Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото из архива АГУФото из архива АГУ

Рашид ХУНАГОВ, доктор социологических наук, профессор, и Эмилия ШЕУДЖЕН, доктор исторических наук, профессор, — диалог-размышление о традициях и преемственности в университетской жизни, о миссии педагога и психологическом климате в коллективе, об амбициях и будущем вуза.

Рашид Хунагов: Главное, на чем строится вуз, — благоприятная университетская среда, атмосфера творчества, увлеченности, что без доверия и уважения к личности, демократического управления на всех уровнях и вместе с тем ответственности в силу понимания своей особой миссии невозможно. Здесь важны преемственность, традиции, я бы даже сказал, устои. Они формировались десятилетиями, поскольку наука, образование и культура — вещи неразрывно связанные. Но конечным мерилом успешной деятельности является внутренняя культура участников процесса образования путем совместного постижения знаний в сочетании с исследовательской работой и, конечно, формирование позитивных качеств личности.

Эмилия Шеуджен: Действительно, в свом развитии, начиная с двенадцатого столетия, университеты пережили разные периоды, в том числе и демократизации. Но, как правило, всегда они были призваны выполнять важнейшую миссию — это сохранение и развитие многовекового культурного достояния человечества, передача его новым поколениям, подготовка профессиональной и интеллектуальной элиты. Особенно это важно в многонациональных регионах нашей страны, где народы имеют разные культурные традиции, недостаточно развитый опыт взаимодействия культур. Карл Ясперс сравнивал университеты с космосом, и в этом глубокий смысл: по мере проникновения в университетскую жизнь открываются все новые неизведанные пространства «университетской среды». В этом смысле ваш более чем двадцатилетней опыт руководства университетом подтверждает, как важно было держаться избранного курса, направленного на создание современного классического университета, глубокое осознание того, что решение этой задачи не только целесообразно, но и необходимо.

Рашид Хунагов: Многие считают, что ректор сегодня должен быть менеджером… Я убежден: ректор, который не бывает в студенческой аудитории, не может эффективно управлять университетом. Смысл университетской жизни реализуется в аудиториях, а не только на заседаниях ученого совета.

Эмилия Шеуджен: Опыт вашей прак­тической деятельности свидетельствует о том, что поступательное развитие университета стало возможно благодаря тому, что вам удается непостижимым образом сочетать деятельность менеджера, исследователя, преподавателя, вдохновителя многих добрых дел, организатора самых неожиданных начинаний. Кто бы мог представить, что здания университета станут не только храмами науки, современными спортивными комплексами, но и архитектурными достопримечательностями города. Причем трудности возрастали по мере приближения к цели, вы же продолжали намеченный путь спокойно, не торопясь, но, как мотогонщик, беспрерывно стремясь к задуманному.

Рашид Хунагов: Я считаю, что выше миссии педагога в обществе нет. Уважение к отношениям «педагог — ученик» у меня из детства. Мои родители были учителями в сельской школе в ауле Уляп Красногвардейского района Адыгеи. Мама часто брала меня с собой на уроки, чтобы не оставлять дома одного. Школа в селе была образовательным и культурным центром, взрослые относились к педагогам с пиететом, их авторитет был неимоверно высок.

Эмилия Шеуджен: Остается сожалеть, что подобное воспитание получили далеко не все люди, призванные руководить народным образованием. Быть может, тогда бы удалось провести менее болезненную модернизацию образовательной системы. Встречаясь с учителями, сочувствуешь их уязвимому положению: невысокие зарплаты, излишнее администрирование и другие издержки бесконечных оптимизаций и реформ. Непросто бывает выпускникам нашего университета «вписаться» в подобные отношения. Привыкшие к уважительному отношению всех сотрудников университета, начиная с ректора, они остро чувствуют потребность воссоздать эту доброжелательную обстановку сотрудничества, преодолеть зыбучие пески безразличия и непонимания.


Административный ресурс в вузе надо использовать осмотрительно. Высший пилотаж управления — это когда удается принимать такие решения, выдвигать такие идеи, которые сами по себе увлекают людей, объединяют их усилия. А наблюдать, как работает твоя идея, — истинное наслаждение.


