Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото Алексей ГусевФото Алексей Гусев

Сколько Адыгея зарабатывает на налогах, какой из муниципалитетов приносит больше всего доходов, какая сфера является самой затратной и почему республика «потеряла» 1,3 млрд. рублей потенциальных доходов? Эти вопросы осветили в ходе публичных слушаний по исполнению республиканского бюджета Адыгеи за 2017 год. Участие в них приняли депутаты регионального парламента, представители органов республиканской исполнительной власти, общественность.

Публичные слушания являются обязательной частью бюджетного процесса. Формат их проведения позволяет открыто донести до общественности итоги минувшего года, обеспечивает прозрачность деятельности органов исполнительной власти и предоставляет возможность каждому жителю высказать свое мнение по этому вопросу. Какие итоги по 2017 году? Как и в предыдущие годы, сохранялась социальная направленность бюджета. Собственные доходы выросли по сравнению с 2016 годом без малого на 447 млн. рублей. Темп роста составил 105,2%, — прокомментировал премьер-министр региона Александр Наролин.

Формат проведения публичных слушаний позволяет открыто донести до общественности итоги минувшего года

По итогам прошлого года Адыгея заняла 5 место среди субъектов России с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных. А среди регионов ЮФО Адыгея по этому показателю на втором месте.

Объем доходов консолидированного бюджета региона в 2017 году превысил 19 млрд. рублей. Расходы составили более 19,7 млрд. рублей. Дефицит консолидированного бюджета — 708,7 млн. рублей.

Детальный анализ исполнения республиканского бюджета в 2017 году представила первый заместитель министра финансов Адыгеи Екатерина Косиненко.

Доходы республиканского бюджета Адыгеи за 2017 год превысили 15,8 млрд. рублей (104,6% к 2016 году). Расходы — более 16,4 млрд. рублей (111,8% к 2016 году). Дефицит сформировался в размере 642,5 млн. рублей.

При этом значительный объем дополнительных поступлений бюджетных средств был направлен на финансирование дефицита республиканского бюджета, в том числе на погашение долговых обязательств республики.

В 2017 году сохранилась тенденция консолидированного бюджета республики к уменьшению его дотационности.

Удельный вес дотаций снизился до 19,8%, что ниже показателя за 2016 год (21,9%). 

Доходы

фото министерство финансов РА
фото министерство финансов РА
В структуре налоговых и неналоговых доходов за 2017 год на первом месте доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты и алкогольную продукцию — 30,5%. Немногим меньше — 30,3% — налог на доходы физических лиц. Далее в структуре доходов налог на прибыль организаций (20,4%), на имущество (10,6%), на совокупный доход (4,5%), неналоговые доходы (2,8%) и прочие налоги (менее 1%).

При этом в связи с изменением с 2017 года механизма распределения доходов, поступающих от акцизов на крепкий алкоголь и от уплаты акцизов на нефтепродукты, в Адыгее сформировались выпадающие доходы в сумме около 1,3 млрд. рублей.

Еще в 2016 году акцизы на крепкий алкоголь распределялись в пропорции: 40% — в республиканский и 60% — в федеральный бюджеты. С прошлого года норматив изменен — по 50%. При этом был установлен предельный объем налоговых доходов — 651,9 млн. рублей. Кроме того, из фонда перераспределения поступило доходов от уплаты акциза на крепкий алкоголь по итогам 2017 года 70,9 млн. рублей (распределение в соответствии с долей Республики Адыгея в розничной продаже крепкой алкогольной продукции в России в 2017 году). Аналогичная ситуация произошла и с доходами от уплаты акцизов на нефтепродукты: снизился норматив распределения и норматив зачисления с 88% до 61,7%.

В разрезе территорий основной объем налоговых поступлений в республиканский бюджет обеспечили Майкоп — 48%, Тахтамукайский район — 18% и Майкопский район — 10%.

Задолженность

За 2017 год задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему России увеличилась на 328,9 млн. рублей и превысила 1,7 млрд. рублей. Недоимка увеличилась на 76,6 млн. рублей и составила 859,5 млн. рублей. Основной прирост недоимки произошел по транспортному налогу — на 43,6 млн. рублей и земельному налогу — на 43,4 млн. рублей.

Расходы

В структуре расходов наи­больший объем — более 4,7 млрд. рублей — приходится на раздел «Социальная политика». При этом значительная часть средств уходит на взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения — свыше 1,8 млрд. рублей, или почти 29%. Далее в структуре расходов сфера образования — почти 3,7 млрд. рублей (22,5%), национальная экономика — более 2,9 млрд. рублей (17,9%) и здравоохранение — свыше 1,6 млрд. рублей (9,9%).

