Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артура Лаутеншлегера / САФото Артура Лаутеншлегера / СА

19 марта — День моряка-подводника

Когда мы встретились с Владимиром Седельниковым, на лацкане его гражданского пиджака был прикреплен жетон «За дальний поход». Как сказал Владимир Александрович, три года его службы на подводной лодке К113 были серьезным испытанием для 18-летнего сибирского парня. Домой, в Новосибирскую область, в деревню Кубовая, после службы вернулся уже старшина 2-й статьи…

Радиола — с первой зарплаты

Родители Владимира, одного из четырех детей Седельниковых, поженились после войны. Отец Александр Ильич, участник ВОВ, прошел фронтовыми дорогами до Берлина. Мама Любовь Михайловна — труженик тыла, с 14 лет стояла за станком на заводе, где смена длилась по 12 часов. Вытачивала снаряды для фронта. Тут же, рядом со станком, ложилась после смены на ящики и засыпала.

Семья жила скромно, мама после войны работала бухгалтером, отец — «пилоточем» на местной мебельной фабрике (точил и ремонтировал пилы, используемые на производстве. — Прим. ред.).

В домашнем хозяйстве держали корову, птицу.

— Все грядки на огороде были наши, в том числе прополка картошки. Корм­лением домашней живности тоже мы заведовали со старшей сестрой, я же второй по старшинству. Младшие брат и сестра тоже нам по мере своих сил помогали. Еще родители с детства приобщили нас к сенокосу. А дров сколько нужно было заготавливать — 30 кубов! Старались всей семьей, — вспоминает Владимир Седельников.

Все лето дети проводили в лесу — ходили по грибы-ягоды. Успевали порыбачить на речке Барлак.


Владимир мечтал о море. Слушая рассказы своего дяди — он буквально замирал в восхищении.


В школе, как признается Владимир Александрович, он учился по-разному, тройки были, двойки иногда. А вот по физкультуре он всегда получал хорошие оценки.

Ученики Кубовской школы любили своего учителя физкультуры Ивана Ивановского. Владимир увлекся лыжным спортом и ежегодно защищал честь школы на районных соревнованиях.

Володя рано повзрослел, после восьмого класса устроился учеником на мебельную фабрику, где трудился его отец.

С первой получки купил себе телогрейку и радиолу «Сириус», с проигрывателем, спросив разрешения у мамы. До этого у них дома вещала круглая «тарелка» старого радиоприемника.

Борьба за живучесть

Владимир мечтал стать моряком. Один из братьев отца был военным моряком, и его двоюродный брат Павел — тоже. Когда Павел приезжал в гости к Седельниковым в морской форме и рассказывал о службе на Тихоокеанском флоте, Владимир буквально замирал в восхищении.

19 мая 1969 года его забрали в армию. В повестке военкомата значились заветные буквы «НК», что означало — надводные ко­раб­ли. Радостно забилось сердце у юного сибиряка.

Однако после прохождения повторной медицинской комиссии в городе Ломоносове Ленинградской области он вместе с другими новобранцами был направлен в Кронштадт, на пароме. Это, пожалуй, было его единственное надводное плавание в жизни.


В Адыгее проживают около тысячи ветеранов ВМФ России. 286 ветеранов морского флота живут в Майкопе. Среди них три участника Великой Отечественной войны — Петр Пилипенко, Владимир Пужелев и Борис Потупов.


В Кронштадте началась учеба в 3-й школе подводного плавания.

День каждого курсанта был расписан по минутам. В программе учебы были обязательные погружения в водолазном костюме. Для этого на территории школы подводников располагались специальные бассейны. Учебные отряды условно «заделывали пробоины», тушили пожары. Все это называлось «борьбой за живучесть».

Через три месяца учебы приняли присягу. Перед церемонией курсантам выдали ленточки на бескозырки (до этого ленточки были им не положены по уставу. — Прим. ред.).

Всего учеба в Кронштадте длилась полгода. Затем выпускников отправили в Мурманскую область, в поселок Оленья Губа.

— Лодка, на которой я потом служил, стояла тогда на ремонте в доке, в Мурманске. К 100-летию Ленина все брали повышенные трудовые обязательства, и докеры тоже обязались завершить ремонтные работы к 100-летию Ильича, — вспоминает моряк-подводник.

Перед юбилеем кронштадтские выпускники в составе экипажа подлодки находились в ней, несли вахту, обеспечивали пожарную безопасность.

22 апреля подлодка сошла со стапелей на ходовые испытания. Глубоководные погружения на 300 метров прошли успешно. Как и посвящение прибывших новичков в подводники. Им предстояло выпить плафон морской воды и поцеловать намазанную солидолом кувалду.

