Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото нальмэс.рфФото нальмэс.рф

Победителем республиканского конкурса «Учитель года — 2018» и обладателем «Хрустального пеликана» стал учитель информатики и ИКТ Адыгейской республиканской гимназии Евгений Лебедев. В интервью «СА» он рассказал о роли педагога-мужчины в школе, использовании гаджетов на уроках и секретах профессии дальнего действия.

— Евгений Константинович, мужчина-учитель в школе редкость в наши дни. А вы в педагогике уже 18 лет…

— Пошел по стопам родителей: отец Константин Ильич — учитель физики Кужорской средней школы №12 Майкопского района, почетный работник общего образования, мать Наталья Борисовна — учитель математики, заслуженный работник народного бразования Адыгеи. Вслед за отцом я занимался спортивно-туристским многоборьем. И первая работа с детьми у меня была именно в этом направлении. Будучи еще студентом университета, вел кружок в кужорской школе. Кстати, сегодня на этом месте один из моих учеников обучает уже следующее поколение спортсменов.

Работа с детьми увлекла меня. В студенческие годы работал в летних математических школах, которые организовывал декан факультета математики и компьютерных наук Адыгейского госуниверситета Дауд Мамий. Этот опыт был значимым. Я увидел людей, которые точно знают, что они делают, как идут к своей цели. И это подтолкнуло к работе в школе.

— Чем мужчина-педагог отличается от женщины-учителя?

— Мужчина-педагог — необходимость в современной школе. Мужское слово играет немаловажную роль. Для ребенка оно может быть ключевым или, по крайней мере, значимым в его жизни.

— Как вы организуете свои уроки, чтобы детям было интересно?

— Методов проведения качественных уроков много. Современные методики позволяют это делать живо и интересно. Стараюсь показывать практическую значимость информационных технологий в современном мире, объяснить детям, что они являются потребителями, а не создателями этих самых технологий. Мы все ими пользуемся, но мало кому интересно, как они создаются, как правильно ими пользоваться. Стараюсь делать это не для галочки, а со смыслом. Рассматривая очередную тему, мы пытаемся понять, где это в реальном мире применяется, как работает и почему необходимо.

— Не секрет, что сегодня гаджеты стали конкурентами учителя на уроке. Дети периодически отвлекаются на них, переписываются…

— Поток воспринимаемой информации ограничен — дети либо слышат то, что сказал учитель, либо что-то читают в телефоне. Другого варианта нет. Но если урок интересный, думаю, никто переписываться не будет. Сидеть за компьютером, выполнять практическую работу и одновременно пользоваться телефоном у них не получится.

Нужно сделать так, чтобы дети, используя свои гаджеты, делали на уроке то, что нужно мне, а не им. Сейчас есть множество цифровых технологий, которые периодически применяю на уроке. У нас в кабинете есть ящик, куда перед началом урока ребята складывают телефоны и не пользуются ими. Поскольку у нас ЕГЭ и ОГЭ не предполагают наличия калькуляторов и вычислительных машин в процессе сдачи экзамена, дети должны уметь выполнять арифметические вычисления самостоятельно. А в плане применения планшетов и телефонов на уроке — почему бы и нет? Есть специальные ресурсы, которые позволяют проводить онлайн-тестирования. Сразу видна статистика, кто победил и т.д.

— В конкурсе «Учитель года» был открытый урок с детьми. Другая школа, незнакомые ученики. Как удалось за эти 40 минут увлечь учеников, объяснить им тему?

— Ничего сверхъестественного на уроке не было, но контакт с детьми наладил сразу. С первых минут, когда начал задавать вопросы, дети стали отвечать, и это дало ход уроку. Первоочередное — это построить структуру урока так, чтобы завладеть вниманием детей. Из того, что они успели тебе рассказать, предложить им практическую работу, сделать возможность работы в группах. Плюс если им «дать в руки» цифровые технологии, мероприятие будет идти хорошо. На каждом этапе надо внимательно наблюдать за каждым ребенком, чтобы можно было поощрить его хотя бы словами, чтобы он сознавал, что провел урок не зря, а со смыслом — получил знания и мог вернуть их вам на следующем занятии.

В век цифровых технологий учитель может учить детей, не выходя из дома. Но горящих детских глаз будет все равно не хватать

— Как поощряете своих учеников?

