Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Нинель и Иван Ясенские (снимок сделан, когда Иван вернулся домой после службы в армии). Фото из архива семьи ЯсенскихНинель и Иван Ясенские (снимок сделан, когда Иван вернулся домой после службы в армии). Фото из архива семьи Ясенских

Сближает людей не только радость. В горе люди тоже помогают друг другу — чтобы выжить, преодолеть невзгоды. Об этом воспоминания Нинели Ясенской, проживавшей в поселке Яблоновском и много лет проработавшей на Адыгейском консервном комбинате.

Родом она из города Феодосии. Ее отец, кореец по национальности, по ложному доносу в жестоком 1937 году был обвинен в шпионаже в пользу Японии и расстрелян.

При приближении гитлеровцев к Крыму Нинель с матерью и сестрой была эвакуирована на еще не занятую врагом Кубань в станицу Ново-Дмитровскую. Там семья прожила зиму первого военного года. Нинель, ей было тогда 5 лет, заболела, у нее отнялись ноги. С наступлением весны девочка заново стала учиться ходить.

Весной 1942 года гитлеровцы начали тотальное наступление на южном крыле восточного фронта: на восток в сторону Сталинграда и на юго-восток в сторону Кубани и далее на Северный Кавказ. Эвакуированные семьи опять пришлось переселять. Семья Нинель оказалась в станице Григорьевской.

В конце ноября 1942 года оккупанты и их пособники полицаи согнали всех жителей станиц Григорьевской, Ставропольской и Ново-Дмитровской, а это были старики, женщины и дети, построили в колонну и погнали в неизвестном направлении. Едва ходившую девочку вели под руки мать и сестра. Враги предупредили: если кто отстанет от колонны, будет немедленно расстрелян.

Немцы боялись партизан, всячески стремились лишить их поддержки местного населения. Именно в этих целях враги согнали с родных мест жителей трех станиц, подожгли станичные постройки. Недалеко от аула Афипсип враги приказали согнанным с родных мест станичникам разойтись. Люди пошли в адыгейские аулы: кто в Афипсип, кто в Панахес, кто в Псейтук.

Семью Нинель приютила адыгейская семья. Добрая бабушка Сара накормила, отогрела беженцев. Так и прожили в адыгейской семье, пока наши войска не изгнали захватчиков из аула. Было это 18 февраля 1943 года.

После освобождения аула от врага все местные жители разошлись по своим станицам. А эвакуированным из других мест, в том числе и семье Нинель, идти было некуда. Решили двигаться пешком в районный центр — аул Тахтамукай. Зашли в райком партии. Там с большим вниманием отнеслись к семье беженцев. Позвонили директору кормосовхоза Краснодарского мясокомбината и попросили приютить их.

В совхозе, как вспоминает Нинель Семеновна, им нашли комнатку, поставили на продовольственное обеспечение. Постепенно Нинель выздоровела. Она нашла свое личное счастье, выйдя замуж за известного в Адыгее и на Кубани звеньевого рисоводческого звена Ивана Ясенского.

15.02.2018 в 15:41