в землю деревянных столбов, бревен, плах и с крышей из камыша и травы. Как было установлено, курган разграбили еще в древности. Внутри обнаружили мало вещей: каменный жертвенник, обломки двух бронзовых котлов, панцирные пластинки, стрелы, золотую пластину с изображениями хищных птиц, терзающих оленя и тура.

В центре насыпи выявили шатер, сзади и спереди которого были вкопаны столбы-коновязи. Вокруг столбов веерообразно, а рядом с коновязями в ряд были уложены принесенные в жертву задушенные лошади. Массовое жертвоприношение более 450 лошадей — гекатомба. Необычное возведение насыпи, шатер и большое количество захороненных животных свидетельствуют, что комплекс служил одновременно святилищем и погребальным сооружением. В остальных восьми курганах Николай Веселовский зафиксировал деревянные постройки с остатками жертвоприношений.

После 70-летнего перерыва в Уляпе раскопки были продолжены. В 1981—1982 годах Кавказская археологическая экспедиция Государственного музея искусства народов Востока под руководством профессора Александра Лескова раскопала уникальные меотские святилища, а также исследовала тот десятый курган — ульский с аульским кладбищем, который в свое время не позволили раскопать Веселовскому. Были сделаны яркие открытия: найдено огромное количество ценных артефактов.

Курган-святилище

В 1982 году в первых числах июля раскопки в Уляпе начали с десятого ульского кургана. Он был приличных размеров: высота — 5,4 метра, окружность — 52 метра. Располагался в 20 метрах к востоку от сохранившейся насыпи Большого Ульского кургана.

В нартском эпосе есть история о легендарном котле. Он обладает магическим свойством и является одним из священных сосудов древности.

Разметили насыпь на траншеи и начали срезать скрепером грунт. На небольшой глубине показались скелеты аульских погребений. Их было много. Все участники экспедиции приступили к их выкапыванию. Кости аккуратно складывали в поли­этиленовые пакеты и в нескольких десятках метров к западу от кургана их закопали. При раскопках древних погребений точно так же выбираются сохранившиеся кости, останки чьих-то родственников и перезахораниваются. Это общее правило всех экспедиций.

Когда откопали все костяки, насыпь стала ниже. Скоро показалась деревянная конструкция из толстых столбов, бревен, плах, покрытых камышом и травой. Нами был выкопан четырех-гранный, пирамидальной формы шатер, храм разового использования. Сверху сооружения лежали остатки костяков 29 лошадей.

В древности курган был разграблен, поэтому внутри не обнаружили никаких драгоценностей, зато откопали самый большой бронзовый котел, когда-либо найденный археологами в Адыгее.

С южной стороны вход в шатер был закрыт плахами. Под ними лежали два массивных бронзовых навершия в виде стилизованных грифонов, похожих на найденных в Большом Ульском. В основании насыпи, на уровне древней поверхности, напротив входа откопали сложенные из речного галечника два полумесяца.

Находка 29 лошадей и двух полумесяцев наводит на мысль, что меоты могли соорудить шатер-святилище, посвященное Луне или божеству Луны. В древнеадыгском пантеоне Солнце — олицетворение жизни, а Луна символизирует смерть или потусторонний мир. Культ Луны был сильно развит. В фольклоре адыгов это небесное светило представлено широко. В честь божества Луны устраивались коллективные моления. По ее состоянию предсказывали будущее. Не следовало произносить вслух ее название по-адыгски — Мазэ.

Священный котел нартов

Огромный бронзовый котел в ульском кургане — самый большой найденный археологами в Адыгее. Он имеет цилиндрическую форму, круглое дно, внизу к нему припаян конический поддон. Диаметр котла около 90 см, высота тулова с поддоном больше метра, толщина стенок 3 см.

В античной летописи встречаются сведения о самом большом бронзовом котле скифов. Однажды их царь Арифарн решил узнать количество своего войска и распорядился, чтобы каждый воин принес одну стрелу. Царь велел из бронзовых наконечников отлить котел. По преданиям, получился огромнейший сосуд. Стрелы были весом 3—3,5 грамма.

