Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артура ЛаутеншлегераФото Артура Лаутеншлегера

Адыгею посетил Джаник Файзиев — российский режиссер кино и телевидения, продюсер, сценарист, генеральный директор Киностудии КИТ. Его визит прошел в рамках образовательного проекта — дискуссионные студенческие клубы «Диалог на равных».

В Адыгее диалог прошел на базе Майкопского государственного технологического университета. Джаника Файзиева приветствовали Государственный советник Адыгеи, президент МГТУ Аслан Тхакушинов, ректор университета Саида Куижева и народный писатель Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии Исхак Машбаш. Они рассказали гостю о гостеприимной земле адыгов и талантливой молодежи республики.

Именно со студенческой молодежью на равных пообщался известный российский режиссер. Ведь цель проекта, проводимого по инициативе Федерального агентства по делам молодежи, — показать на примере успешных и известных людей, что современная Россия — это страна возможностей, где можно добиться успеха в любой сфере и в любом регионе независимо от места рождения и социального статуса молодого человека.

Темой выступления российского режиссера стала «Киноиндустрия в России 2018 года». Но, конечно, диалог со студентами вышел за эти рамки. Представляем вашему вниманию наиболее интересные высказывания Джаника Файзиева.


Молодые люди должны быть дерзкими. Это единственный способ пробиться в жизни.


О профессионалах

«Диалог на равных» — не придуманная вещь. Мне удалось понять за много лет моей жизни и работы то, что авторитетов не бывает. Как только вы выстраиваете авторитетную линейку, невольно оказываетесь в плену каких-то существовавших до вас заблуждений.

Я ненавижу слово «профессионал», потому что в моей жизни профессионалы были теми людьми, которые рассказывали мне, почему у меня не получится. Первые годы моей жизни и начало работы сопровождались тем, что я встречался с людьми, которые считались наставниками, имели опыт в работе гораздо больше, чем у меня, молодого человека. И они мне все время объясняли, что так делать нельзя: «Так никто не делает, так не получится».

Однажды меня вызвали на большое производственное собрание по поводу моей самой первой в жизни картины, и все начальники цехов стали распекать: «Так же никто не делает». Я вышел и сказал: «Позовите на сцену этого Никто, и пусть скажет, почему он так не делает и почему я этого делать не должен». Я разозлил всех, но все смирились.

Как только молодой человек ставит себе границы, говорит себе: «Я этого не достигну, я туда не поднимусь, потому что…» — начинается неправда и неправильность. Молодые люди должны быть дерзкими. Это единственный способ пробиться в жизни. Приведу такой пример. Каждая собака, независимо от породы и родословной, в 11 месяцев делает попытку укусить хозяина. Это генетически заложено — необходимость пробиться по иерархической лестнице внутри своей стаи наверх.

Это касается и нас с вами: если мы не попытаемся рвануть, нас никто никуда не пустит. Этот же механизм продолжается всю оставшуюся жизнь. Для того, чтобы ракете выйти на новую орбиту, ей нужно придать мощное ускорение. Вот это ускорение в жизни, этот рывок вы должны делать на каждом новом этапе своей жизни.

В музее президента МГТУ Аслана Тхакушинова. Фото Артура Лаутеншлегера
В музее президента МГТУ Аслана Тхакушинова. Фото Артура Лаутеншлегера

О российском кино

Советская индустрия кино была второй по статье дохода индустрией в стране. После перестройки все развалилось. Причем развалилось до такой степени, что, когда в 1997 году на «Мосфильме» мы начали снимать «Старые песни о главном», там бегали кошки и собаки и ветер гонял газеты. Началом рождения российской киноиндустрии можно считать начало 2000-х. В 2002 году вышел фильм «72 метра», и он собрал в прокате какие-то вменяемые деньги. Вдруг стало понятно, что людям по-прежнему интересно ходить в кино. Дальше появились фильмы «Ночной дозор», «Турецкий гамбит». Все заговорили о том, что начался бум кино. Сегодня можно смело говорить, что российское кино в отечественном прокате занимает более 30 процентов.

