Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Аркадия КирносаФото Аркадия Кирноса

В преддверии большой даты «СА» побывала в гостях у легендарного Амина Туова — одного из двух ныне живущих освободителей Адыгеи, партизана и ветерана двух войн.

Когда началась война

Каждая встреча с Амином Туовым — это удовольствие от общения с уникальной личностью. Всякий раз удивляешься его мудрости и кругозору. Как глубоко он разбирается в самых разных сферах жизни и интересуется всем, что происходит в стране. К слову, уже в мирное время Амин Шумафович первым из жителей Адыгеи окончил философский факультет МГУ им.Ломоносова. Высокий уровень образованности и природной интеллигентности ощущается в каждом слове, в каждом взгляде этого человека. В сентябре Амину Шумафовичу исполнится 94, но память у него отменная.

Он прекрасно помнит свое беззаботное детство, которое прошло в ауле Мамхег Шовгеновского района.

— Мой отец был образованным человеком. Окончил педагогический институт во Владикавказе. В этот город мы вскоре и переехали, там я пошел в первый класс. Отца довольно часто переводили с одной работы на другую. Такие, как он, специалисты, преданные своему делу, были очень востребованы. К моей радости, спустя некоторое время наша семья все же вернулась в Мамхег, где жили мои друзья детства.

Отец Амина вначале преподавал в аульской школе, затем стал ее директором. Находясь на этом посту, он добился, чтобы в ауле вместо старой была построена новая школа. В ней и сейчас учится аульская детвора, а на входе в здание школы установлена мемориальная доска в честь отца Амина Туова — Шумафа.

— В 1941 году я окончил девятый класс и, как и многие мои друзья, мечтал о дальнейшей учебе. Но все наши планы разрушила война… — вспоминает Амин Туов.

Сотрудники военкомата, выпроваживая нас из кабинета, грозились впредь закрывать двери на засов.

Многие его одноклассники, а в аульской школе учились и ребята постарше, ушли на фронт. Как же им завидовали те мальчишки, кто по возрасту не попадал под воинский призыв, хотя они и оби­вали порог военкомата с единственной просьбой отправить их на фронт — сражаться с фашистами!

— До смешного доходило. Сотрудники военкомата, в очередной раз выпроваживая нас из кабинета, грозились впредь закрывать двери на засов, — говорит Амин Туов. — Нами, подростками, двигало чувство патриотизма, ненависти к врагу… Когда в аул стали приходить похоронки, мы были готовы пешком отправиться на фронт…

Чтобы помогать семье и стране в целом, ребята работали грузчиками на железнодорожной станции «Кошехабль» — разгружали вагоны. Это была довольно тяжелая работа для подростков, но делать ее было больше некому, потому что почти все мужчины ушли на фронт.

В истребительном батальоне

Сегодня трудно поверить, что его, худенького семнадцатилетнего паренька, зачислили в Кошехабльский истребительный батальон, бойцы которого вели борьбу с фашистскими диверсантами и лазутчиками.

— Наш отряд находился в Махошевских лесах. Группу возглавлял один из начальников отдела УНКВД по Краснодарскому краю Сологуб. Чекист объяснил, какие задачи ставятся перед нами. Руководителем отряда вскоре назначили сотрудника аппарата УНКВД края Кравченко, — вспоминает Амин Туов. — Он повел нашу группу в колхоз аула Ходзь. Нам выдали коней. На следующую ночь мы расположились в небольшом лесочке на берегу Лабы, где и устроили засаду на членов банды, которая терроризировала весь аул. Бандиты безнаказанно грабили местное население. В ходе боевой операции нам удалось захватить одного из бандитов — он оказался дезертиром из Красной армии. Это и было мое боевое крещение.

Возвращаясь с задания, группа была вынуждена вернуться в лес, так как в соседнюю станицу Курганинскую уже вошли немцы. Глубокой ночью члены группы отправились в станицу Ярославскую, затем, уже на рассвете, — в Махошевскую, где и присоединились к партизанскому отряду. Возле села Новопрохладного находился Кошехабльский партизанский отряд во главе с Федором Савинковым и комиссаром Сергеем Куцевым. Замкомандира отряда был Хасан Меретуков. Отступающие части Красной армии снабдили партизан оружием и боеприпасами. В прифронтовой полосе находились и краснодарские партизанские отряды.

Фото Аркадия Кирноса
Фото Аркадия Кирноса
— Среди боевых эпизодов нашего отряда одной из серьезных можно назвать операцию в районе станицы Баракаевской, — говорит ветеран. — По данным нашей разведки, в станицу вошел немецкий обоз, чтобы вывезти продовольствие. Партизаны устроили в лесу засаду. Немцев было человек семьдесят, но нас это не испугало. Мы открыли огонь, уничтожив при этом немало фрицев. После удачного завершения операции партизанским отрядам были даны различные задания. Нам приказали пре­градить дорогу и не дать пройти румынам в сторону Кошехабля, чтобы соединиться с фашистами. Мы нанесли им существенный урон, а войсковое подразделение Красной армии, что шло следом за нами, окончательно расправилось с румынским отрядом.

Боевые заслуги

Амин Туов хорошо запомнил дату 30 января 1943 года, так как в этот день он перешел из партизанского отряда в Красную армию. Его зачислили в знаменитый стрелковый полк, который защищал Брестскую крепость. С июля 1944-го по май 1945 года Амин Туов был командиром стрелкового взвода 333-го стрелкового полка 6-й стрелковой дивизии 53-й, затем — 64-й армии 2-го Украинского фронта, после этого — помощником начальника штаба 84-го стрелкового полка 6-й стрелковой дивизии. Был контужен и дважды ранен на территории Румынии, вторично — возле города Клуж-Напока в Трансильвании.