Котел, найденный нами в десятом ульском кургане, соответствует по размерам тому древнему.

В эпосе «Нарты» есть история о таком же легендарном котле, обладающем магическим свойством и являющемся одним из священных сосудов древности. По преданиям, у нартов был котел, из которого кормился весь народ. Пока все пользовались им — жили благополучно. Сытое население благоденствовало. Однажды на совете старейшины решили, чтобы хозяином сосуда стал один человек. Тот, кто сможет вскипятить в нем воду без разведения огня. Из всех нартов только Орзамедж, размахивая мечом, накалил воздух и вскипятил воду. Пар окутал землю. В тумане ничего не было видно. Народ упрекнул богатыря. Орзамедж попросил бога, чтобы тот установил ясную погоду. На небе не стало ни туч, ни облаков — только сжигающее все Солнце. Высохли травы, деревья, исчезли реки, люди и животные погибали от жажды и голода. Опять упрекнули Орзамеджа. Пока он снова поднимался на небо и искал бога, кипящий котел ушел под землю, под пирамидальный Iуашъхьэ («курган, гора»).

Из котла, ушедшего под землю, постоянно сочится горячая вода. Как говорят люди, это бьющие из-под земли термальные и минеральные лечебные воды Адыгеи.

Как гласит нартская легенда, котел оказался под пирамидальным курганом. На самом деле деревянный шатер под 10-м ульским курганом (Iуашъхьэ), где мы обнаружили сосуд, имел вид четырехгранной пирамиды.

Рисунок Абдулаха Берсирова
Рисунок Абдулаха Берсирова
В эпосе обозначены сакральные предметы с магическими свойствами. Заговоренным оружием, управляемыми непромахивающимися стрелами побеждали противника; надев особые чувяки, ходили по воде, а шапку — становились невидимыми. Саусруко выбрал себе кожаный столик и короткую плетку. После удара плеткой о кожаный столик на нем появлялось столько еды, что можно было накормить досыта всех присутствующих.

Сакральные предметы были не только у древних адыгов. В фашистской Германии была создана организация, которая собирала такие артефакты по всему миру.

Во время Великой Отечественной войны, когда были оккупированы Кабарда и Адыгея, гитлеровцы присылали специальную группу для поисков легендарного котла. Искали в Кабарде под пирамидальными горами. Фашисты не могли знать, что курган и гора по-адыгски одно слово — Iуашъхьэ.

В 2012 году по «ТВ Центру» была показана передача о поисках легендарного котла нартов гитлеровцами в Кабарде.

Было бы хорошо вернуть такой удивительный сосуд в Адыгею. Государственный музей искусств народов Востока в Москве в состоянии изготовить копию. Хотя в мировой практике были случаи возвращения на историческую территорию увезенных артефактов.

Находки из уляпских курганов Николай Веселовский увез в Санкт-Петербург, а Александр Лесков — в Москву.

В 1998 году был принят Закон о культуре в Адыгее. По его положениям в нашей республике может работать любая экспедиция, даже зарубежная, имеющая официальное разрешение на раскопки, но они обязаны отдавать находки в фонды Национального музея РА.

Завеса тайны

Несколько лет назад под руководством доктора исторических наук, археолога Государственного музея искусств народов Востока Владимира Эрлиха была исследована оставшаяся насыпь одного из курганов в Ульской группе.

В один из дней, когда раскопки заканчивали, зазвонил мой телефон. Я отошел на несколько метров. Во время разговора заметил перед собой сухой комок, посередине которого проблескивала желтая полоска. Поднял, позвал Владимира Роальдовича — полили водой. Из раскисшей глины проявилась штампованная золотая бляшка в виде горного тура. Еще в тот день нашли два золотых предмета в сохранившемся углу деревянной конструкции.

06.02.2018 в 11:00