— Добрые слова всегда приводят к результату. Понятно, что все дети разные, с разным уровнем подготовки. Для одних пятерку легко получить, а другие тройку добывают с трудом. Для последних слова поддержки: «Молодец! Давай, вперед!» — очень важны. Для отличников оценка не всегда ценна: сделал и сделал. Но и их нельзя выпускать из внимания. Сегодня получил «пять», а завтра расслабился — и «два». Надо успевать пообщаться и с теми, и с другими. Это точечная работа с каждым ребенком.

— Какова, на ваш взгляд, миссия учителя XXI века. Какой он — современный педагог?

— Миссия одна — мы должны готовить и выпускать в жизнь людей, которые смогут обучаться и двигаться дальше. Тенденция современного мира не предполагает только лишь обучения в школе и вузе. Учиться надо будет всю жизнь. Это как раз одна из тех вещей, от которых я получаю удовольствие в своей педагогической деятельности, — постоянное обучение — у детей, у коллег. Тот же конкурс «Учитель года» дал мне колоссальный опыт. Смотришь на других — понимаешь, что и ты многое можешь, перенимаешь интересные идеи. И этот процесс не останавливается. Собственно этому и надо обучать детей. Педагогический девиз, с которым я выступал на конкурсе, — «Учить, чтобы не только знали, но и умели учиться». Сегодня многие дети совершенно не умеют учиться. Но если им донести информацию, которая их заинтересует, они пойдут искать ее, добывать, а это и есть процесс обучения. Работать ведь сегодня можно не только на кого-то, а самому создавать свое рабочее место, различные стартапы и зарабатывать.

— В конкурсе победили с первого раза?

— Нет, я участвовал в конкурсе в 2005 году. Тогда стал призером муниципального этапа. Но в какой-то момент почувствовал, что надо что-то сделать. Моя смена работы, переходы из школы в школу давали понимание того, куда двигаться дальше. Недавно вернулся в Адыгейскую республиканскую гимназию, и, видимо, не зря. Решил поучаствовать в конкурсе и выиграл. Самым сложным этапом для меня была визитка — надо было учить слова в стихотворной форме, а мне это тяжело дается. И еще написание эссе. Как учитель информатики, я редко держу в руках шариковую ручку. А порассуждать было интересно, тема была общая для всех: «Профессия учитель — профессия дальнего действия».

— И что это за действие?

— Как информатик рассуждал о том, что в век цифровых технологий учитель может учить детей, не выходя из дома. Но горящих детских глаз будет все равно не хватать. Дистанционные технологии давно и успешно работают, но нужно и живое общение. Сейчас активно развивается робототехника, но чтобы роботы стали обучать людей — вряд ли. Да, есть последовательно запрограммированные действия. Но одна из тех вещей, которые я объясняю детям, — ни в одну игру выиграть нельзя. Ребята удивляются: «Как, ведь я сто раз проходил уровни?!». Но куда ты приходил? В одно место, которое создано программистом этой игры. Технологии есть — умные и удобные. Но компьютера, который будет объяснять ребенку, как сделать что-то, нет. Здесь важен человек.

 — Что бы вы посоветовали молодым людям, выбирающим профессию учителя?

— Тут возникают вопросы: «Кто, если не я?» и «Почему я?». Если человек готов общаться с детьми и добиваться результатов, пытаться с ними по-доброму конфликтовать, чтобы вывести их на какой-то новый уровень, то в школу можно спокойно идти. Наверное, многим учителям из школы можно было бы уйти совсем и заниматься, к примеру, бизнесом. Но тогда им чего-то бы точно не хватало. Даже в те полтора летних месяца отпуска, которые не заняты школой, начинаешь скучать, думать: а что я буду делать? У меня был опыт работы в программировании, создании web-сайтов. Но в этом случае: я что-то сделал, оно работает, но оно безжизненное. А я люблю, когда есть ответная реакция. Дети, их восприятие и твое взаимодействие с ними — все это играет большую роль. И в школе никогда не устаешь: каждый год что-то новое в работе и дети каждый год новые приходят. Нет единообразия и некогда скучать.

— Теперь вам предстоит показать свой опыт на российском уровне, чего ждете от этого этапа?

— Новых эмоций и новых идей. Хочется себя показать и других посмотреть. Настроен вполне оптимистично. Хочу «привезти» какую-нибудь номинацию, а лучше «Большого пеликана» в родную республику.

— Желаем вам удачи!

19.06.2018 в 10:56
Возрастная категория материалов: 16+