Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото islam.maykop.ru/svetФото islam.maykop.ru/svet

Как и другие города Северо-Кавказского региона, дореволюционный Майкоп отличался полиэтничностью. При численном преобладании русского населения в нем проживали представители многих национальностей и основных конфессий Российской империи. Национальные общины предпринимали определенные усилия по сохранению особенностей своей самобытной культуры и идентичности. В городе создавались национально-просветительные и религиозно-культурные общества и организации, учреждались национальные школы, открывались храмы и молитвенные дома.

Как свидетельствуют разнообразные исторические источники, во взаимоотношениях городских властей и национальных общин Майкопа, между выходцами из различных этноконфессиональных групп, представленных в городском социуме, неизменно преобладали веротерпимость и взаимоуважение.

Жизнь городская

Одной из религиозных общин Майкопа — не самой многочисленной, но достаточно влиятельной, оставившей приметный след в его истории, — являлась мусульманская. Начало формирования религиозной общины мусульман следует отнести к первой половине 1870-х гг. После фактического преобразования слободки Майкоп в город и одновременно уездный центр (1871 г.) в нем открывается Майкопский горский словесный суд. В этом своеобразном судебно-административном учреждении на основе норм шариата и обычного права подлежали рассмотрению семейно-имущественные, веро­исповедальные и прочие дела горцев Майкопского уезда, численность которых в этот период достигала 29 тыс. человек.

Первым кадием Горского суда был утвержден влиятельный богослов эфенди Хасан Шовгенов, занимавший эту должность в течение ряда лет. Кадий считался религиозным главой всего мусульманского населения Майкопа и Майкопского уезда (отдела). Одновременно в городе разместилось небольшое (в 10–15 человек) подразделение Майкопской горской временной милиции, набиравшееся из черкесского населения.

В том же 1871 году в Майкоп переводится учебное заведение, положившее начало развитию в городе народного образования, — Майкопская двухклассная пятилетняя горская школа. Обучались в ней преимущественно адыгские дети. Капитальные каменные строения Горского словесного суда и Горской школы были возведены и содержались на общественные средства черкесского населения Майкопского уезда.

Небольшая на первых порах община майкопских мусульман состояла в основном из горцев-служащих и мелких чиновников уездного управления, депутатов Горского словесного суда, военных, учащихся, прислуги. По официальной статистике ее численность первоначально не превышала 50 человек. Однако по мере развития города и превращения его в важный торгово-экономический и культурный центр Северо-Западного Кавказа, от которого в тесной зависимости находились и жители более 20-ти близлежащих черкесских селений, число мусульман, проживавших в Майкопе или временно пребывавших в нем, неизменно возрастало.

Так, по данным «Памятной книжки Кубанской области», уже в начале 1881 года здесь насчитывалось 95 «горцев», в т.ч. женщин (что свидетельствовало о наличии семей горожан коренной национальности), и такое же число «магометан», т.е. мусульман. Значительное число горцев прибывало в Майкоп в ярмарочные дни. Многие из них нередко задерживались в городе в силу тех или иных причин на несколько дней, останавливаясь в местных постоялых дворах или так называемых турецких гостиницах. К рубежу XIX–XX вв. в городе появляется слой мелкой и средней мусульманской торгово-промышленной буржуазии, представленный выходцами как из местного горского населения, так и татарскими и турецкими коммерсантами, а также дагестанскими горцами, занятыми главным образом изготовлением на продажу изделий традиционных кавказских ремесел.

Немаловажное значение для становления и развития общины имело наличие в городе определенной прослойки национальной интеллигенции из мусульманской среды. С Майкопом тесно связаны имена и деятельность учителя Горской школы, зачинателя адыгской научной фольклористики Паго Тамбиева, получившего в 1893 г. в Майкопском горском суде свидетельство о праве преподавания мусульманского вероучения; его коллеги, впоследствии видного общественного политического деятеля Северного Кавказа, депутата Государственной Думы от горского населения Терской области, основоположника чеченской автономии Таштемира Эльдарханова; известного в мусульманских кругах Кавказа и России публициста выходца из Осетии Ахмеда Цаликова; выдающегося адыгского педагога и просветителя Сафербия Сиюхова. Талантливые писатели и журналисты М.Б.Хаджетлаше (Ю.Ахметуков) и Ибрагим Цей, как и перечисленные выше деятели, плодотворно сотрудничали в майкопской и кавказской печати, активно участвовали в постановке и решении актуальных вопросов общественно-политической и духовно-религиозной жизни горского населения края.


