Юность, опаленная войной

В 93 года, прожитые Владимиром Денисовичем Гапонюком, вместилось столько событий, что хватило бы на несколько жизней. Помнит он и голод 1933 года, и годы, проведенные в Германии, и фронтовые будни.
Родился и вырос он в небольшой белорусской деревне, которая находилась на территории Польши.
— Я был подростком, когда началась война. Фашисты вошли в деревню без единого выстрела. Они не грабили местное население, не зверствовали. Все было тихо, мирно, как вдруг в один из дней прошла облава. Эсэсовцы прошли по домам и забрали молодежь: ребят, девчат. Нас выстроили возле сельсовета и стали отбирать самых крепких, здоровых, — вспоминает ветеран. — А как было воспротивиться этому? Деревня наша маленькая, укрыться от немцев было негде, вот и пришлось нам, подросткам, отправиться на чужбину в качестве батраков.
Десять ребят из их деревни привели в местную школу и закрыли на замок. Под окнами школы голосили матери, сестры, но фашисты отгоняли местных жителей прикладами автоматов. На следующее утро ребят повели строем на железнодорожную станцию, в город Бельск.
— Мне мать успела сунуть в руки завернутый в платок кусок хлеба, вот им я и питался все дни, что нас в вагонах-телятниках везли в Германию, — вспоминает ветеран. — В них нас было битком, ехали стоя, ни воды, ни еды нам не давали. Ели то, что было с собой, у кого не было даже куска хлеба, с теми делились… Нас привезли в Восточную Пруссию, выгрузили из вагонов и повели на центральную площадь. Нас, молодежи, было много. В этот день прибыло еще три или четыре вагона. Ближе к обеду на площадь стали съезжаться местные жители-немцы и выбирать себе работника. Ко мне подошел немец, ощупал руки, ноги, одобрительно похлопал по спине: «Штарк!» — крепкий, значит… Так я оказался в работниках у бюргера.
Хозяйство у немца было не маленькое — десять коров, четыре лошади, свиньи, домашняя птица. За всем этим и должен был ухаживать подросток Владимир. Для жилья ему отвели угол в коровнике, кормили. Обычно это были горячая похлебка да кусок хлеба. В обязанность работника входила в том числе и дойка коров. Дело это было новое для Владимира, но жизнь всему научит.
— Работы было очень много, я вставал с восходом солнца и ложился спать за полночь. Удивляюсь, откуда у меня, подростка, было столько сил, чтобы успевать справляться со всеми обязанностями. Мне еще повезло с хозяином, он был не жестокий, особо не наказывал, только кричал. А вот других ребят, кто был в работниках, бывало, что и избивали хозяева, — рассказывает Владимир Денисович. — Как же мы ждали, когда наши войска одержат победу над фашистами!
И такой день настал. В 1944 году местечко в Восточной Пруссии, где находился в работниках Владимир, заняли наши войска. Ребят, конечно же, освободили, повели в баню, накормили, выдали им новенькое военное обмундирование и зачислили в войсковую часть.
— Месяца два нас обучали, как обращаться с оружием, как маршировать, потом перебросили на передовую, под Кенигсберг. Так что мы, как говорится, попали с корабля на бал, — говорит ветеран. — Бои шли ожесточенные, у меня был пулемет Дегтярева, вот из него я от всей души и «поливал» фрицев.
В феврале 1944 года Владимира Гапонюка в одном из боев ранило. Пуля, пройдя навылет, раздробила кости руки, лопатку. Залечивать рану в военном госпитале пришлось целых четыре месяца. Затем был взвод для выздоравливающих при госпитале. Воинскую службу Владимир Гапонюк завершил в Литве, в 1950 году. За это время его родители успели переехать из деревни в Майкоп. В их семейном архиве бережно хранилась уже пожелтевшая от времени самая первая фотография родителей фронтовика с надписью: «Мы в Майкопе», которая датирована февралем 1944 года.
— А как я нашел своих родных в Майкопе — это целая история, — улыбается ветеран. — Письма с фронта я отправлял им по старому адресу, в деревню, а ответа все не было и не было… Переживал, конечно же, думал всякое, это же война. Но, видимо, кто-то из деревенских жителей все же переслал родителям одно из моих писем с обратным адресом, и потом уже они сообщили мне о переезде в Майкоп. Так мы и встретились…
После демобилизации Владимир Гапонюк приехал в Майкоп, устроился на работу автослесарем, затем окончил курсы шоферов, устроился водителем в «Ремкомбинат». Женился на красавице Варваре, построил дом, вырастил дочь Галину.
Владимир Гапонюк в свои 93 года по сей день уверенно водит и при необходимости чинит свои старенькие «Жигули».
— Заметьте, у меня свыше 65 лет безаварийной езды за рулем, — улыбается фронтовик. — Конечно же, я не каждый день выгоняю своего «железного коня» из гаража — только при необходимости, но ни я, ни дочь пока что общественным транспортом не пользуемся.
К сожалению, супруга Владимира Денисовича, с которой он прожил в любви и согласии 63 года, уже ушла из жизни. Но на День Победы фронтовик вместе с дочерью обязательно поучаствуют в праздничном шествии, затем пойдут в городской парк отведать солдатской каши.