Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артура ЛаутеншлегераФото Артура Лаутеншлегера

Традиционно мужской всегда считалась профессия военнослужащего. Но сегодня в Российской армии уже достаточно давно наравне с мужчинами несут воинскую службу и отдают свой долг Отечеству представительницы прекрасной половины человечества. О том, как проходит воинская служба, «СА» рассказала прапорщик учебной авиационной базы 2-го разряда города Майкопа Татьяна Андреева.

Мне бы в небо

Татьяна родилась в семье военного летчика Анатолия Скворцова. Ее отец, будучи студентом 3 курса Донецкого медицинского института, серьезно «заболел» небом, стал посещать местный ДОСААФ, летные курсы.

— Его родители, конечно же, были категорически против, чтобы он бросил учебу в мединституте и стал летчиком, — рассказывает Татьяна. — Но у отца был твердый характер, он никого не слушал, поступил в летное училище. Он так объяснил свой поступок: «Я влюбился в небо и уже не представлял свою жизнь без него. Для человека очень важно полюбить свою профессию. Из меня бы получился никудышный врач, без особого стремления и старания. Лучше уж я стану хорошим летчиком! Да и фамилия у меня как раз из орнитологии — Скворцов!»

И он им стал. Более пятнадцати лет он отлетал на учебно-тренировочном самолете Л-39, зарекомендовал себя прекрасным летчиком и был приглашен на преподавательскую должность в Армавирское высшее военное летное училище. Выпускники тех лет с уважением вспоминают летчика-инструктора Анатолия Скворцова.

Его умение в каждом из курсантов «разбудить» классного летчика высоко ценили и руководство училища, и преподавательский состав.

— Не секрет, что после первых же тренировочных полетов шло отчисление тех курсантов, кто не мог преодолеть страх, боялся неба, — вспоминает Татьяна. — У отца в отряде таких случаев практически не было, он со всеми курсантами щедро делился своей безграничной любовью к небу.

Как летчик-инструктор он выезжал на разбор ЧП, которые случались в летных полках, и очень переживал, когда гибли летчики. В такие минуты мы старались к отцу не обращаться… Помню, мне было лет пять, я подошла к нему и увидела слезы в его глазах. Он тогда сказал: «Летчики не гибнут, они становятся звездами…»

Конечно же, Анатолий Скворцов хотел, чтобы у него был сын, которому можно было бы передать свою любовь к небу, полетам, но родились дочери. Младшую, Татьяну, он часто брал с собой на работу, в летное училище. Так что детство ее прошло в учебных классах, за штурвалом макета-самолета.


У нас все должно быть по уставу, никаких причесок и локонов.


Путь в профессию

— Мама была этим недовольна. Говорила, что девочке нужно думать о женских профессиях, а не о небе, не о воинской службе, — вспоминает Татьяна. — В то время было не принято, чтобы девушки поступали учиться в летные училища, а жаль. Я бы с удовольствием продолжила династию летчиков…

Для Татьяны ее отец был всегда ярким примером настоящего российского офицера, преданного своему делу, прекрасного семьянина, опытного наставника для курсантов, заботливого отца… Он не представлял ни дня без любимой работы. Уже выйдя в отставку, он продолжал обучать в учебных классах курсантов. Все боялся, что не успеет научить их полюбить небо… Руководство летного училища ценило его огромный преподавательский опыт, и он продолжал учить курсантов до 72 лет.

Татьяна же окончила Армавирский машиностроительный техникум и Камышинский техникум потребкооперации, затем — Волгоградский технологический университет. А в 2003 году, подписав контракт, стала военнослужащей в 1-м Гвардейском бомбардировочном полку, который дислоцировался в селе Лебяжьем Волгоградской области. Кстати, на базе именно этого полка снимался кинофильм «В бой идут одни старики».

— Я к тому времени уже была замужем за офицером. Иного места работы в небольшом поселке попросту не было, вот и пошла на воинскую службу, — говорит Татьяна. — Когда об этом рассказала отцу, он посмеялся: «Мы, Скворцовы, без неба не можем, пусть радисткой, телефонисткой, но и ты причастна к жизни летного полка».

Служба военных связистов незаменима для армии, именно благодаря их работе руководство отдельного воинского соединения своевременно получает всю оперативную информацию, распоряжения от командных центров, штабов.

Воинская дисциплина

Когда их полк расформировали, Татьяна и ее супруг переехали в Майкоп, где продолжили службу в летном полку.

