В Адыгее открылся клуб «Объятия» — для семей с приемными детьми

Клуб «Объятия» создан на базе городского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Задачи клуба педагоги-психологи видят в успешной адаптации приемного ребенка в семье, профилактике вторичного сиротства, обмене опытом между приемными родителями.
В первой встрече членов клуба приняли участие приемные семьи Майкопа, специалисты органов опеки, городского комитета по образованию, представители Шовгеновской школы-интерната, уполномоченный по правам ребенка в Адыгее.
Несмотря на то что ситуация с проблемой сиротства в республике намного лучше, чем в целом по стране, ежегодно в Адыгее выявляется около 100 детей, оставшихся без попечения родителей. Только в Майкопе в прошлом году было выявлено 94 ребенка из данной категории, все они были устроены в семьи — причем большая часть на условиях безвозмездной опеки. Однако есть и случаи вторичного сиротства, когда уже приемные семьи не справляются с ребенком и возвращают его в интернатное учреждение.
Как рассказала методист Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Наталья Громова, в столице республики в прошлом году зафиксировано 4 таких случая. При этом дети прожили в семьях несколько лет. Некоторые ребята были приняты в семью еще маленькими и уже не помнят другой жизни. Как правило, кризис случается, когда дети входят в подростковый период, считающийся в психологии переходным. Они словно проверяют родителей на прочность, и приемные мамы и папы не могут справиться с ситуацией в одиночку. Необходима квалифицированная помощь педагогов и психологов, оказать которую обещают в семейном клубе «Объятия».
Проблемы, возникающие в семье, когда ребенок входит в подростковый возраст, знакомы приемным родителям не понаслышке. И дело не только в особенностях поведения, присущих этому возрасту. Приемные дети часто не имеют особых успехов в обучении. Это обусловлено рядом объективных факторов, в том числе особенностями психического развития. И к окончанию 9 класса встает закономерный вопрос — а что дальше? Программу 10-11 классов с государственной итоговой аттестацией в форме единого госэкзамена эти дети не потянут. Выход — поступать в учреждения среднего профессионального образования. Но и здесь проблема. Льготы при поступлении детям из категории сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отменены. А пройти конкурс на основе баллов школьного аттестата у этих ребят вряд ли получится.
— Средний балл по аттестату у моей приемной дочери был 4,0. Вроде бы неплохо. Но поступить на бюджетной основе в колледжи Адыгеи, где проходной балл 4,2, мы не смогли. А если поступать на договорной основе, ребенок сразу теряет все положенные ему социальные выплаты, — делится приемная мама Анна Черкашина.
Отправлять детей в другой муниципалитет или регион родители боятся, предпочитая, чтобы их дети еще некоторое время оставались «под крылом».
— Часто нам говорят, что опекаемые нами дети уже не сироты, ведь у них есть приемные родители. Да, это так, но они не как все, — говорит приемная мама Любовь Леденцова. — При поддержке родителей дети смогут достичь хоть каких-то результатов, а вдали от них — потерять все достижения.
Уполномоченный по правам ребенка в Адыгее Александр Ивашин подтверждает: четкого алгоритма действий для такой категории детей на сегодня государством не выработано.
— Квалифицированные рабочие и специалисты всегда востребованы на рынке труда. Но государство не заинтересовано тратить средства на обучение детей, которые по выходе из учебного учреждения могут и не работать по данному направлению. Не единичны случаи, когда дети из категории сирот по достижении совершеннолетия забирали свои документы из ссуза и уходили, что называется, на «вольные хлеба», — отметил Александр Ивашин.
Проблемой трудоустройства озабочены и в Шовгеновском районе, где проживают 50 приемных семей. Куда пойдут дети этих семей по окончании школы? Очевидно, необходимо решение проблемы на уровне государства, взаимодействие нескольких ведомств — министерств образования, труда и социального развития, центров занятости населения.