— Войну с Германией я закончил в Праге, где и встретил День Победы. Но на Дальнем Востоке существовал еще один очаг войны — с империалистической Японией. Туда была переброшена войсковая часть, где я проходил службу. 3 сентября Япония капитулировала, и уже второй по счету день победы — на этот раз над Японией, я встретил недалеко от Порт-Артура.

За боевые заслуги Амин Туов был награжден орденом Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа», «Партизану Великой Отечественной войны» 2 степени, «За взятие Будапешта», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Амин Туов имеет благодарность от Верховного Главнокомандующего — за отличные боевые действия в районе Карпатских гор, освобождение города Волен, взятие города Будапешта, за форсирование реки Тиссы.

Вот что можно прочитать в наградном листе Амина Туова: «В бою за населенный пункт Велико-Павловице (Чехословакия) лейтенант Туов, заменив выбывшего из строя командира, возглавил роту, и бойцы ворвались в населенный пункт, овладели им, захватили при этом пушку, автомашину, две повозки с различным военным имуществом и боеприпасами противника. В этом бою он лично уничтожил пять немецких солдат, двоих — взял в плен.

Уже столько лет прошло, а мне все снятся война, мои фронтовые товарищи… И не верится, что мы, молодые ребята, одержали победу над таким серьезным противником.

Спустя два дня, уже в бою за населенный пункт Немчице (Чехословакия) со своим взводом он отрезал пути отхода противнику и не дал возможности ему эвакуировать из села подбитый танк. В ходе ожесточенного боя было захвачено в плен 16 немецких солдат… Командир 333-го стрелкового полка подполковник Куракин, 1 мая 1945 года».

Мирная жизнь

После демобилизации Амин Туов работал секретарем Кошехабльского РК ВЛКСМ. За хорошую работу он как перспективный комсомольский лидер был направлен Краснодарским крайкомом и Адыгейским обкомом ВЛКСМ на учебу в Москву, где с 1948 по 1950 год учился в Центральной комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ.

— Мы, молодежь, ушедшие на фронт семнадцати-восемнадцатилетними, вернувшись к мирной жизни, старались наверстать упущенное время. С большой охотой учились, трудились с полной самоотдачей, — говорит Амин Туов.

Он получил прекрасное образование, окончив философский факультет МГУ имени Ломоносова. Был избран заместителем председателя Кошехабльского райисполкома, заведовал кабинетом марксизма-ленинизма, одновременно преподавал историю и философию в Адыгейском педагогическом институте.

С 1954 по 1962 год работал ответственным секретарем Адыгейской областной организации общества «Знание». С 1962 года до выхода на заслуженный отдых Амин Туов был проректором Адыгейского государственного пединститута по заочному обуче­нию, одновременно преподавал философию в вечернем университете марксизма-ленинизма при Майкопском горкоме КПСС.

Амин Туов за трудовую доблесть награжден медалью «Слава Адыгеи», имеет высокое звание «Заслуженный работник высшей школы Адыгеи». Он награжден Почетной грамотой Госсовета-Хасэ РА, знаком «Отличник просвещения» Министерства просвещения РСФСР, знаком «За успехи в высшей школе» Министерства высшего образования СССР.

— Уже столько лет прошло, а мне все снится война, снятся мои фронтовые товарищи, — говорит Амин Туов. — Наверное, так уж устроен человек, что прошлое никак не отпускает. Когда ты молод, в жизненной круговерти тебе бывает особо и некогда предаваться воспоминаниям, а когда тебе уже за девяносто, как в моем случае, часто и явственно вспоминается именно то, что происходило в детстве, юности… А уж война — тем более! О ней никогда не забудешь. В прекрасной песне «День Победы» есть такие слова: «Когда-нибудь мы вспомним это, и не поверится самим…» Вот так и в моем случае — вспоминаю фронтовые будни, и даже не верится, что мы, молодые восемнадцатилетние ребята — бойцы и командиры чуть постарше нас — одержали победу над таким серьезным противником со всем его оснащением и вооружением. Но иначе и быть не могло, ведь мы, не жалея жизни, героически защищали свое Отечество.

Несмотря на все испытания, уготовленные судьбой, Амин Шумафович считает себя везучим и очень счастливым человеком. Ведь у него всегда был надежный тыл. С супругой Зуриет в декабре прошлого года они отметили 60-летие совместной жизни. У четы Туовых трое детей, пятеро внуков и один правнук. Одну из внучек в честь дедушки назвали Аминой. Она студентка юридического факультета Пекинского университета. Истинное счастье человека — в служении своей родине, народу, семье, считает Амин Туов. А его жизнь — яркий пример того, что слова этого девиза не расходятся с делом.

Справка

Оккупация Адыгеи длилась с августа 1942-го по февраль 1943 года. Освобождение территории региона от фашистов осуществлялось в ходе наступательной операции Черноморской группы войск и началось в январе 1943 года. 18 февраля 1943 года войска Красной армии освободили Тахтамукайский район, аулы Афипсип и Псейтук. Этот день считается днем окончательного освобождения Адыгеи. На фронт в годы войны из Адыгеи было призвано 80 тысяч человек, из них более 33 тысяч погибли.

19.02.2018 в 10:22
Возрастная категория материалов: 16+