Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Артура Лаутеншлегера / САФото Артура Лаутеншлегера / СА

Недавно в республике прошел конкурс «Воспитатель года — 2018». Победителем стала воспитатель детского сада №32 «Соловушка» города Майкопа Ольга КАУРИНА. Для нее участие в конкурсе было дебютом, и очень успешным. «СА» выяснила у педагога, в чем секрет профессионального мастерства, как увлечь детей и научить родителей понимать мир ребенка.

Ольга Александровна, расскажите, как вы пришли в профессию?

— Окончив школу, я поступила в Адыгейский педагогический колледж им.Х.Андрухаева. Тогда я еще не была уверена, что стану воспитателем: это был, скорее, неосознанный выбор. Но когда прошла первую практику в детском саду, поняла: буду работать с детьми и дальше. Я продолжила обучение в Адыгейском государственном университете. И вот уже 10 лет дружу с дошкольниками. Считаю, что профессия воспитателя — одна из самых интересных. Мне кажется, даже в студенческие годы не было такого азарта и драйва, который я получаю, работая с детьми. Воспитатели, на мой взгляд, одни из самых творческих, инициативных, активных и артистичных людей. В каких героев мы только не перевоплощаемся для наших малышей! Заметила, что и сама изменилась под влиянием профессии. Лишь придя в детский сад, я раскрылась творчески. Профессия воспитателя стала моим призванием, помогла найти свою дорогу, свое место в жизни, дала возможность искренне отдаваться любимому делу, дарить свою любовь, знания детям и не сгорать от этого, а становиться лучше и богаче душой.


Современный воспитатель — творческий, целеустремленный, самостоятельный, образованный и даже неугомонный взрослый ребенок


Бывает, что родителю сложно справиться и с одним ребенком, причем родным, а вы справляетесь с целой группой детей. В чем секрет?

— Вы знаете, я уверена, что ребенку нужна ласка. В педагогике считается, что для развития малыша нужно дарить ему четыре объятия в день, а для хорошего развития ему нужно двенадцать объятий в день. Ребенок проводит в детском саду примерно девять часов в день. Это больше, чем в семье. Кто, как не воспитатель, по сути вторая мама, должен заботиться о малыше, дарить ему ласку? Шепнуть на ушко доброе слово, когда он не хочет днем засыпать, или уговорить доесть кашу? Ребенок должен приходить в детский сад и чувствовать здесь заботу. И в первую очередь ему здесь должно быть интересно. Если ребенку скучно, то можно потерять его внимание. А форм увлечения детей очень много — игровая, познавательная, исследовательская, проектная деятельность и так далее.

У каждого воспитателя — целый арсенал наработок. И если справляешься с одним малышом, то справишься и с целой группой.

Одним из этапов конкурса «Воспитатель года» было открытое занятие с детьми, причем совершенно незнакомыми. Как вам удалось всего за 20 минут познакомиться с ними, увлечь их и еще чему-то новому научить?

— Признаюсь, для меня это конкурсное испытание было самым серьезным. Во-первых, оно проходило в другом дошкольном учреждении и с незнакомыми мне детьми. А во-вторых, нам было отведено очень мало времени на подготовку, так как задание было получено накануне вечером. В нем были обозначены образовательная деятельность — «Формирование математических представлений» на тему «Подводный мир» и возрастная группа детей. Я предложила дошколятам игру — путешествие по сказке. Мы с ними отправились в «подводное царство» на поиски Золотой рыбки. А по пути нас ждали морские обитатели, которые предлагали ребятам решить «морские примеры», логические задачи, распутать головоломки. В конце путешествия я предложила детям нарисовать Золотую рыбку на прозрачном планшете. Все задания они выполняли с большим вниманием, интересом и восторгом. Я даже не заметила, как пролетело время. И дети не заметили, потому что были увлечены.


Я научилась смотреть на мир восторженными глазами детей и ежедневно просыпаться в ожидании чуда


Сегодня дошкольное образование становится первой ступенью общего образования. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) детский сад должен давать не знания в чистом виде (читать и писать), а другие компетенции. Это лучше или хуже для дошколят?

— Работа воспитателя в рамках стандарта, помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, должна быть нацелена на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Работая по ФГОС, каждый педагог детского сада должен поддерживать детскую инициативу и самостоятельность. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение посредством игровой деятельности, так как ведущий вид деятельности в детском саду — игра. Ребенку кажется, что он просто играет, развлекается, а на самом деле обучается, общается со сверстниками и взрослыми, открывает в себе новые таланты.

