Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Нальбий Тхакумашев стремился раскрыть новые грани и возможности каждого актера. Фото из архива «СА»Нальбий Тхакумашев стремился раскрыть новые грани и возможности каждого актера. Фото из архива «СА»

Имя заслуженного деятеля искусств РСФСР и КБАССР, народного артиста РА Нальбия Шабановича Тхакумашева было хорошо известно в театральном мире России. И последняя его постановка — «Мэдэя» К.Натхо — стала победной песней выдающегося режиссера, которому в этом году исполнилось бы 80 лет…

Нальбий Тхакумашев режиссерское образование получил в Московском ГИТИСе им.А.В.Луначарского. Поступил на актерский факультет в составе адыгейской студии. В ходе учебы на его хватку и фантазию в игровых этюдах обратил внимание художественный руководитель студии М.П.Чистяков. По его рекомендации (с согласия самого студента) приказом ректора после года обучения Нальбия Шабановича переводят на 1-й курс режиссерского факультета. Педагогами по режиссуре были М.О.Кнебель и А.Д.Попов — ученики К.С.Станиславского. Нальбий всегда вспоминал их с чувством огромной благодарности.

Начало начал

В 1962 году, будучи студентом 5 курса, Тхакумашев поставил свой первый спектакль «Дочь Гынга» по роману классика индийской литературы Р.Тагора в национальной труппе областного драматического театра им.А.Пушкина. Кроме молодых выпускников театрального института он задействовал в спектакле и актеров старшего поколения. Это был преддипломный спектакль, с которого началась его режиссерская деятельность. Постановка была принята тепло, пользовалась большим успехом.

Через некоторое время репертуар обогатили спектакли «Остров Афродиты» А.Парниса, «Любовь Софии» Р.Хубековой и Г.Хугаева, «Как закалялась сталь» Ф.Бондаренко по роману Н.Островского, «Сузан» Дж.Джагунова в постановке Нальбия Тхакумашева.

Выбор Тхакумашевым трагедии У.Шекспира «Король Лир» для дополнительного спектакля не случаен. В студенческие годы и позже он очень увлекался классической драматургией, особенно шекспировской. Многие в театре удивлялись его творческой смелости и неутомимой работоспособности. Напряженная работа увенчалась успехом, и в репертуаре появляется мощный спектакль, ставший явлением в культурной жизни Адыгеи. Позже были поставлены такие масштабные произведения из классики, как «Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега, «Хищница» О.Бальзака, заложившие прочную основу режиссерской деятельности Нальбия Тхакумашева.

В далеких городах

Имея довольно солидный творческий багаж, Нальбий отправляется в Москву на высшие режиссерские курсы ГИТИСа к известному режиссеру А.А.Гончарову. После курсов, как он сам говорил, чтобы попробовать свои силы в незнакомом коллективе, выбирает южно-сахалинский драмтеатр им.А.П.Чехова, его назначают главным режиссером. За три года деятельности Нальбий Тхакумашев поставил несколько спектаклей. Один из них — «Ярость» Е.Яновского — награжден дипломом Всесоюзного конкурса на лучший драматический спектакль. Журнал «Театр» (1970 г.) писал: «…А ведь когда назначали Тхакумашева в южно-сахалинский театр режиссером, многие сомневались — справится ли? Но вот прошло немного времени, и жизнь показала, что в этом далеком от Москвы театре творит молодой, интересный, одаренный художник».

Вскоре Тхакумашева пригласили в Министерство культуры РСФСР и предложили перейти в оренбургский областной драмтеатр им.М.Горького главным режиссером. Так оказался он в крупном театре со своими возможностями и сложившимися традициями. Довольно быстро освоился и вписался в коллектив. Работал упорно и вдохновенно, стараясь оправдать оказанное доверие.

Творческий диапазон

О широте творческого диапазона режиссера свидетельствуют спектакли, поставленные им в Оренбурге. Это «Человек со стороны» И.Дворецкого, «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина, «Интервью в Буэнос-Айресе» Г.Боровика, «Забыть Герострата» Г.Горина, «Ричард III» У.Шекспира, «Искушение» Н.Мирошниченко и другие. Спектакли принимались зрителями восторженно. С 1975 по 1980 год с этими и другими постановками театр побывал на гастролях в Петропавловске, Владивостоке, Караганде, Донецке, Ленинграде, Магнитогорске, Владикавказе, Казани, Сочи и других городах.

В Оренбурге Тхакумашев также выполнял большую общественную работу — был избран председателем правления областного отделения ВТО (СТД) России за его заботу об актерах. В театральном искусстве области он оставил яркий след. В 1977 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», свидетельствующее о больших заслугах Нальбия Тхакумашева в театральном искусстве.


Для режиссера Нальбия Тхакумашева спектакль «Мэдэя» был особенным. Пьеса Кадыра Натхо привлекла его оригинальной версией сюжета.