Когда вы приходите в кинотеатр, покупаете билет, разницы в цене нет — на российский фильм вы пришли или на иностранный. А в производстве этих фильмов есть гигантская разница, потому что иностранный фильм, который доходит до нас с вами, стоит 200 с лишним миллионов долларов. И на раскрутку этого фильма зачастую потрачена такая же сумма. На производство российского фильма потрачена сумма в сто раз меньше. Тем не менее мы продаем 30 процентов рынка. Я считаю, что это грандиозное завоевание для индустрии, которой не было еще 18 лет назад. Сегодня киноиндустрия — одна из самых развивающихся в стране. Вы не назовете мне практически ни одной отрасли, которая не участвует в производстве кино, ни одной профессии, которая так или иначе не участвует в кино. Так же, как и футбольная команда — квинтэссенция спортивного здоровья страны, так и кинематограф — это квинтэссенция индустриального здоровья страны.

О рецензиях и отзывах в Инстаграме

Последние несколько лет уровень отечественных фильмов сильно вырос. Они стали более упругими, более понятными, стало меньше ляпов, повысился и технический уровень, и творческий. Стало интереснее смотреть кино. Особенно в этом году случился мощный прорыв. И главное, благодаря Инстаграму появилась возможность мониторить мнение простых людей. Я вам искренне советую — никогда не читайте рецензии на фильм. Их пишут несчастные люди с профессиональной деформацией, они садятся смотреть кино с мыслями о том, какое у них будет мнение о нем. А кино надо смотреть сердцем. Кино как любовь: думай не думай, все равно — либо башку снесет, либо не снесет. Если вам интересно понять свое мнение, набирайте хештег с названием фильма в Инстаграме. Как правило, мнение ваших друзей и вашего окружения предельно искреннее.

Благодаря Инстаграму стало понятно, что люди думают, посмотрев кино. И неожиданным образом количество позитивных откликов о фильме стало невообразимо большим. Когда человек хочет поругать, словарный запас у него как у Шекспира, а когда человек испытал катарсис, получил удовольствие — единственное, что он может сказать: «Хорошее кино, спасибо», и уходит. Не читайте рецензии в интернете, читайте хештеги в Инстаграме. Не смотрите оценки фильмов, они никогда не бывают объективными.


«Диалог на равных» — не придуманная вещь. Мне удалось понять за много лет моей жизни и работы то, что авторитетов не бывает.


О голливудском кино

Я не считаю, что попытки делать кино «как в Голливуде» являются ущербными или унизительными. Мы не можем, к примеру, делать автомобили объективно лучше, если мы их начали делать на 50 лет позже. Чудес в индустрии не бывает. Почему-то, когда художники учатся на примерах своих предшественников, мы считаем это нормальным, а когда индустрия, которой вчера не было, начинает подражать лучшим образцам, мы считаем это унизительным. Они раньше нас это начали делать, и у них не прерывалась связь времен. У них не прерывалась связь с аудиторией. Наше советское кино формировалось под чудовищным идеологическим прессом. И случилось самое ужасное: наступил момент, когда идеология победила необходимость слышать и чувствовать мнение аудитории. Мы делаем продукт для потребителя. А кино — это продукт, и я на этом настаиваю. И зрителю все равно, успели мы подготовить нужных специалистов для индустрии или нет. Они хотят получить качественный продукт.

От чего «срывает башню»?

Я, конечно, хожу в кино на все значимые премьеры. Я очень дорожу тем «маленьким Джаником» (как я это называю), который у меня в сердце и смотрит кино. Я очень дорожу непосредственностью его восприятия и пока, как мне кажется, сохранил его. Я умею затыкать рот этому бородатому дядьке, который говорит: «Да ладно! Надо было не так сделать». А маленький Джаник подпрыгивает и кричит: «Круто! Круто! Круто! Весело! Весело! Весело!» И да, мне срывает башню. Мне сорвало башню после просмотра «Салют -7», «Движение вверх». Да, я стараюсь смотреть новое кино, быть в курсе и прежде всего оставаться зрителем — и зрителем искренним и благодарным.

За что я люблю кино

За возможность на несколько секунд почувствовать себя богом. Сначала нет ничего, потом появляются двое (актеры. — Прим. авт.), потом между ними что-то возникает. Это волшебство, которое растет и множится, становится завораживающим. Или не становится, и тогда тебе как режиссеру конец.

06.03.2018 в 10:27
Возрастная категория материалов: 16+