Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артура Лаутеншлегера / САФото Артура Лаутеншлегера / СА

Не иметь возможности видеть и постоянно прислушиваться к темноте. Эти ощущения каждый день испытывает человек, лишенный зрения. Но несмотря на это, он так же, как и обычные люди, живет, радуется, грустит, чувствует, преодолевает трудности… И все же видит. Но по-своему.

Во всем мире потеря зрения считается самой тяжелой инвалидностью. Человек утрачивает возможность уверенно передвигаться, контактировать, работать, общаться. Наша задача — быть более внимательными и доброжелательными к человеку с белой тростью.

В Адыгее проживают около 1500 членов ВОС, из них более 60% — люди старшего поколения, среди них четверо участников Великой Отечественной войны. Совет ветеранов республиканской организации ВОС много лет возглавляет Анна Капралова, многие мероприятия с участием представителей старшего поколения проходят благодаря ее активной работе.

Около 100 человек в организации — люди в возрасте от 18 до 40 лет, детей и подростков, имеющих группу инвалидности по зрению, — 50.

Насущные вопросы

Руслан Нехай, председатель АРОО Всероссийского общества слепых, рассказал, что общество часто обращается за помощью к руководству Адыгеи, к представителям законодательной и исполнительной власти, к руководству муниципальных образований республики. Какие-то из проблем решаются очень быстро, другие требуют времени для разрешения. В основном власть всегда идет навстречу — и в приобретении тифлосредств (технические средства адаптации и реабилитации, предназначенные для оказания содействия слепым и слабовидящим людям в получении доступа к любым сферам деятельности, например, электронная лупа, принтер для печати шрифтом Брайля, видеоувеличители и т.д. — Прим. ред.), и в решении текущих социальных вопросов.

— Ежегодно из резервного фонда главы РА региональному отделению общества слепых оказывается материальная помощь. На выделенные деньги мы при­обретаем технические средства реабилитации, не вошедшие в федеральный перечень, а также оплачиваем поездки инвалидов в лечебно-реабилитационные учреждения, — сказал Руслан Нехай.

Он выразил благодарность главе РА Мурату Кумпилову: им было дано поручение по насущному для восовцев вопросу — приобретению специальных «говорящих» глюкометров, со звуковой функцией. Это большая поддержка незрячим, которые к тому же страдают сахарным диабетом.


После закрытия УПП ВОС инвалиды по зрению трудоустраивались у предпринимателей — делали коробки для пиццы, сшивали мешки.


Актуальный вопрос — тема занятости инвалидов по зрению. В советское время стабильно работало предприятие УПП ВОС в Майкопе. Сейчас такого предприятия нет. Но люди хотят работать.

— Восстановить работу УПП ВОС уже невозможно. Я вхожу в Общественный совет при главе РА. Вопрос о возобновлении деятельности подобного предприятия неоднократно обсуждался на уровне руководства Адыгеи. Понятно, что это требует огромных финансовых вложений. Думаю, что сегодня объединить восовцев может предприятие с надомной работой. Или предприятие по выпуску востребованной продукции, несложной в производстве, — отметил Руслан Нехай.

После закрытия УПП ВОС были предприниматели, которые давали работу. Инвалиды по зрению трудились по изготовлению коробок для пиццы, сшивали мешки. До 2009 года порядка 50 восовцев занимались данными работами. Трудоустройство на удаленном режиме, например, в качестве диспетчера, — вполне реальный вариант для того, кто действительно хочет работать. Аренда рабочего места — распространенная практика, при которой инвалид мог бы на дому заниматься трудовой деятельностью. Даже инвалид первой группы по зрению.

— Я — тотально слепой, мне в свое время привозили мини-станок на дом, и я изготавливал необходимую деталь. Однако те, кто хочет работать, вместе с тем хотят получать достойную зарплату. Того энтузиазма, что был ранее, уже нет, желающие трудоустроиться мыслят прагматично. Откровенно говоря, если зарплаты хватит, например, только на проезд, то какой смысл трудиться в ноль? Возможно, по­этому из 19 слабовидящих жителей Майкопского района хотят найти работу только трое, — рассказал Руслан Камбулетович.

Благодаря государственной программе сегодня трудоустроены люди с группой инвалидности, которая позволяет работать. Примерно 20 человек работают массажистами. Несколько восовцев трудятся грузчиками, охранниками.

В Адыгее совместно с центрами занятости было создано несколько рабочих мест с использованием компьютера. Два года назад участники госпрограммы прошли соответствующее обучение, для них была закуплена специальная оргтехника.

В обществе по-разному реагируют на присутствие человека с белой тростью. Фото Артура Лаутеншлегера / СА
В обществе по-разному реагируют на присутствие человека с белой тростью. Фото Артура Лаутеншлегера / СА

Настоящий боец

Ольга Чумакова состоит в региональной организации ВОС с 2001 года.

Она — одна из тех, кому были выданы «говорящие» глюкометры. Диабет у Оли выявили, когда ей было 12 лет. После школы она успела окончить Майкопское медицинское училище, но затем болезнь забрала у нее зрение. К тому же Ольга три раза в неделю ходит на процедуру гемодиализа, у нее отказывают почки.