фото министерство финансов РА
фото министерство финансов РА
Таким образом, социальная направленность республиканского бюджета сохраняется и составляет 73% от общих расходов бюджета. Приоритетом в части исполнения социальных обязательств оставалось обеспечение выплаты и повышения заработной платы бюджетникам по майским указам.

Общий объем расходов на капитальные вложения в объекты госсобственности и софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности превысил 1,4 млрд. рублей, что на 16,5% больше, чем в 2016 году. Около 958,4 млн. рублей выделено из федерального бюджета. Больше всего средств израсходовано на объекты здравоохранения — 33,1%, инфраструктуру к объектам туризма — 25,6%, инфраструктуру поддержки малого бизнеса — 14,7%.

В результате освоения капитальных вложений в 2017 году открылось новое отделение Майкопской городской поликлиники №1, начато строительство лечебного корпуса с поликлиникой в ауле Тахтамукай, диагностического центра. Завершена реконструкция существующего здания детского отделения Адамийского психоневрологического дома-интерната, строительство автомобильной дороги Уляп — Тенгинская, реконструкция примыкания улицы Гагарина к автомобильной дороге Яблоновский — Старобжегокай в Тахтамукайском районе, строительство фельдшерско-акушерского пункта в хуторе Причтовском Майкопского района. Также продолжено создание АгроБизнесИнкубатора, обеспечивающей инфраструктуры Туристско-рекреационного кластера «Ворота Лаго-Наки», газификация, водоснабжение сельской местности, строительство школ, спортивных объектов.

Дорожный фонд

Расходы Дорожного фонда Адыгеи за счет республиканских средств составили более 1,3 млрд. рублей. Это в 1,4 раза больше, чем в 2016 году. Освоение средств составило 90,9% от запланированного показателя.

На повышение уровня транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения направлено 948,2 млн. рублей, межбюджетные трансферты местным бюджетам на автодороги общего пользования местного значения предоставлены в сумме около 450 млн. рублей. Расходы на управление дорожным хозяйством, прочие мероприятия в данной сфере, а также обслуживание бюджетного кредита составили 79,8 млн. руб. Неиспользованные остатки бюджетных ассигнований дорожного фонда направлены на увеличение дорожного фонда текущего года.

Межбюджетные отношения

В 2017 году передано межбюджетными трансфертами муниципалитетам свыше 5,6 млрд. рублей, что почти на 28% больше, чем годом ранее.

Наблюдается положительная динамика по всем показателям предоставленных бюджетных кредитов местным бюджетам из республиканского бюджета. Получение кредитов местными бюджетами в 2017 году снизилось по сравнению с 2016 годом в 2,7 раза (2016 год — 615 млн. рублей, 2017 год — 221,6 млн. рублей). Общий объем задолженности местных бюджетов республиканскому по предоставленным бюджетным кредитам снизился на 7,1% (на 1 января 2017 года — 933,7 млн. руб., на 1 января 2018 года — 867,4 млн. руб.).

Госдолг

Объем государственного долга республики на начало 2018 года составил 3,8 млрд. рублей, в том числе бюджетные кредиты из федерального бюджета — более 1,9 млрд. рублей, кредиты кредитных организаций — 1,8 млрд. рублей.

По итогам исполнения республиканского бюджета за 2017 год отношение государственного долга Адыгеи к доходам республиканского бюджета (без учета объемов безвозмездных поступлений) составило 42,1% и соответствует требованиям бюджетного законодательства, а также условиям соглашений, заключенных с Минфином России.

Увеличение объема государственного долга произошло в связи с привлечением в декабре 2017 года заемных средств от кредитных организаций в сумме 1,2 млрд. рублей на финансирование дефицита республиканского бюджета, а также на выполнение всех социальных обязательств. Вместе с тем удалось сократить расходы на обслуживание госдолга в связи с досрочным погашением кредита в ПАО «Сбербанк России».

В среднесрочном периоде планируется поддержание долговой нагрузки на уровне, позволяющем гарантированно выполнять обязательства, принятые на себя республикой, за счет наращивания темпов роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета, а также за счет проведения взвешенной долговой политики.

Таковы основные итоги исполнения республиканского бюджета за 2017 год. Результатами стали сохранение его социальной направленности, выполнение условий соглашений, заключенных между Минфином России и Республикой Адыгея. Не допущено образования просроченной кредиторской задолженности, реализованы мероприятия в соответствии с майскими указами, выполнены принятые бюджетные обязательства, обеспечена сбалансированность и устойчивость республиканского и местных бюджетов, — резюмировала Екатерина Косиненко.

18.05.2018 в 10:41
Возрастная категория материалов: 16+