В творческой биографии Нальбия значится и московский драматический театр им. Гоголя, где под руководством главного режиссера он успешно поставил несколько спектаклей.

В 1982 году Нальбий Шабанович вернулся в Адыгею. За два года до этого первый секретарь Адыгейского обкома партии Н.А.Берзегов дал поручение начальнику управления культуры облисполкома Р.Х.Панешу вернуть Тхакумашева в наш театр. Летом, когда Нальбий был в отпуске у родителей в родном ауле Хакуринохабль, мы с Р.Х.Панешем (в мою бытность директором театра) приехали к нему и изложили причину нашего визита. Он поблагодарил Нуха Асланчериевича и сказал, что сейчас не может вернуться в связи с тем, что уезжает в Ленинград на курсы к режиссеру мирового уровня Г.А.Товстоногову, после чего вернется. И сдержал свое слово.

На майкопской сцене

Нальбий Тхакумашев начал работу в русской труппе с постановки шекспировской трагедии «Ричард III». Но на заглавную роль не видел подходящего актера в труппе, и пришлось пригласить из Оренбурга актера А.Багрива, игравшего эту роль.

В постановке режиссера много лет украшали репертуар спектакли «Я, конечно, человек маленький» М.Гараевой, «Рядовые» А.Дударева, «Расточитель» Н.Лескова, «Глеб Космачев» М.Шатрова, «Самоубийца» Н.Эрдмана. В них особенно проявилась его гражданская и профессионально-творческая позиция, которой он всегда придерживался.

Будучи главным режиссером Адыгейского театра, Нальбий Тхакумашев приложил много усилий к дальнейшему развитию театра, сохранению в коллективе творческой атмосферы и традиций. Стремился раскрыть новые грани и возможности каждого актера. Тому подтверждение поставленные им спектакли «Хохот со свалки» А.Дударева, «Переполох» К.Шаззо, «Одинокий всадник» Т.Керашева, «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н.Думбадзе, «Король Лир» У.Шекспира, «Приехали» М.Думанова, «Энергичные люди» В.Шукшина, «Прости меня, господи» Ч.Паранука и другие.

На театральном фестивале Северо-Кавказского региона «Сцена без границ» во Владикавказе спектакль в постановке Тхакумашева «Что тот султан, что этот…» С.Ваннуса был награжден дипломом в номинации «За оригинальность режиссерского языка». На фестивале «Кубань театральная» в Краснодаре хорошие отзывы дали спектаклю «Герострат» Г.Горина, в главной роли которого замечательно выступил народный актер РФ Мурат Кукан. Режиссер сполна использовал его необыкновенную органику и актерскую индивидуальность.

С большим вдохновением режиссер работал над трагедией «Король Лир» У.Шекспира, где исполнитель главной роли Заур Зехов сумел передать всю гамму трагических чувств, раздирающих душу короля, от коварства дочерей.

В 2002–2005 гг. Нальбий Шабанович успешно совмещал режиссерскую работу с педагогической в Майкопском филиале Российской академии театрального искусства, где обучал студентов актерскому мастерству. С ними он поставил дипломный спектакль «Собаки» Л. и А.Чутко, включенный в репертуар театра. Эта студия вот уже 13-й год активно занята в спектаклях, они прекрасно играют разнохарактерные роли.

Княжеская дочь Мэдэя

Для режиссера Нальбия Тхакумашева спектакль «Мэдэя» был особенным. Пьеса Кадыра Натхо привлекла его оригинальной версией сюжета, заимствованной у древнегреческого трагика Еврипида («Медея»). К постановке режиссер приложил всю мощь своего таланта и создал высокую трагедию с учетом адыгской ментальности, колорита, обычаев. Спектакль захватывает острым конфликтом, трагически насыщенной сюжетной линией, прекрасно созданными образами: Мэдэя (А.Гонежук), князь и княгиня (З.Зехов и М.Зехова), предводительница хора (М.Уджуху), ведущий хасэ (Ю.Чич), Креонт (М.Кукан), Ясон (А.Хакуй, А.Жудов).

Художественное оформление с национальной символикой (Р.Сиюхов), колоритные костюмы (Л.Даурова), специально созданная музыка (А.Готов) сделаны на высоком профессио­нальном уровне и вызывают восхищение.

Достойно был представлен спектакль на театральных фестивалях «Наш Кавказский меловой круг» в Майкопе и «Кубань театральная» в Краснодаре, был удостоен дипломов в разных номинациях. Постановка также имела большой успех в Москве на гастролях театра.

После «Мэдэи» режиссер очень хотел поставить пьесу поэта и драматурга Н.Куека «Нарт джэгукIэхэр» («Игры нартов»), но не суждено было сбыться его желаниям. В 2012 г. Нальбий Шабанович Тхакумашев — выдающийся режиссер, оставивший своим блистательным талантом яркий след в театральном искусстве Адыгеи, ушел из жизни.

28.03.2018 в 11:00
Возрастная категория материалов: 16+