Рашид Хунагов: Меня не устраивает, если слушают или исполняют мою волю по причине того, что я ректор. Административный ресурс в вузе надо использовать осмотрительно. Высший пилотаж управления — это когда удается принимать такие решения, выдвигать такие идеи, которые сами по себе увлекают людей, объединяют их усилия. А наблюдать, как работает твоя идея, — истинное наслаждение.

Эмилия Шеуджен: Самое занимательное, что многие годы вам приходится работать с не менее амбициозными людьми, которые всегда хотят того, что невозможно и недостижимо, но в отличие от большинства из нас вы всегда умеете материализовать свои мысли и планы. У меня сложилось впечатление, что каждый день, как Микеланджело Буонарроти, вы начинаете с молитвы: «Господи, дай, чтобы я всегда желал большего, чем могу сделать». Быть может, поэтому вы интересны студенческой молодежи.

Рашид Хунагов: В педагогическом коллективе всегда очень важна психологическая обстановка. Трудности могут как разобщать, так и объединять людей. Если удается показать, что «мы все одной крови», что каждый работает во имя образования на общую цель и на весь коллектив, тогда трудности становятся серьезной мотивацией к работе.

Эмилия Шеуджен: Вы правы, психологический настрой очень важен, но лишь немногие люди способны годами ощущать себя «на баррикадах». Большинство хотят если не очень обеспеченной, то хотя бы достойной жизни для себя и своей семьи, а иногда и простого доброго слова, благодарности, признания своей значимости. При проведении любой, даже полезной реорганизации должно учитывать негативные последствия. Важно предусматривать возможности консолидации коллектива в любой ситуации, стремясь повысить степень информативности и прогнозирования происходящих событий.

Рашид Хунагов: Мне повезло, я попал в сложившийся вуз, с традициями, установившимися еще до Великой Отечественной войны. Я увидел очень многих людей, которые работают не за деньги, а за идею. Вот это ощущение своего особого предназначения, своей образовательной высоты — этот дух жил в АГУ, живет там и сейчас. А без этого высокие образовательные задачи не реализуемы.

Эмилия Шеуджен: Да, вам действительно повезло. Вы были избраны ректором вуза, имевшего многолетние традиции, но традиции могут быть не только резервом, но и тормозом развития, как врожденная болезнь. На ваше время выпала череда принципиальных перемен: финансирование, кадры, бесконечные изменения учебных планов и главное — коммерциализация учебной и научной деятельности. Для многих эти процессы были на грани нервного срыва: казалось, под ногами разверзлась бездонная пропасть. Нашему университету повезло, что в эти годы вы были и остаетесь с нами. Я хорошо знаю, что большинство преподавателей и сотрудников, несмотря на все «но», с радостью учатся и учат студентов, гордятся нашим университетом, признают вас своим лидером. Во многом именно вы подарили возможность мечтать о будущем! А завершить наш диалог мне бы хотелось вот этими словами:

Дорогой Рашид Думаличевич! В день вашего рождения хотелось бы пожелать вам оставаться таким, какой вы есть! Вы Человек без возраста: с первокурсниками — вы молоды и глаза искрятся юным огнем; с именитыми учеными — вы средоточие новых оригинальных идей и мыслей; с коллегами — вы требовательный друг, не скупящийся дарить согревающие слова. Вы не случайно родились на взлете весны, вы — Человек Ренессанса!


Справка

Рашид Думаличевич Хунагов 22 года является ректором Адыгейского государственного университета.

В 1975 году окончил Таганрогский радиотехнический университет (ныне в составе Южного федерального университета) по специальности «Электронные приборы». В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию, получив ученую степень кандидата философских наук. В 1996 году стал доктором социологических наук, защитив диссертацию по социологии управления. В мае 1997 года Рашиду Хунагову было присвоено ученое звание профессора по кафедре философии и социологии.

Ведет активную преподавательскую деятельность. Будучи профессором кафедры философии и социологии, разработал и читает базовый курс лекций по социологии для студентов негуманитарных факультетов, ряд спецкурсов по социологии власти и социологии организаций.

В рамках научных интересов и учебно-методической деятельности Рашидом Хунаговым опубликовано более 100 научных и учебно-методических работ, в том числе 9 монографий, 12 учебных пособий, более 10 статей в научных журналах, вошедших в Перечень ВАК Минобрнауки РФ.

13.03.2018 в 10:46
Возрастная категория материалов: 16+