По словам Владимира Александровича, при погружении он физически не почувствовал ничего экстраординарного. Если не знать о показаниях приборов в это время, то все как обычно.

Фото flashnord.com
Фото flashnord.com

О дальнем походе, который совершила подлодка во время продолжавшейся «холодной войны» между СССР и США, к побережью Северной Америки состав экипажа заранее не был уведомлен. Хотя догадаться можно было: пресной водой и провиантом загрузились под завязку. А стоявшие на вахте у четвертого отсека были теперь вооружены автоматами. В этом отсеке находились баллистические ракеты.

Кроме того, командир по политической части дал указание — во время дальнего похода писем домой не писать и в дальнейшем о данном походе ничего не рассказывать. Только когда объявили экипажу, что пройден нулевой меридиан, рядовому составу все стало понятно.

Секрет «подводного» хлеба

За 50 суток дальнего похода, как и во время всей службы, питание для экипажа было отличным. На первое — щи и супы, на второе — часто макароны по-флотски, котлеты с гарниром. Обязательно выдавали 50 г белого сухого вина, маленькую плитку шоколада.

Каждая буханка хлеба была проспиртована. Когда его перед приемом пищи отправляли в духовой шкаф, то в духовке спирт испарялся, на выходе кок нарезал ставшие мягкими и на вкус свежими ломти.

Согласно жесткому режиму службы, на одной и той же койке (откидной) в отсеке спали в три смены. То есть Владимир спал на ней четыре часа, четыре часа бодрствовал на дежурстве, на вахте. И далее — по установленному графику и распорядку.

Седельников служил трюмным машинистом-подводником.

Перед демобилизацией Владимиру Седельникову предлагали продолжить службу. Однако он решил вернуться домой.


Командир дал указание — во время дальнего похода писем домой не писать и в дальнейшем о данном походе ничего не рассказывать. Только когда объявили экипажу, что пройден нулевой меридиан, рядовому составу все стало понятно.


Командир подводной лодки Гуськов отметил в «Служебно-политической характеристике» старшего специалиста, старшины 2-й статьи Седельникова то, что он за время прохождения службы с октября 1969-го по май 1972 года «показал себя дисциплинированным, исполнительным воином. Является классным специалистом, неоднократно поощрялся командованием корабля. Добился высокого звания «Отличник ВМФ».

Вернувшись домой, Владимир буквально на второй день познакомился со своей будущей женой, майкопчанкой Галиной. Она пришла в гости к Наталье, старшей сестре моряка-подводника.

Галина Федоровна окончила техникум деревообрабатывающей промышленности и по направлению приехала в Кубовую, трудилась на местной мебельной фабрике. В Сибири девушка с юга встретила свою судьбу.

Вскоре они поженились и в 1973-м решили переехать в Майкоп. В Адыгее родился сын Андрей, а в 1977 году — дочь Елена. Владимир и Галина Седельниковы трудились на ПМДО «Дружба».

Их дети выросли, получили хорошее образование. Сын с семьей живет сейчас за границей. 20-летний внук Владимира Александровича уже владеет несколькими языками, сейчас изучает французский.

10-летняя внучка Аня живет с мамой в Майкопе. Она в День Победы гордо несла портрет своего прадеда-фронтовика Александра Седельникова в рядах «Бессмертного полка». В мае текущего года она с дедушкой снова примет участие в этом патриотическом шествии.

Вот уже 15 лет Владимир Александрович активно участвует в работе совета ветеранов Российского флота Адыгеи.

В соцсетях он входит в группу «Оленегубцы», где общаются бывшие сослуживцы — моряки Северного флота. Недавно через социальные сети ветеран разыскал своего близкого друга, с которым служил на одном корабле, Анатолия Разуваева. Оказалось, что Анатолий сейчас проживает в Донбассе. Они переписываются, вспоминают о годах службы, о суровой красоте Заполярья.


Справка «СА»

19 марта профессиональный праздник отметят военнослужащие и гражданский персонал подводных сил Военно-морского флота России. Дата установлена Главкомом ВМФ РФ в 1996 году.

В этот день в 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей — подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первая из них — «Дельфин» — была построена на Балтийском заводе в 1904 году.

К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов нашей страны насчитывалось 212 подводных лодок. Переломным этапом в истории советского морфлота явилось внедрение на подводные лодки в 50-е годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.

Сегодня основу подводных сил ВМФ России, которые входят в триаду стратегических ядерных сил государства, составляют современные атомные стратегические и многоцелевые подводные ракетоносцы, имеющие на вооружении баллистические ракеты морского базирования и крылатые ракеты.

19.03.2018 в 10:54
Возрастная категория материалов: 16+