Она рассказала, что хотела работать массажистом, — не получилось. Но Ольга Алексеевна — настоящий боец. Упорства в достижении цели — в трудоустройстве — ей было не занимать. Она обратилась к председателю ВОС, и тот посодействовал в поисках работы. Теперь Ольга Чумакова работает диспетчером на домашнем телефоне: удобно и работодателю, и ей самой.

Она с присущим ей оптимизмом говорит, что в обществе по-разному реагируют на присутствие человека с белой тростью.

Например, некоторые водители такси, когда она едет в бассейн городка ЦКЗ (его один раз в неделю посещает группа незрячих), порой не сразу понимают, что тотально слепому человеку нужно выйти из такси поближе ко входу в здание.

— Вам что, сложно через переход улицу перейти? — однажды спросил ее водитель.

Ольга терпеливо объяснила, почему ей действительно трудно и сложно перейти улицу там, где нет звукового предупреждения на светофоре.

Она в ходе нашего разговора поблагодарила всех, кто помогает ей жить каждый день, — медицинских работников, Министерство труда и социального развития, родную организацию общества слепых. И высказала свое мнение по поводу тифлосредств.

— Да, по программе ИПР через фонд социального страхования мы получаем тифлосредства. К сожалению, они часто оказываются устаревшими. Например, плеер или специальный телефон. Сейчас есть современные модели «говорящих» телефонов с функцией чтения книг. Поэтому более удобные и современные модели приходится приобретать самим. Мы общаемся с товарищами по ВОС, которые переехали в другие регионы России, например, в Подмосковье, в Пензенскую область. Там они получают современные тифлосредства. Уверена, лучше меньше по количеству закупить тех же современных телефонов, чем массу устаревших.


Через фонд социального страхования мы получаем тифлосредства. К сожалению, они часто оказываются устаревшими.


Жизнь не останавливается

Часто незрячие люди реализуют себя в спорте, в творчестве, активно участвуют в общественной жизни.

Многих вдохновляет Анна Косаревская — поэтесса, автор книг, лауреат литературных конкурсов и фестивалей, предприниматель, которая организовала творческую мастерскую «Волшебный фонарь». Анна объединила в мастерской инвалидов и по зрению, и с ДЦП. Для них — это и возможность заработка, и самореализация, и адаптация в обществе.

Истинным очагом культуры для восовцев всех поколений стала Адыгейская республиканская специализированная библиотека под руководством Ирины Корниенко.

Недавно здесь, во время ежегодно проводимого конкурса чтения по Брайлю, соревновались в умении быстро и грамотно читать взрослые восовцы и дети — учащиеся республиканской школы-интерната.

Ранее в системе ВОС находился народный хор «Русская песня». В 2008 году он был передан ГДК «Гигант». Но восовцы верны «Русской песне»: в составе ансамбля из 25 человек — 15 инвалидов по зрению, среди них — шесть тотально слепых.

По словам руководителя хора Светланы Орвачевой, для слабовидящих и незрячих солистов проблемой является то, что они не видят рук дирижера.

— Во время репетиций договариваемся о том, как начать петь синхронно, например, на счет раз-два-три, — разъяснила Светлана Николаевна.

Анна Косаревская объединила в мастерской «Волшебный фонарь» инвалидов по зрению и с ДЦП. Фото из архива «СА»
Анна Косаревская объединила в мастерской «Волшебный фонарь» инвалидов по зрению и с ДЦП. Фото из архива «СА»

Участники ансамбля выручают друг друга во время выходов на сцену, поклонов и уходов со сцены.

— У нас большая радость — выделены средства на пошив костюмов. В прошлом году в рамках программы «Доступная среда» уже выделялась определенная сумма на эти цели, однако ее оказалось недостаточно. Теперь доработаем до конца женские костюмы и достойно представим наш коллектив на разных культурных площадках, — говорит Светлана Орвачева.

Хор «Русская песня» участвует в мероприятиях по программе «Доступная среда», выступает на различных конкурсах и фестивалях.

Всех участников хора вдохновила их недавняя победа — третье место в финале Всероссийского хорового фестиваля. Напомним, в прошлом году фестиваль прошел в более чем 80 регионах РФ. Участие в нем приняли около 2 тысяч коллективов.

Сейчас народный хор «Русская песня» готовится к участию в фестивале «Хоровые ассамблеи», который состоится в мае текущего года в Карачаево-Черкесии.

Они очень благодарны сотрудникам республиканской специализированной библиотеки, которые, как всегда в подобных случаях, помогут: на специальной аппаратуре напечатают тексты песен брайлевским шрифтом для незрячих солистов хора.

Светлана Орвачева от имени коллектива поблагодарила директора ГДК «Гигант» Николая Николенко, который поддерживает народный хор, существенно помогает в организации поездок на фестивали.

22.03.2018 в 10:16
Возрастная категория материалов: 16+