Сохранившаяся до настоящего времени загадочная каменная пристройка к южной стене здания — не что иное, как наружная часть михраба.


Центр для верующих

Одной из злободневных для северокавказских городов проблем являлось обеспечение верующим-мусульманам в местах их компактного проживания специально и добротно обустроенных мест коллективных молений — мечетей, достойных их высокого предназначения.

В течение нескольких десятилетий местами отправления культа в Майкопе служили здание Горского суда, пансион Горской школы, частные дома, другие приспособленные помещения. В начале XX столетия для этих целей было передано одно из деревянных строений, принадлежавшее горцам «Черкесского подворья» (на месте нынешней «Школы искусств» №1). Но лидеры мусульманской общины, простые верующие все более остро осознавали ненормальность существующей ситуации и необходимость приобретения настоящей и постоянно действующей городской мечети, призванной стать не только культовым центром, но и важным очагом общественно-религиозной жизни мусульман Майкопа и всего отдела.

Обнародование в печати закона о свободе вероисповедания народов России и увеличение численности постоянно проживающих в Майкопе приверженцев ислама (от 114 в 1908 г. до 159 в 1913 г., по данным «Кубанского сборника») придало новый импульс этим настроениям.

В 1910 году с санкции властей и по благословению тогдашнего майкопского кадия и известного эфенди Джанхота Хаткова в центре города по ул.Садовой, рядом с домом городского головы Дмитрия Зиньковецкого, приступили к возведению здания мечети. По сведениям современников, материальные расходы на строительство и первоначальное обзаведение мечети взял на себя известный своими благодеяниями в пользу единоверцев предприниматель и меценат Лю Трахов, часто посещавший Майкоп по делам своей фирмы. Он же выделял средства на содержание имамов и других служителей. Несколько месяцев спустя, в 1911 году, городская мечеть торжественно приняла своих первых прихожан и был совершен пятничный намаз, столь много значащий в религиозной обрядности ислама и его приверженцев.

Архитектурные традиции

Во внешнем облике Майкопской мечети, в связи с отсутствием в регионе сколько-нибудь глубоких и устоявшихся историко-архитектурных традиций, можно обнаружить не слишком много черт классического мусульманского зодчества. Как и большинство других современных ей черкесских мечетей, ее архитектура представляла собой эклектичное соединение образцов гражданского строительства того времени с художественно-конструктивными элементами культовой восточной архитектуры.

Сохранившаяся часть михраба / Фото СА
Сохранившаяся часть михраба / Фото СА

Мечеть имела невысокий минарет, увенчанный полумесяцем, примыкавший к северо-западной части прямоугольного основного здания. В южной стене внутри помещения мечети была оборудована специальная углубленная ниша — михраб, который указывал на географическое месторасположение Мекки (Къыблэ). Сохранившаяся до настоящего времени загадочная каменная пристройка к южной стене здания — не что иное, как наружная часть михраба. Одновременно мечеть могла принять до 50–60 верующих. Однако нередко здесь собиралось гораздо больше людей, особенно во время пятничного намаза. Число прихожан значительно увеличится в период Первой мировой и Гражданской войн — в связи с размещением в Майкопе штабов и подразделений майкопских полков Черкесской конной дивизии.

В начале 1920-х гг. здание мечети было национализировано и перешло в распоряжение Коммунального отдела г.Майкопа. В архивных материалах можно встретить многочисленные ходатайства и прошения адыгов, мусульманской общественности и официальных структур Адыгской (Черкесской) автономной области к местным властям о возвращении населению зданий бывшей мечети, Горского суда, школы, другого недвижимого имущества «как принадлежавшего им (черкесам. — Прим. авт.) ранее».

Историческое здание Майкопской мечети сохранилось и в настоящее время. Оно входит в комплекс зданий гарнизонного Дома офицеров, числясь на балансе Министерства обороны. Будучи в весьма ветхом состоянии, оно требует срочной реставрации и, как бывшее культовое сооружение, иного отношения к себе нынешних пользователей и общественности Майкопа.


Справка «СА»

Михраб — ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Он указывает направление на Мекку и чаще всего расположен в середине стены. Михраб предназначен для того, чтобы в нем молился имам мечети, который во время молитвы должен находиться впереди остальных молящихся.

20.03.2018 в 10:52