— В настоящее время мой муж — заместитель начальника штаба по службе войск и безопасности военной службы, майор, а я — прапорщик. Несу службу в батальоне связи и радиотехнического обеспечения, — рассказывает Андреева. — Это на службе муж — старший по званию и я соблюдаю субординацию, а дома мы на равных. Он, когда я на дежурстве, так же готовит обед, моет посуду, выносит мусор. Воинская служба предполагает и круглосуточные дежурства, и выезды «по тревоге», поэтому и наш сын с самого детства приучен к дисциплине и порядку. Он рос очень самостоятельным мальчиком. Всегда знал: если маму и папу вызвали на службу «по тревоге», значит, надо самому лечь спать, утром проснуться, позавтракать и отправляться в школу.

Знакомые, приятели, у которых гражданские профессии, даже удивлялись и по-доброму завидовали собранности и воинской дисциплине, царящей в семье Андреевых.

— Многие наши друзья ставили меня в пример своим женам, — улыбается Татьяна. — «Чего вы так долго собираетесь?! — укоряли они своих супруг перед походом в кино или театр. — Вон Татьяна через пять минут уже при параде».


Отвечаем за службу по всей строгости, без всяких скидок. Разве что на гауптвахту не сажают.


Как ни крути, воинская служба — хорошая жизненная школа. Сын Андреевых Алексей даже не представлял для себя иного предназначения, чем продолжить офицерскую династию. Он — курсант одного из Краснодарских высших военных училищ.

По уставу

Но несмотря на то, что ты военнослужащая, всегда хочется оставаться женщиной, быть красивой, обаятельной.

— У нас все должно быть по уставу, никаких причесок, локонов, огромных сережек в ушах, яркой губной помады, — улыбается Татьяна. — Но даже на воинской службе мы остаемся женщинами: естественно, прихорашиваемся, позволяем себе украшения, например небольшие, аккуратные серьги. Но их приходится перед общим построением снимать… Длинные волосы собираются в хвост или пучок и убираются под головной убор. Нас никто коротко не стрижет и налысо не бреет, как в американском фильме «Солдат Джейн».

Что касается обмундирования, то прошли те времена, когда женщинам-военнослужащим выдавалась форма на два, а то и три размера больше положенной. Теперь с этим строго: если на воинском вещевом складе не нашлось нужного размера, пошив формы происходит по индивидуальному заказу в ателье, так что весь женский состав полка одет с иголочки.

С обувью сложнее: женских туфель 35–36 размера на небольшом, высотой 3–4 см, каблучке часто не бывает на складе, тогда разрешается подобрать похожие, соответствующего образца, в обычном обувном магазине.

А в остальном служба женщин-военнослужащих практически ничем не отличается от мужской — они также заступают на дежурство и наряды.

Даже физподготовку женщины-военнослужащие ежегодно сдают наравне с мужчинами, демонстрируя свою выносливость, быстроту, силу. Нормативы у женщин немного иные — километр нужно пробежать за 5 минут 40 секунд. По нормативу за одну минуту женщине необходимо отжаться от пола 22 раза! Результаты физподготовки, что называется, налицо: практически все женщины-военнослужащие в прекрасной физической форме. Для дам постарше имеются ограничения, женщины-военнослужащие после 40-летнего возраста уже не сдают физподготовку.

— Спрашивают с нас за службу по всей строгости, без всяких скидок, — улыбается Татьяна. — Разве что на гауптвахту не сажают — не положено по уставу… При этом в армии всегда соблюдается некое негласное джентльменское соглашение: по мере возможности нас, женщин, наши коллеги-мужчины стараются уберечь от всякой опасности.

Да, физической силой дамам с мужчинами не сравниться, но что касается выносливости и стрессоустойчивости, то представительницы прекрасной половины человечества в этом смело могут дать фору даже опытным воинам. Российскую армию сегодня уже невозможно представить без прекрасного пола. Женщины-военнослужащие наравне с мужчинами вносят свой весомый вклад в создание и боеготовность Российской армии и являются ее настоящим украшением и гордостью.


Справка «СА»

На сегодняшний день в России в строю около 45 тысяч женщин, из них 4 тысячи — офицеры, свыше 8 тысяч — прапорщики и мичманы, более 32 тысяч — рядовые и сержанты. На воинскую службу с каждым годом все охотнее отправляется женская половина человечества. Только в 2016 году ряды Российской армии пополнились более чем 400 военнослужащими-женщинами.

07.03.2018 в 09:20
Возрастная категория материалов: 16+