Наверное, вы, как педагог, и родителей иногда направляете в нужное русло, учите их понимать своего ребенка?

— Конечно! Существуют разные формы взаимодействия с родителями: консультации, индивидуальные беседы, круглые столы, на которых мы обсуждаем общие для всех проблемы, как, например, кризис трех лет. Бывает, дети приносят в детский сад дорогие игрушки, телефоны или планшеты, которые могут сломать. Родители разрешают, лишь бы их чадо не плакало. Конечно, в группе это создает проблемы. Приходится объяснять не только малышам, но и родителям, что этого делать не следует, ведь в детском саду гораздо больше интересных игр и занятий.

А кто-то приносит в группу любимую книжку, но с таким непонятным сюжетом или страшными иллюстрациями про монстров и чудовищ, которые просто ему не по возрасту и вызывают тревожность и страхи. И кто, как не воспитатель детского сада, может рассказать родителям о пользе семейного чтения, подсказать список детской литературы, которая влияет на становление личности ребенка. Дело ведь в том, что, включив телевизор или компьютер ребенку, родители могут заняться своими делами. От малыша нет шума, с ним не надо идти на прогулку или читать ему. Так, конечно, проще. Но не лучше. Детям нужно общение. Нужно понимать мир ребенка, быть с ним наравне, дать ему некоторую самостоятельность, но в то же время находиться с ним рядом, чтобы он чувствовал поддержку. Не нужно его и с кем-то сравнивать, ведь каждый ребенок индивидуален, каждый — личность.

Сейчас часто родители предпочитают детскому саду семейное воспитание. На ваш взгляд, где преимущества?

— Безусловно, родители — это первые педагоги. Но, на мой взгляд, детский сад ребенку необходим. Это живое общение. Дети учатся существовать в социуме. Когда малыш первый раз переступает порог детского сада, отрывается от мамы, ему не очень-то комфортно, бывают и слезы. Это период адаптации. У кого-то он проходит за один день, у кого-то за неделю. Но если ребенок видит, что здесь его окружают заботой, любовью, он вскоре с удовольствием будет ходить в детсад. А мамам придется набраться терпения, поддержать своего малыша, не пугать детским садом, а рассказать, что там он найдет друзей, узнает что-то новое.

Каким вам видится портрет воспитателя XXI века?

— Мне кажется, современный воспитатель — творческий, целеустремленный, самостоятельный, образованный и даже неугомонный взрослый ребенок. Это педагог, уважающий личность ребенка, знающий его особенности и развивающий его способности. Каждый малыш талантлив по-своему. Заметить, разглядеть его дар и, главное, развить — задача воспитателя. Даже если ребенок сомневается в себе (не могу нарисовать, слепить и так далее), воспитатель должен его приободрить — ты все сможешь, у тебя все получится.

Что дало вам участие в конкурсе «Воспитатель года»?

— Это был мой дебют. На участие меня подвигли мои коллеги и заведующая нашим детским садом Владлена Николаевна Кононова, которые поверили в меня и помогали готовиться к каждому этапу, делились советами, наработками. Готовясь к такому ответственному мероприятию, необходимо было достойно представить свою работу, свой детский сад. Хочу выразить благодарность Министерству образования и науки республики за организацию этого мероприятия. Такие конкурсы стимулируют воспитателя, побуждают искать новые формы, приемы общения с детьми, обмениваться опытом с лучшими педагогами республики, учиться у них.

Для меня конкурс стал еще одной ступенькой к успешному освоению профессии воспитателя. Достигнутый успех окрыляет и открывает передо мной новые возможности для постановки новых целей, дает уверенность в своих силах, способностях, возможностях.

Теперь мне предстоит участие во всероссийском этапе конкурса «Воспитатель года — 2018» в городе Орле уже осенью. Предстоит большая работа, поэтому уже сейчас я начинаю готовиться. Конечно, волнуюсь и переживаю, но я приложу все силы, чтобы достойно представить Адыгею на этом уровне.

В чем ваш профессиональный секрет?

— В любви к детям, в добром отношении к каждому ребенку, в умении зажечь искорку добра, радости в маленьком сердце. Я научилась смотреть на мир восторженными глазами детей и ежедневно просыпаться в ожидании чуда. Многократное проживание детства позволяет сохранить оптимистический взгляд на жизнь и жить, как дети, настоящим временем.

24.04.2018 в 10:34
Возрастная категория материалов: 16+